124
125
126
127
ТЕХНИКАГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ»-2010Без проигравшихГран-при «За рулем» – это не просто конкурс, определяющий лучшие автомобили российского рынка, дебютировавшие в прошедшем году. Цель нашего состязания более глубокая. Полученные в ходе голосования результаты – основа для серьезного анализа потребительских предпочтений. Что нравится, а что не устраивает в представленных автомобилях, как та или иная модель выглядит на фоне конкурентов. Предлагаем обзор основных тенденций рынка, построенный на результатах последнего Гран-при.МАТЧ ГЕРМАНИЯ – ЯПОНИЯИтак, в  Гран-при участвовало 43  автомобиля. Из них 15 – немецкого происхождения, 13 японских, семь из Республики Корея, четыре французские модели, два «англичанина» и  по  одной машине из  Испании и  Чехии. Конечно, в  этом разделении есть определенная условность. Ведь, к  примеру, испанский СЕАТ и  чешская «Шкода» – подразделения немецкого концерна «Фольксваген», а  «Фиеста»  – продукт глобального концерна «Форд», деятельность которого не  ограничивается только Америкой или Германией. Тем не  менее по  сложившейся традиции все  же станем считать «Фиесту» немецким автомобилем (основная работа над компактными «фордами» ведется в Германии), а «Шевроле-Круз» – корейским. Последний, хотя и несет американскую марку,  – типичное детище корейского автопрома. И еще: в списке нет ни одной итальянской или чисто американской модели. Как и  российской. Итальянцы, похоже, взяли тайм-аут: серьезные новинки у них появятся только в 2010 году. Российские предприятия и  раньше не  баловали радикальными обновлениями модельного ряда. А  в  условиях кризиса отрасли преодолеть эту тенденцию им вряд ли по силам. Американцам сейчас тоже не  до  новых моделей – особенно концернам «Дженерал моторс» и «Крайслер». Немецкие машины изначально имели численный перевес над остальными участниками, поэтому нет ничего удивительного в том, что и Золотых Пегасов они получили больше всех – семь из десяти. С другой стороны, «японцы» не  сильно отстали от Германии по количеству заявленных на конкурс моделей – 13 против 15. Однако конечный результат Японии оказался гораздо более скромным  – всего три первых места. Соотнеся завоеванные награды с  количеством автомобилей-претендентов (то есть разделив число первых мест у той или иной страны на число заявленных моделей), получим коэффициент эффективности победы. У  Германии он равен 0,67, у Японии – 0,23. Как видим, превосходство немцев трехкратное.124 За рулем 02/2010Ездовые качестваПрактичностьЦена/качествоКомфортПрогрессивные технологии ПрестижДизайнИнтересно, что на  вторых местах нет ни  одной японской машины. Видимо, если модель с  Востока не  стала очевидным бестселлером, она автоматически попадает в  «безликий ширпотреб» – третьего не дано. С «немцами» иная ситуация: шесть «серебряных медалей». Далее идет Англия с любопытным достижением: обе участвовавшие в конкурсе британские модели получили твердые вторые места. Затем Франция – ее единственное «серебро» добыто «Ситроеном-C3 Пикассо».КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ СИЛЬНЕЕ?Посмотрим, кто достиг превосходства по  отдельным критериям оценки (см.  диаграммы). Здесь также нет откровений – почти во всех дисциплинах лидируют немецкие модели, причем как минимум с  двукратным отрывом от  ближайшего соперника  – обычно японского. И только один раз – в категории «Цена/качество» – на второе место вышла Корея. В номинации «Прогрессивные технологии» Германия всеКАК ВЫБИРАЮТ ПОБЕДИТЕЛЕЙМетодика определения лучших автомобилей Гранпри-2010 в целом повторяет удачно опробованную редакцией в прошлом году. За одним весомым исключением – число присланных читателями анкет возросло более чем вдвое, превысив 47 тысяч. А значит, мы можем сделать гораздо более глубокий и достоверный срез потребительских предпочтений. И с еще большей долей вероятности отсеять случайный фактор выбора. В остальном все осталось попрежнему. Из множества новых моделей, выведенных на российский рынок, мы отобрали 43 (самые новые, самые лучшие) и распределили их по десяти классам. А затем предложили читателям заполнить таблицу, где каждый автомобиль требовалось оце-таки не  смогла победить Японию, согласившись на  ничью. Это единственный пример, когда была прервана гегемония немецких машин. Однако, несмотря на  явный перевес немецкого подхода к  созданию автомобиля, победу в  споре за  наибольшее количество первых мест, собранных в различных категориях, поделили «Мерседес-Бенц  Е Купе» и  кроссовер «Лексус-RX». Они показали абсолютное превосходство в классах спорткупе и  вседорожников соответственно, победив в пяти дисциплинах из семи. По  четыре победы одержало гораздо больше машин. Но и здесь свои лидеры. К  примеру, «Мерседес-Бенц», у  которого любая из  трех моделей занимала первую ступеньку подиума минимум четырежды. Причем каждая из  этой троицы брала первые места за  практичность, комфорт и  прогрессивные технологии. На  одном уровне с «Мерседесом» марка «Хонда», при том что «Джаз» – единственная ее модель в конкурсе. Из трех претендентов фирмы «Фольксваген» по четыре победы завоевали только массовые «Поло» и «Гольф». Купе «Сирокко» в компании одноклассников оказалось слишком слабым, показав явное преимущество только в  соотношении цена/качество. А  у  «Тойоты» семейный «Авенсис»  – вообще единственная модель, завоевавшая четыре первых места. Новички iQ и «Приус» сильны только в прогрессивных технологиях. Видимо, эти передовые модели пока «страшно далеки» от  предпочтений российского покупателя. Автомобилей, получивших по  три первых места, оказалось меньше, чем победивших четырежды. Тем не менее среди них три модели, которые уверенно заняли вторые места в общем зачетенить по семи параметрам. Машина, лучшая, по мнению читателя, в той или иной категории, получала первое место, следующая – второе и т. д. Затем места, полученные каждой моделью, суммировались, и машина, набравшая – обратите внимание! – минимальную сумму очков, становилась победителем в своем классе. Но при этом не надо считать, что автомобиль, получивший наименьшее количество очков среди всех претендентов во всех классах, автоматически становится лучшим из лучших. «Стоимость» суммы баллов сильно зависит от количества претендентов в классе – поэтому окончательный результат, показанный каждой моделью, справедлив только в сравнении с конкретными соперниками.На правах рекламы ТЕХНИКА | ГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ»-2010РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕТЕНДЕНТОВ ПО МЕСТАМ В РАЗНЫХ НОМИНАЦИЯХ Малый классМалый классБизнес-классБизнес-классVМалый+ классКроссоверыКроссоверыМалый+Компакт-классКомпакт-классВседорожникиВседорожникиКупе-кабриолетыКупе-кабриолетыСредний классСредний классЛюкс-классЛюкс-классСпортивные купеСпорт-купеЕздовые качества ПрактичностьПрогрессивные технологииИтоговое местоКомфортЦена/качествоПрестижностьДизайнПрогрессивные технологииЗдесь приведена графическая интерпретация распределения автомобилей по местам в той или иной категории. Сразу скажем: это схема упрощенная, так как мы ставили задачу только наглядно показать, какая машина стала первой или второй, к примеру по критерию «Комфорт», без учета реального отрыва по очкам. За более точной информацией рекомендуем обратиться к январскому номеру «За рулем», где были приведены подробные таблицы окончательных результатов. (каждая в  своем классе): «Ситроен-С3 Пикассо», «Ягуар-ХК» и  «ПоршеПанамера». А  еще двум  – БМВ-Z4 и  «Ауди-А4 Олроуд»  – даже удалось одержать победы в своих классах.Партнеры Гран-при «За рулем»ИМИДЖ – ВСЕЛюбопытные тенденции связаны с  имиджем той или иной марки в  глазах потребителей. К  примеру, «Мерседес-Бенц» лишь единож-ды смог завоевать первое место за лучшие ходовые качества, причем лишь тогда, когда среди соперников не  было ни «Порше», ни БМВ. «Субару-Легаси», исходя из  результатов нашего опроса,Итоговое местоЕздовые качестваКомфортПрактичностьЦена/качествоПрестижностьДизайн запомнилась только образцовой управляемостью, обеспечиваемой полным приводом в базовой комплектации. Зато проиграла во всем остальном. Три модели БМВ отметились первыми местами во  всех категориях, за исключением одной – «Комфорт». Корейские автомобили сильны только выгодной стоимостью. Причем в  этой категории явный лидер  – «Хёндай». По крайней мере, два первых места за  соотношение цена/качество достались именно этой фирме. Однако, когда речь идет о более дорогих и престижных машинах, таких как «Генезис Купе», превосходство этой марки не так очевидно. Дорогие машины массовых брендов быстро теряют в  цене, поэтому вкладывать деньги в покупку корейского купе – предприятие убыточное. Кстати, входящая в  один концерн с «Хёндай» марка КИА продемонстрировала более слабые результаты. Ситуация странная, ведь автомобили КИА по техническому уровню практически идентичны «Хёндай». Да и цены схожи. Скорее всего, причины вовсе не в самих моделях. КИА нужен серьезный ребрендинг. За примером далеко ходить не надо: посмотрите на  «Шевроле-Круз»  – продукт бывшей «Дэу», а  ныне корейского филиала «Дженерал моторс». Наши читатели считают «Круз» гораздо более престижной машиной, нежели «Хёндай-i30» и тем более «КИА-Церато», хотя конструктивно он почти не отличается от других корейских машин. Весьма показательный пример неудачного маркетинга  – «СЕАТ-Эксео». Испанцы сделали модель среднего класса, используя оборудование для производства «Ауди-А4» прошлого поколения. Видимо, это настолько возмутило наших читателей, что они «прокатили» испанский автомобиль буквально по  всем параметрам. Российский потребитель очень не любит, когда ему пытаются навязать продукт второй свежести. Вывод из  этой истории понятен  – читатели «За  рулем» весьма разборчивы, отлично ориентируются в  современных автомобилях и быстро вычисляют явных аутсайдеров. Собственно, для этого мы и  задумали Гран-при  – чтобы первые места завоевывали самые достойные и  совершенные машины. Которые получат полное доверие потребителей и  станут заслуженными лидерами российского рынка. В  итоге выигрывают все  – и автопроизводители, и покупатели новых машин.Коэффициент превосходстваКоличество первых местМаркаLexus Меrcedes-Benz Honda Porsche Сitroen Jaguar Volkswagen BMW Тоyota Skoda Оpel Аudi Ford Мazda Land Rover Hyundai Subaru Nissan КIA Chevrolet Infiniti Мitsubishi Peugeot SEAT Suzuki Renault5 13 4 3 9 7 6 2 5 1 2 1 11 3 1 1 3 3 3 1 3 1 3 2 35 4,33 4 3 3 2,33 2 2 1,67 1 0,67 0,5 0,331 2 3 4 5 6 7 7 8 9 10 11 120101302014Примечание. В целом оценить успехи той или иной компании можно, исходя из приведенной таблицы, где превосходство бренда вычисляется делением количества завоеванных первых мест на число участвовавших автомобилей. При равных результатах выигрывает тот, у кого меньше моделей при одинаковом количестве побед. Иначе – ничья.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ КОМПАНИЯМКоличество первых мест Количество моделей Коэффициент превосходства 13 4 7 19 4 12 3 2 2 3 1 3 1 3 9 2 6 2 2 2 6 5 4,33 4 2,33 2,11 2 2 1,5 1 1 0,5 0,22 Место 1 2 3 4 5 5 6 7 7 8 9ГруппаDaimler (Меrcedes-Benz) Honda BMW Volkswagen (Аudi/SEAT/Skoda/ Volkswagen/Porsche) Тата (Lаnd Rover/Jaguar) Тоyota (Тоyota/Lexus/Subaru) PSA (Peugeot/Сitroen) Ford (Ford/Маzda) General Motors (Chevrolet/Opel) Hyundai-KIA Renault-Nissan (Renault/Nissan/Infiniti)Примечание. В этой таблице мы анализируем успехи автомобильных концернов, объединяющих в себе сразу несколько марок. Как видите, в этом случае расклад заметно меняется. Правда, мы здесь упоминаем не все марки, входящие в ту или иную группу, а только принимавшие участие в розыгрыше Гран-при. Также мы не учитываем намечаемые альянсы французского концерна PSA и «Мицубиси», «Фольксвагена» и «Сузуки».На правах рекламыРЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БРЕНДАКоличество моделей Место