130
131
132
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯИх дело – трубаИдею выпускать всего три вида моторных масел Mobil 1, пригодных на все случаи жизни и для всех автомобилей, в  компании Exxon Mobil приняли на ура. Перемены в ассортиментной политике вызвали технологические изменения. Обычная технология приготовления масел выглядит так: базовым маслом наполняют большую емкость, в  нее добавляют присадкипорошки, все перемешивают миксером и направляют в фасовочный цех. Получается долго: синтез основы и фасовка проходят непрерывно, но процесс приготовления идет циклами, и  от  этого «тормоза», казалось, не избавиться. Но вот на  заводе в  Гравеншоне (Франция) придумали смеситель непрерывного действия ILB. Все происходит в трубе, протянутой от установки синтеза основы к  фасовочной линии. Расходомер определяет скорость потока первичного сырья  Только отъехал  робот-электрокар,  а под разгрузкой  уже следующий.  Каждому из сотни  с лишним роботов  дали собственное  имя. Этого зовут  Argo.  Банки перемещаются так  быстро, что  сделать резкий  снимок почти  невозможно!и  через управляющий компьютер дает команду дозаторам (их девять!) добавить присадки в такихто количествах. Здесь  же, в  трубе, состав перемешивается миксером – и готовый продукт вылетает бурным потоком: до 75 кубометров в час! Но и после «трубы» руки рабочих почти ничего не касаются – ни банок-бочек, ни руля электрокара. Расфасованное по банкам масло (весовая точность наполнения  ±2  г) также автоматически упаковывается в  коробки и  грузится на  роботизированные колесные платформы. Они сами везут груз на  склад, объезжая препятствия  – например, зазевавшегося на пути журналиста; роботы-штабелеры раскладывают палеты по  ячейкам. И  получается, на  заводе, расположившемся на площади 700  га, трудятся всего 2400 человек, из которых непосредственно маслами занимаются сто двадцать, да и те главным образом проверяют качество продукта и контролируют работу компьютеров.Джеймс Бонд бережет позвоночникПриспособление CG-Lock, по  уверению компании Lap Belt Cinch, радикально обостряет ощущения водителя на виражах, поскольку с ним обычный ремень безопасности начинает работать почти как гоночный многоточечный. Навесить его на  ремень сможет за  пять минут даже ребенок. А стоит устройство в несколько раз дешевле, чем спортивное приспособление (около 50 долларов). В чем изюминка? CG-Lock удерживает натянутой нижнюю ветвь ремня безопасности, так что водитель надежнее фиксируется в  кресле, а его вестибулярный аппарат точнее реагирует на  боковые ускорения. Замок уменьшает риск поднырнуть под ремень, если, не дай бог, случится авария. Еще один благоприятный эффект почувствовали сотни любителей дальних путешествий, установивших CG-Lock по  рекомендациям врачей-остеопатов: 90% «пациентов» отметили снижение утомляемости и  избавились от  болей в  спине. Это благодаря тому, что ремень теперь не  сползает с  бедер на  живот и  правильно распределяет нагрузку на  мышцы и  позвоночник. Эффективность устройства подтверждает и то, что его использовали каскадеры, снимавшиеся в последней серии бондианы «Квант милосердия», а также тест-пилоты известной английской автомобильной телепередачи.  CG-Lock – устройство удерживает  нижнюю ветку ремня  натянутой.  С этой блестящей  штуковиной тело  плотно прижимается  к креслу и не сползает под руль.130 За рулем 02/2010 Материалы рубрики подготовили Алексей Воробьев-Обухов и Михаил ГзовскийСлепой за рулемЗнак с  изображением черных очков некоторые выставляют за  стеклом автомобиля скорее для прикола. Но  в  будущем он может появиться и в Правилах дорожного движения – если будет внедрена разработка студентов университета в Вирджинии (США): они создали багги, которым может управлять незрячий. За  дорогой и  маршрутом следят лазерный радар и  навигатор, данные обрабатывает компьютер  – и  водитель в  наушниках получает команды: «Два щелчка направо!..». Дело в  том, что через каждые 5° поворота на  руле ощущается щелчок. Если  же руль затрясет, значит, пора тормозить.  Пощелкивающий руль доверят тем, кто пройдет обучение на тренажере. В будущем вместо баранки может  появиться джойстик.Подушки подешевеютНа  российских автомобилях подушки безопасности пока редкость. Виной тому не  в  последнюю очередь дороговизна устройства, ведь оно состоит не только из самого мешка, но и из целого ряда датчиков, контроллера, пиротехнического заряда и т. д. Что делается для упрощения и снижения себестоимости подушки?  Модуль эйрбега  TRW занимает  вдвое меньше  места, чем раньше.  В этом блоке все  датчики ускорений  для систем активной и пассивной  безопасности.Одно из  решений американской фирмы TRW затронуло тот модуль эйрбега, что в  ступице руля. Конструкторам удалось уменьшить его объем вдвое – до 1200 см³  – благодаря новому пиротехническому составу, материалу корпуса и крою подушки. Стал ли этот модуль дешевле, пока не сообщают, но, судя по тому, что дизайнеры довольны, наверное. А вот новый управляющий модуль AB plus компании «Бош» точно удешевит систему. Разработчики совместили в  одном блоке датчикиакселерометры эйрбегов и системы стабилизации ESP. Раньше это были отдельные «коробочки», установленные в  разных местах автомобиля, к  каждой из  которых шли отдельные жгуты проводов. Теперь все ускорения – линейные и  угловые для ESP, «ударные» при фронтальном, боковом и заднем столкновениях, а также при наезде на пешехода  – регистрируются в  единственном блоке. Его установят под капотом прямо на модуле гидравлики. Так что сэкономить удастся  – лишь  бы автомобиль был оборудован системой стабилизации. Впрочем, через пару лет для европейских машин она станет нормой комплектации.ТурбоэлектроходВ концепте Capstone CMT-380, представленном на автосалоне в Лос-Анджелесе, необычен выбор двигателя: это не  дизель и  не  бензиновый, а… газовая микротурбина С30 мощностью 30  кВт, вращающаяся со  скоростью 96000  об/мин. Ее  КПД  – 33%, пробег с  чисто электрических 130 км вырос до восьмисот. Мотор, работающий на  дизельном топливе, выбрасывает ничтожно мало гадостей в  атмосферу. Capstone CMT380 доставит еще и массу удовольствия любите-  Capstone CMT380 – почти ракета!лям быстрой езды: максималка  – 240  км/ч, разгон до  сотни – за  3,9  с плюс свист взлетающего самолета.За рулем 02/2010 131 ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯТакси для авиалайнераКомпании Ricardo и Israel Aerospace Industries (IAI) озаботились значительным выбросом углекислого газа при рулежке авиалайнеров от  мест приема пассажиров на борт до взлетно-посадочной полосы и обратно. Турбореактивный двигатель крайне неэффективен в  этом режиме  – топливо расходуется почем зря. Нередко используют тягачибуксировщики, но они тихоходны, да еще требуется штат весьма квалифицированных водителей. Кон  Фиксируется  переднее колесо  самолета.   Во время первых испытаний  тягача самолет  заменили сравнимым по массе  макетом.цепт TaxiBot, построенный на  базе аэродромного тягача Krauss Maffei PTS-1, интересен прежде всего тем, что управляет им… или пилот, или диспетчер на башне аэропорта. Как только переднее колесо самолета заехало на  площадку тягача, оно зажимается, но  сохраняет способность поворачиваться. Управляя колесом, пилот автоматически управляет и  самим TaxiBot, тормозя  – синхронно включает тормоза тягача. Для этого машина оснащена специальными датчиками и  управляющим компьютером. Пока в  кабине TaxiBot на всякий случай присутствует водитель, но все идет к тому, что буксировку возложат на плечи летного экипажа. Новый робот-тягач весит 52  т и  оснащен дизелем мощностью 500  л.с. Это дает возможность буксировать такие лайнеры, как «Боинг-747» и «Аэробус-А340» массой около 350 т.На цинке далеко поедемПохоже, вскоре задача создания энергоемких аккумуляторов для электромобилей будет-таки решена! И то сказать: что это за пробеги на полторы, ну, пусть две сотни километров от розетки до розетки? Швейцарская фирма ReVolt тряхнула стариной и  вернулась к известной воздушно-цинковой системе (в свое время у  нас выпускали основанные на  ней батарейки «Крона-ВЦ»). Оказывается, потенциал воздушноцинковых элементов превосходит достигнутые сегодня параметры литий-ионных аккумуляторов. Есть и другие преимущества – по части экологии и  взрывобезопасности. Поставщиком ионов в  воздушно-цинковом элементе работает… атмосферный кислород. Конечно, все не так просто, иначе мы давно ездили бы не на бензине, а на батарейках «Крона». Для  эффективной работы подобных им элементов энергопитания необходимы специальный катализатор и  пористые электроды, прозрачные для воздуха. Кислород превращается на  аноде в  гидроксильные ионы, они попадают через электролит на цинковый катод и окисляют его – тогда и возникает электрический ток. Все бы хорошо, но такие батарейки до сих пор никак не удавалось превратить в  перезаряжаемые аккумуляторы. Этому препятствовало образование дендритов цинка, которые закорачивают электроды между собой, а  также высыхание электролита (потому-то «Кроны» и продавали в герметичных пакетиках). И  вот  – прорыв! Суть новой технологии на ReVolt охраняют как зеницу ока, она защищена 11 патентами. Но о параметрах будущих аккумуля132 За рулем 02/2010Крышка Пористый электрод Прокладка Цинковый электрод Корпус   Новая батарея  в схематическом виде.  Сравнительные  удельные показатели аккумуляторов разных  систем.торов, которые должны появиться уже в 2010 году, представители компании распространяются охотно: сотни циклов перезарядки, на  каждой можно проехать до 800 километров. Прямо скажем, отважное заявление.