160
ЭКОНОМИКАДОРОГИОсторожно, шлагбаум опускается!Похоже, в ближайшие годы все основные федеральные дороги станут платными. Планы правительства на сей счет навели Игоря Моржаретто на невеселые размышления.выделяется из бюджета все меньше  – вот и решили содрать очередную шкуру с автомобилистов.«АВТОДОР» ПО НАЛОГАМ И СБОРАМБЕЗ ДУБЛЕРОВМинэкономразвития предлагает сделать платные федеральные автодороги безальтернативными, то  есть не  прокладывать бесплатные дублеры! Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обещает, что их построят, как того требует закон, но потом – когда в  стране на  то появятся средства. А  пока финансировать развитие транспортной инфраструктуры России поможет именно взимание денег с автомобилистов. Плата за проезд будет, мол, необременительной, поэтому социальных потрясений такое решение не вызовет... Но чем поручится госпожа министр, что не  вызовет? Участившиеся демонстрации автомобилистов по  другим обоснованным поводам ставят ее утверждение под сомнение. И  вообще, что это за  мерило экономической целесообразности – вспыхнут или не вспыхнут акции протеста? Будто можно методично ухудшать условия жизни, лишь бы не дове160 За рулем 02/2010сти до  взрыва. Я-то, наивный, думал, что государство призвано благосостояние граждан улучшать... Практики создания безальтернативных платных автотрасс нигде в мире нет. Когда писали российский закон об  автомобильных дорогах, в  качестве образца взяли американский и  европейские. Во  всех прописана обязательная бесплатная альтернатива. Так что мы рискуем стать первопроходцами по части «иного не дано». Естественно, это в случае, если правительство убедит Госдуму и президента в необходимости изменить закон российский. Тогда, по  задумке министерства, бесплатную альтернативу отменят не  только для строящихся дорог, но  и  для реконструируемых. Уже намечены объекты: платными в этом году могут стать около 230  км трассы «Дон», а также «Беларусь». Нетрудно найти, откуда «растут ноги» у  министерской идеи. Денег на  строительство и  содержание дорогТри года сочиняли и утверждали концепцию «Автодора»: госкомпания призвана совершить прорыв в дорожном строительстве. Задача актуальная, ситуация безрадостная: за год в стране водится порядка 1  тыс.  км новых магистралей, а для поступательного экономического развития страны срочно требуется не меньше 9 тыс. км! Для сравнения: в  Китае строительство опорной сети федеральных трасс уже завершено, теперь в стране прокладывают региональные – в год сдают по 7– 8 тыс. км. Так какие «прорывы» готовится совершить госкомпания? Миллиарды бюджетных рублей планируется освоить... нет, не  на  строительстве новых, а  на  ремонте существующих трасс. Между тем, авторитетные в стране эксперты утверждают, что латанием (простите, «реконструкцией») существующей дорожной сети ситуацию не  исправить, скоростные магистрали надо строить с нуля, а не провозглашать «автобанами» подправленные шоссе, капитально износившиеся с советских времен. Но смотрите, что дальше. Трассы «Дон» и  «Беларусь» компания «Автодор» получит в  доверительное управление уже в  мае 2010-го и  сделает часть участков платными  – по  рублю за  километр (таков предварительный тариф). В 2011-м шлагбаумы должны появиться на М3 «Украина» и М10 «Скандинавия»  – самых загруженных шоссе федерального значения. На  их содержание, реконструкцию и  новое строительство в  ближайшие пять лет «Автодор» планирует израсходовать около 1,3  трлн. рублей. И  за то  же время построить и  реконструировать всего 1,4  тыс.  км автодорог  – менее 300  км ежегодно. Оценили трудовую нагрузку? А кстати, новые участки тоже станут платными? Собственного опыта «продавать километры» у  нас нет, и,  по логике, составители нашенской концеп-