216
217
218
219
220
БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ FORD-VAIROGS V8 STANDARDПо улице СвободыВПредвоенный массовый «Форд-V8» и нынче не редкость. Но машин c логотипом Vairogs на решетке радиатора осталось не более пяти. С раритетом на его родине общался Сергей Канунников. Кадр строил Александр Кульнев.етеран гармонирует с  рижской архитектурой югендстиля, который называли также северным модерном. Солидные фасады притягивают взгляд щедрым, но  не  помпезным, а тонко подобранным и филигранно выполненным декором. Даже промышленные здания начала прошлого столетия выглядят отнюдь не  безлико. Мы, провожаемые заинтересованными, а  иногда и восторженными взглядами спешащих по своим делам рижан, едем к корпусам, где 70 лет назад родился этот неброский, но очень элегантный седан...216 За рулем 02/2010 Пуск двигателя хочется повторять еще и еще – настолько здорово! Легкое касание кнопки (половина, а  скорее даже четверть оборота)  – и  послушная «восьмерка» почти незаметно ожила и  тихонько забулькала где-то глубоко в недрах большого кузова. На ходу звук более зычный, мужественный, но вовсе не вызывающий. В «Форде» все настоящее, натуральное, однако без излишеств и  декоративной мишуры. По  американским меркам 1930-х  – обычный автомобиль среднего класса, по  евро-УРОК ДЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССАпейским  – большой, отнюдь не  дешевый, даже престижный. Про эту машину так и хочется сказать: «Сноса не будет!». Но  и  к  таким вещам время, как известно, неумолимо. По ощущениям от езды «Форд» похож на многих ровесников и некоторых потомков – скажем, на нашу «Победу». Коробка  – с  синхронизированными второй и  третьей передачами. Конечно, фокусы типа «передернул рычаг» или «резко подоткнул передачу» здесь не проходят. Неаккуратность и суетливость обернутся болезненным для машины и  постыдным для шофера скре-жетом. Да и вообще, «Форд» с его высоким кузовом и широкими подножками, строгим сумраком серого салона, мерным ворчанием низкооборотного мотора не располагает к резким движениям. Выжал сцепление, поставил рычаг в «нейтраль», затем не торопясь подвел его к тому месту, где должна быть вторая... Попал! Без  скрежета и  даже без особого падения скорости. Мы с «Фордом» друг друга уважаем! Работа тугими, но удобно расположенными педалями тоже не терпит суеты. Кстати, тормоза «Форда» не  хуже, нежели на  многих машинах концаЗа рулем 02/2010 217 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ FORD-VAIROGS V8 STANDARD1950-х. Мотор тоже тянет неплохо, хотя малюсенькому однокамерному карбюратору явно нелегко питать восемь цилиндров, пусть и небольших. Объем V8 на машине в комплектации Standard всего 2,2 л, а мощность – 60 л.с. По современным меркам – младенец! Пухлые диваны и работающие гдето там, далеко под ними длинные рессоры (передняя – поперечная, это фирменная черта довоенных «фордов») создают ощущение, которое не  грех назвать словом «комфорт». Вот только колеса «Форда» постоянно ищут удобное положение на  дороге, а  водитель большим черным рулем нащупывает связь с ними. Уже на скорости 60–70 км/ч машина требует собранности и внимания, а  ведь может ехать и  заметно быстрее. Но  при этом ей абсолютно не  идет современная суетливость!ТА ЗАВОДСКАЯ ПРОХОДНАЯКонечно, сегодня мы смотрим на  автомобиль иначе, нежели его современники. В  конце 1930-х «Форд-V8» был, в  общем-то, обычным, но  гармонировал с  городскими пейзажами. Нарядным и в то же время строгим зданиям, украшенным лепниной обильно, однако  отнюдь не  по-нуворишески, вторит внушительная, вовсе не  вычурная  Говоря об этом сиденье, не стыдно произнести слово «диван».   На спидометре европейской версии  «Форда» – километры в час, остальные приборы тоже проградуированы в понятных  единицах.218 За рулем 02/2010   Рулевой вал запирается ключом. Фары  включаются колесиком в середине руля, охватывающим кнопку звукового сигнала.округлость крыльев и высокой крыши, необычные для тех лет овальные фары. Производственные корпуса на улице Бривибас (Свободы), потемневшие от  времени и  полузаброшенные, еще сохраняют внушающую уважение основательность. Здесь-то и  делали «форды-вайрогс». Завод – дитя промышленного бума рубежа ХIХ–ХХ  веков. В  те годы в  Риге, одной из  старых торговых столиц северной Европы, входивших в  Ганзейский союз, набирали силу хорошо оснащенные промышленные предприятия. Русскобалтийский вагонный завод получил известность благодаря не  только вагонам, но  и, по  сути, первым в  России серийным автомобилям и  даже аэропланам. На  заводе «Лейтнер» выпускали хорошо известные в империи велосипеды и мотоциклы, и здесь тоже экспериментировали с  автомобилями. В  1895-м возле Псково-Рижской железной дороги по  проекту архитектора Карла Иоганна Фельско возвели корпуса вагоностроительных и  механических заводов «Феникс». Именно здесь, на предприятии, уже называемом «Вайрогс», в  1936-м начали сборку «фордов» – сначала грузовиков и автобусов,За рулем 02/2010 219 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ FORD-VAIROGS V8 STANDARD МЕСТО РОЖДЕНИЯ – РИГААвтомобили марки «Форд-Вайрогс» выпускали в  столице Латвии с  1936  года. Помимо грузовиков и автобусов, с 1938-го производили компактный «Юниор» с 4-цилиндро-вым мотором и  модель  V8. Версию «Стандарт» оснащали агрегатом 2,2 л мощностью 60 л.с. Вариант «Люкс» отличала иная отделка и  85-сильный мотор 3,8  л. Эти машиныразвивали 120 и  135  км/ч соответственно. До  1939  года было построено 200–300  легковых автомобилей и примерно 1200 грузовиков и автобусов.  При невеликом рабочем объеме двигатель  все же восьмицилиндровый. А как же – «американец»!   В верхней части необычной по форме  фары скрыта лампочка указателя поворотов.а с лета 1938-го и легковых машин: относительно недорогих с  4-цилиндровым двигателем и  больших с  моторами  V8. Выбор марки, конечно, не  случаен: «форды» давно и хорошо прижились в Европе. Их уже много лет делали в  Британии и  Германии. Да  и  в  СССР, кстати, первыми по-настоящему массовыми автомобилями стали фордовские. Но производство «вайрогсов» продолжали лишь до  1939  года. Мировая война мешала транспортировке в Ригу комплектующих. Ну  а  вскоре понятие «совместное предприятие» для стран Балтии стало далеким, как Детройт, где создавали все новые «форды». Этот синий седан, вероятно, в  числе последних вышел из заводских ворот. Улица, где собирали «форды», носила потом имена Гитлера и Ленина, а много позже вновь обрела первоначальное название. После войны в этих корпусах строили электропоезда с  хорошо известной в  СССР аббревиатурой  RVR. Ныне большинство цехов медленно ветшает. Но  история иногда в  самом деле повторяется, пусть и  не  буквально. Не  очень далеко от  Риги  – под СанктПетербургом (кстати, тоже не  раз меПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИнявшим имя в  ХХ  веке),  – но  теперь уже в  другой стране спустя шесть десятилетий после окончания истории «Вайрогса» вновь собирают «форды». Кстати, этот синий седан, прекрасно восстановленный рижскими реставраторами, нашли в  плачевном состоянии именно в  Петербурге. Проследить его историю более подробно не удалось. Сегодня известны всего четыре «форда-вайрогс»: три легковых, один пожарный. Все  – в  Латвии. Говорят, в Эстонии есть еще один, но в виде ржавых останков… Я все катаюсь меж старых, некогда величественных заводских корпусов, словно пытаюсь лучше понять этот «Форд» и  его далекую эпоху. А  всего в  двухстах метрах шумит современный европейский город. Нынче шедевры югенд-стиля соседствуют в  нем с  полуразрушенными, заброшенными зданиями, новенькими коробчатыми супермаркетами и  стеклянными офисами. Но  связь времен не прервалась: густой вечерний поток почтительно притормаживает, когда массивный, немного неповоротливый «Форд» выезжает на улицу Бривибас. Редакция благодарит Роберта Циммермана за предоставленный автомобиль.220 За рулем 02/2010