196
197
198
199
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ ПЛАГИАТА был ли автор?Идеи, как известно, носятся в воздухе. И кто-то обязательно придумает новинку первым. Остальные вынуждены покупать у автора право воспользоваться изобретением... либо просто украсть задумку. Плагиат встречается не только в литературе и искусстве, он процветает и в автомобильной жизни. Что это за явление и как с ним борются во всем мире, исследовали Игорь Моржаретто и Максим Сачков.«Чери-QQ» (слева) стала одной из самых известных китайских копий во многом благодаря популярности оригинала – «Дэу-Матиз».Образцы плагиата, явного или скрытого, нетрудно найти в  прошлом (далеком или относительно недавнем) чуть ли не  всех автопроизводителей. Ведь автомобили, по  сути, состоят из  одного и  того  же набора узлов: четыре колеса, кузов, двигатель с  трансмиссией… Но есть еще такая тонкая вещь, как дизайн. По  мнению кандидата технических наук, доцента кафедры «Дизайн» МГТУ  «МАМИ» Игоря Зайцева, действительно новые, свежие идеи массовый потребитель сегодня не  воспринимает. Поэтому перед дизайнерамиширпотреба не  ставят задачу создать броскую, оригинальную форму. Смелые замыслы чаще воплощают в  мелкосерийных или эксклюзивных автомобилях, ориентированных на  взыскательного потребителя, для массовых  же моделей характерны усредненные стилистические решения с  непринципиальными отличиями. Кроме того, большинство автомобилей ныне строят на унифицированных платформах, которые во  многом определяют основные пропорции и формы кузова. Поэтому мы столь часто замечаем схожие черты у машин разных марок.Есть «классические» модели, внешний вид которых служит другим образцом для подражания. Скажем, сколько автопроизводителей не  баловались вариациями на  тему монументальной решетки радиатора «Мерседеса»? Судачить, что кто-то у  кого-то что-то подсмотрел и украл, будут всегда. Часто это касается не только внешнего вида машины (тут мнения весьма субъективны), но  и  конструктивных решений. Тогда «разборки» переносятся на уровень самих автопроизводителей – порой доходит до судебных разбирательств.«Пери», первая легковая модель китайской фирмы «Грейт Уолл» (слева), подозрительно похожа на итальянского одноклассника «ФИАТ-Панда».196 За рулем 03/2010 Плагиат (от лат. plagiatus – похищенный) – присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за свое (Словарь иностранных слов). АТАКА КЛОНОВВ Советском Союзе на подобные проблемы смотрели просто: ведь соглашений с  другими государствами по  поводу авторских и  патентных прав чаще всего не  было. Скажем, «ОпельКадет» образца 1938  года стал «Москвичом-400» на  относительно законных основаниях: модель вместе с  коекаким оборудованием досталась стране, победившей во  Второй мировой войне. Этого не  скажешь о  лимузине 3ИС-110 1946 года, довольно точно повторившем «Паккард-180». В  начале ХХI века подобное, казалось бы, невозможно, но... на  рынок одна за  дру-затем клоны выдаются за  собственные разработки. В микролитражке «ЧериСвит» (или QQ) любой признает «ДэуМатиз». Кроссовер «Шуангуан-СЕО» (Shuanghuan CEO)  – внешне близнец БМВ-Х5, а  «Шуангуан-Ноубл»  – микролитражки «Смарт». На  прошлогоднем Шанхайском автосалоне красовался роскошный «Джили-GE» – вариация на  вечную тему «Роллс-Ройса». Европейские журналисты без труда узнавали в  местных моделях «ТойотуКоролла» и RAV4, «Джип-Чероки»... Понятно, что до  поры до  времени основное достоинство китайских моделей  – их дешевизна, поэтому в  Под-Китайские производители заодно с внешностью копируют интерьер: сравните салоны «Пери» (вверху) и «Панды».гой выходят откровенные копии известных моделей. Чаще всего в плагиате упрекают китайских автопроизводителей. Если  уж на  то пошло, первые китайские автомобили были легальными клонами советских машин: Советский Союз помогал индустриализации братской страны. Ныне Китай претендует на «особый путь» в автостроении. Суть его заключается в  копировании зарубежных моделей безо всяких лицензий;небесной экономят в  первую очередь на  разработке своих авто. Как показывает опыт, многочисленные судебные иски обычно не  дают резльтата. И  не  только потому, что иск против местного производителя подается в самом Китае. Вот мюнхенский суд удовлетворил претензии БМВ и  запретил в 2008 году продажи модели CEO на немецком рынке. Но  на  некоторых других европейских рынках ее реализация продолжалась!На правах рекламы ЭКОНОМИКА | ОБОЗРЕНИЕ ПЛАГИАТПодделывают не только ширпотреб, но и дорогие именитые марки. Копия, снятая с «Мерседес-Бенца CLK», называется BYD F8.То  же самое произошло и  с  моделью «Ноубл»… В  итоге многолетней тяжбы между «Дженерал моторс» и  «Чери» нашли компромиссный вариант: суд разрешил китайцам продавать QQ на тех рынках, где не представлены модели «Матиз». Впрочем, решение китайского суда не имеет юридической силы нигде, кроме самого Китая, – скажем, в России представлены все эти машины. Выходит, позволено все? Современное патентное и  авторское право  – это не  международный свод законов, но во всех странах мира оно построено по  одним принципам и практически не имеет национальных отличий. Патент – вещь дорогая, но регистрировать новые технологии надо обязательно, иначе при нынешнем уровне конкуренции изобретатель окажется ни с чем! Причем автор может получить патент не только в своей стране, но и везде, где считает целесообразным. В первую очередь там, где такая защита, с  его точки зрения, необходима. Скажем, в тех странах, где это изделие будет производиться и/или продаваться. К  сожалению, не  существует некоего международного патента… – В патентном праве есть основополагающий принцип: всякая технология должна иметь подробное бумажное описание,  – объясняет специалист по  вопросам интеллектуальной собственности, глава компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.  – Причем в  случае с  автомобилем в  понятие «технология» включается и дизайн. Поэтому надлежит описывать всякий изгиб, если у других та198 За рулем 03/2010 УКРАСТЬ НЕЛЬЗЯ КОПИРОВАТЬНАША СПРАВКАСегодня в РФ не рассматривается ни одно дело о нарушении патентных или авторских прав в автопроме. В Корее расследуется дело в отношении местной компании «ТагАЗ-Корея». По версии обвинения, ее сотрудники использовали чертежи «Шевроле-Лацетти» при создании модели ТагАЗ-С100 («Вега»). Однако вердикта пока нет, проводятся экспертизы в Южной Корее и Европе. Никаких претензий в отношении самого ТагАЗа не выдвинуто, поэтому выпуск автомобиля в Таганроге из доставленных ранее машинокомплектов продолжается.кого нет. И  если кто-то при создании своей модели попытается повторить все черты другой модели, тогда возникнут законные основания считать, что изделие и  технологии скопированы. Но только в том случае, когда воспроизведены все описанные признаки! Если скопирована какая-то часть, а  не  все изделие целиком, то  с  точки зрения патентного права нарушений нет. Можно говорить лишь о том, что незаконно используются авторские права – частично или целиком. Но это еще надо доказать! Все дело в  том, что современное законодательство построено так, чтобы не  тормозить развитие технологий, чтобы у  какой-то одной фирмы не  появилось абсолютной монополии на какое-то техническое решение, ведь патент действует 20–25 лет... Допустим, компания  «А» первой додумалась использовать в  фарах све­ тодиоды и запатентовала это как «спо­ соб подсветки с  помощью светоди­ одов, расположенных так­то и так­то». При  этом патентуется не  сама идея, а  лишь ее конкретное воплощение. И если фирма «Б» решит тоже в своих моделях сделать подсветку фар с помо­ щью светодиодов – это ее право, глав­ ное – не копировать точно фару моде­ ли  «А». Можно расположить эти све­ тодиоды иначе, по­другому проложить провода – и нарушения не будет. Более того, не  возбраняется получить на это патент! – С дизайном все еще сложнее: он относится к категории авторского пра­ ва, – объясняет Сергей Зуйков. – Всег­ да можно сказать, что дизайнер  М. не  скопировал модель, разработанную дизайнером  Н., а  творчески перерабо­ тал некую актуальную идею. Допуска­ ется, что два художника могли создать схожие объекты. Нарушение будет до­ казано, только если удастся устано­ вить, что кто­то взял конкретный то­ вар (или его чертежи) и просто скопи­ ровал. Но это почти невероятная ситу­ ация – надо буквально схватить копи­ ровщика за руку, да еще чтобы он при­ знал свою вину и злой умысел! В про­ тивном случае автор очень похожего автомобиля найдет оправдание: «Это я сам придумал, исходя из общей тен­ денции развития автомобилей, а также модных направлений в дизайне». Всё!Представители компании «Че­ ри», к примеру, настаивали на том, что модель QQ  – полностью оригиналь­ ная (ведь на  нее выдано 24  дизайнер­ ских патента!) и, кроме «впечатлений», у нее нет ничего общего с «Матизом». Формально  – и  фары у  них разные, и приборная панель, а двигатели и во­ все непохожие! А то, что, скажем, две­ ри взаимозаменяемые, – случайное со­ впадение… Решение о  плагиате (на  юриди­ ческом языке  – о  нарушении патент­ ных (авторских) прав) принимает суд, но  подобные споры юристы считают чуть  ли не  самыми сложными. Поэто­ му они принимаются к  рассмотрению на основании выводов экспертизы. Как правило, для высокотехнологичных из­ делий назначают комплексную экспер­ тизу и приглашают группу экспертов – как юристов­патентоведов, так и техни­ ческих специалистов. Ведь доказатель­ ную базу собрать очень непросто, кри­ терии достаточно условные. А самый главный критерий – спо­ собен  ли потребитель отличить один товар от  другого. Как показывает практика (и  подтверждает статисти­ ка продаж), при наличии выбора по­ требитель чаще выбирает оригинал, а не копию, даже если она дешевле. Ви­ димо, потому, что автор идеи в  созда­ ние новой модели вкладывает всю ду­ шу, а  копировщик лишь отрабатывает зарплату. И  в  результате копия часто получается бледная…Пример подражания из советской автомобильной истории. Многие стилистические решения при разработке ЗИС-110 заимствованы у американского «Паккарда-180» (справа).На правах рекламы