80
81
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ТОРМОЖЕНИЕ НА ЗИМНИХ ДОРОГАХМокрый хуже ледяногоСитуация, мягко говоря, неприятная: жмешь на тормоз изо всех сил, а автомобиль практически не замедляется... Острыми ощущениями делится Денис Арутюнян. Фото Константина Якубова и Георгия Садкова.80За рулем 03/2010Каждый год с  наступлением холодов мы жалуемся: опять дороги залили этой... гадостью! Противогололедные реагенты оседают мутной пленкой на  ветровом стекле, оставляют грязные разводы на  кузове. Да  и  на  одежде и  обуви после кон-такта с «химией» остаются неопрятные пятна. А еще в снежные дни катастрофически растет число аварий. Как зимние условия влияют на  тормозной путь? Какая дорога опаснее? Вооружившись профессиональной аппаратурой, мы выехали на  январские дороги Москвы и Подмосковья. ЛЕД ПОД ТОНКИМ СЛОЕМ СНЕГА – 71,57 м (70,02–73,12 м) Динамометрическая дорога полигона покрыта тонким ровным слоем льда, слегка припорошенного снегом. Разгон до 80 км/ч (типичная для пригородов – да и для города – скорость), удар по педали... Обутый в новенькие шипованные шины «КИАСпортидж» ожесточенно стрекочет ABS, немного рыскает, но в целом предсказуем. Результат не удивил – чуть больше 70 м. Серия повторных заездов подтвердила: тормозной путь на льду – от 70,02 до 73,12 м. УКАТАННЫЙ СНЕГ – 63,72 м (62,55–64,88 м) Отдышавшись, приступаем ко второму этапу. Теперь под колесами укатанный, плотный снег, за бортом те же –8ºС. После первой же попытки очевидно: здесь можно тормозить с большей уверенностью – руль меньше рвется из рук, да и остановилась машина, похоже, быстрее. Измерительная аппаратура подтвердила: «Спортидж» проехал неполных 64 м. Еще несколько заездов. Разброс – от 62,55 до 64,88 м. Итак, зимник освоили. Поедем к «печке». СНЕЖНО-СОЛЯНАЯ КАША РАЗЛИЧНОЙ КОНСИСТЕНЦИИ – 49,24 м (47,62–50,85 м) На свободной подмосковной дороге проплешины влажного, но почти чистого асфальта сменяются нашлепками коричневой снежной каши: здесь со льдом борются по старинке – посыпая песком и солью. Грязный снег лежит неравномерно, значит, разброс результатов будет больше и, возможно, не уложится в пределы погрешности. Так и есть: на остановку с 80 км/ч на песочно-соляном покрытии потребовалось минимум 47,62 м, максимальный путь – 50,85 м. Еще и получил порцию неприятных ощущений: машина заметно рыскает, ее сложнее удержать в заданном коридоре даже на прямой. МОКРЫЙ АСФАЛЬТ (УЛИЦЫ МОСКВЫ И МКАД) – 91,31 м (89,84–92,77 м) Очередной номер программы: торможение при –10ºС на очень мокрой (очевидно, щедро политой реагентами) МКАД, где разрешенная скорость, напомню, 100 км/ч. Отчаянно стрекоча тормозами, машина, кажется, почти не замедляется. Наконец остановившись, выдохнул и взглянул на прибор: почти 90 м! Разумеется, сырая, блестящая в свете фонарей дорога и здесь неоднородна. Однако новые попытки оптимизма не добавляют: 89,84 м и, наконец... 92,77 м! На льду машина останавливалась заметно быстрее. СУХОЙ АСФАЛЬТ – 35,27 м (34,10–36,43 м) Спустя пару дней (вернее, ночей) приехал на этот же участок московской кольцевой, но уже подсохший. Так и есть: «Спортидж» смог остановиться через 34,10–36,43 м. Что и требовалось доказать!ЧТО ЛЬЕМ?До 1994 года в Москве, как и в других регионах России, для борьбы со снегом и льдом на дорогах использовали смесь песка и технической соли (NaCl). Минусы – забитые песком водостоки и изъеденные солью кузова машин. С конца 1990-х в столице применяют в основном смеси на основе хлорида кальция (CaCl2) или хлорида магния (MgCl2) с добавлением модификаторов, снижающих коррозионную активность реагентов. Уже несколько лет коммунальные службы пытаются перейти на более современные препараты на основе солей органических кислот – уксусной (например, ацетат аммония CH3COONH4) или муравьиной (формиаты натрия и калия: NaCOOH, КСOОH). Эти соединения менее агрессивны, со временем разлагаются, не накапливаясь в почве и воде. Однако, как утверждают, широкому применению таких реагентов мешает высокая цена.Конечно, без лабораторных экспертиз категорически утверждать, что московские реагенты делают дороги гораздо опаснее, некорректно. Но  и  пренебрегать полученными результатами нельзя. Хотя  бы потому, что они подтвердили вроде  бы известную, но  порой забываемую истину: зимние дороги опасны не  только снегом и  льдом, но  и  неоднородностью покрытия. Нужно быть готовым к тому, что тормозной путь зависит даже от того, в каком ряду вы едете – в большей степени накатанном или в меньшей. Ну а к реагентам, как минимум, есть вопросы. Тысячи литров вылитой на  асфальт жижи – явно не панацея от всех дорожных бед. Об  этом не  стоит забывать нам, водителям. А  хорошо  бы и  тем, кто отвечает за дороги...Можно бесконечно напоминать: зимние дороги требуют особого внимания и выдержки. Но куда эффективнее, видимо, предупредить: на обычном, казалось бы, асфальте автомобиль может остановиться на 50 (!) м дальше, чем вы ожидали.За рулем 03/201081