166
167
168
169
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯБойся воды!Длина базового автомобиля  – 10  м, высота  – 3,7  м, а  мощь мотора  – 408  л.с. Если  же внешность не  впечатлит и  не  остановит, в  дело пойдут 10 000 л холодной воды из цистерны. Десять тонн воды  – это много? Смотря как расходовать. Если включить центробежный насос (работает от «персонального» дизеля) на полную катушку, струи из  трех стволов (два спереди производительностью по  1200  л/мин, один на  корме  – 900  л/мин) под давлением 10  бар будут выливать на  непокорных до  3300  л в  минуту. Стало быть, за  три минуты гидроаргументы, содержащиеся в цистерне, будут исчерпаны. Однако акция наведения порядка на  том не  закончится: машину-водомет можно подключить к пожарным гидрантам. Кроме стволов, ее вооружили водяными форсунками  – они расположены снизу по  периметру шасси. Это чтобы создавать дождевую завесу, если придется преодолевать огненные преграды, например горящие лужи «коктейля Молотова» – излюбленного средства уличных протестантов. Каждая из 78 машин-водометов (столько их собираются изготовить до  2019  года) обойдется немецкой казне примерно в  миллион евро. Не  слишком  ли дорого? А  если уличных беспорядков не  будет?.. Чтобы не  злить налогоплательщиков, автомобили собираются использовать также в службе спасения – на крупных пожарах или для доставки питьевой воды в  зоны бедствия. Вот здесь действительно пригодится полный привод.Полиция немецкого городка Санкт-Аугустина получила в  подарок прототип новейшего водомета «Вассерверфер-10000» (сокращенно WaWe10) для разгона демонстраций. Предполагается, что до весны нынешнего года его удастся испытать (в провинции ожидают нашествия антиглобалистов?) и – при положительных результатах – поставить на конвейер. Новый водомет собран на  полноприводном шасси «Мерседес-Бенц Актрос 3341». Уже одним своим видом (спасибо фирме «Розенбауэр») он способен умерить пыл не в меру разгоряченных.Грозный вид уличного чудооружия должен отбить всякую охоту к сопротивлению.Прорезался голосНа  Международной выставке потребительской электроники CES  2010 в  Лас-Вегасе был представлен мультимедийный комплекс KIA  UVO. Ни  за  что не  догадаетесь, что означает вторая часть этой аббревиатуры. Корейцы неким образом трансформировали и  втиснули в  нее слова your voice, то есть «твой голос». С помощью UVO стало легко командовать всей аудиосистемой и мобильным телефоном в придачу. Не отрываясь от  руля, можно лазить по  всему меню, выбирать треки, надиктовывать и отправлять эсэмэски. Даже вопрос «какой трек сейчас проигрывается?» не поставит UVO в тупик, и она выдаст правильный и вежливый ответ. Программу для этой новинки разработали совместно с  Microsoft на  основе Windows Embedded Auto. Сама же система оснащена цветным дисплеем с  диагональю 4,3  дюйма, который отображает подробную информацию о  музыкальных треках, записях телефонной книги и  о  состоянии систем автомобиля; дисплей выполняет также функции экрана камеры задне166 За рулем 03/2010го вида при движении задним ходом. Можно потрогать и  подвигать иконки на  нем прикосновением пальца. Но это уже вчерашний день. А в завтрашнем – KIA UVO появится сначала на новом «Соренто», а затем и на моделях «Соул» и «Церато», предназначенных для американского рынка. Отсюда вывод: понимать русскую речь «Соренто» научится еще не  скоро, проще выучить английский. Пригодится!Для управления системой можно по старинке нажать на иконку пальцем, а можно произнести вслух слово, написанное под ней. Впрочем, UVO поймет и более сложные речевые конструкции, при этом ее не нужно приучать к своему голосу. Материалы рубрики подготовил Алексей Воробьев-ОбуховЖелезной, чуткой хваткойПолучив новый автомобиль для  теста, журналисты не  преминут провести рукой по  пластику обшивки, покрутить ручки, подергать рычажки. И потом выскажутся: у этой модели, мол, регуляторы скользкие, а  у  той  – откровенно дешевая жесткая панель. Но это не более чем субъективное мнение, а  разработчикам подавай точную числовую оценку любых свойств материалов. Именно ради объективности на  «Форде» создан единственный в своем роде механический роботиспытатель RUTH (Robotized Unit for Tactility and Haptics). Ходить он, правда, не  может, работает там, где его усадили. В кончиках железных «пальцев» установлены сенсоры, улавливающие температуру, жесткость, скользкость, шершавость поверхности и  переводящие все эти «лирические» параметры на цифровой язык. Кроме того, RUTH измеряет усилие нажатия кнопок, поворота регуляторов, степень фиксации промежуточных положений. Пытается просунуть «палец» в  каждый зазор между панелями и  измеряет его величину. И  если теперь ктото упрекнет автомобили марки «Форд» за некачественную отделку, на эти голословные утверждения фирма сможет обоснованно ответить рулонами распечаток с  колонками вполне объективных чисел.Этот робот не устанет, даже если протрет обшивку до дыр или окончательно скрутит регулятор климатконтроля.На правах рекламыЗа рулем 03/2010 167 ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯМотор в позе «Лотоса»Специалисты фирмы «Лотос инжиниринг» уже завершили первые стендовые испытания двигателя Omnivore и  утверждают, что он экономит 10% топлива по  сравнению с  самыми экономичными на  сегодня бензиновыми двигателями HCCI – с непосредственным впрыском и комбинированным воспламенением горючей смеси (от сжатия или искрой – в зависимости от режима). В новом моторе подобная схема впрыска сочетается с  двухтактным циклом и  переменным рабочим объемом. При этом немалый вклад в повышение КПД внесло отсутствие потерь на дросселирование  – клапанов нет). Нет в  Omnivore и  отдельной головки, поскольку использована схема с моноблоком.Сравнительный удельный расход топлива нового мотора и двух двигателей с непосредственным впрыском – с гомогенным сгоранием рабочей смеси и с турбулентным.В таком виде двигатель Omnivore еще не готов для установки на автомобиль.В зависимости от режима работы, степень сжатия изменяется эксцентриковым механизмом, который перемещает дополнительный поршень, ограничивающий сверху камеру сгорания. Интересно, что именно в этом подвижном поршне установлены свеча и одна из двух форсунок. Поскольку клапанов, выступающих в камеру сгорания, нет, то нет и опасности их встречи с рабочим поршнем. В итоге максимальную степень сжатия удалось довести до 40! Такая величина позволяет Omnivore эффективно работать на топливе с большим октановым числом, например на сжатом газе или этаноле. «На другом краю» степень сжатия равна 10 – вполне обычное для бензиновых двигателей значение. На  стенде был испытан одноцилиндровый прототип с  ходом поршня и  диаметром цилиндра, равными 86  мм. Конечно, путь, оставшийся до  серийного мотора, еще достаточно длинный, но  результаты испытаний окрылили разработчиков. С  новым двигателем, утверждают они, не  будет необходимости в  даунсайзинге,  технологический маятник качнется в  обратную сторону – к апсайзингу, то есть вновь могут войти в моду двигатели с солидным рабочим объемом. Хотя и с «урезанным» количеством тактов.Обойтись без металлаПластмассовые детали кузова все чаще можно (порой неожиданно для себя) обнаружить под слоем эмали. Но  это, как правило, декоративные элементы вроде крыла, крышки багажника. А  вот подрамник двигателя дальше алюминиевого сплава по пути облегчения конструкции не продвинулся. Впрочем, все еще впереди, и это убедительно доказали «алхимики» фирм BASF и  ContiTech Vibration Control, ухитрившиеся выполнить из  нового материала Ultramid A3WG10 CR поперечную опору коробки передач. Согласитесь, этот элемент уже самый что ни  есть силовой: он не  только удерживает тяжелый агрегат, но и обеспечивает в определенной мере жесткость всего автомобиля. Основная цель  – снижение веса  – достигнута: деталь стала вдвое легче алюминиевого анало168 За рулем 03/2010га. Есть и приятные побочные эффекты: пластик не ржавеет, гасит шумы и вибрации, изготовленная из  него поперечина выдерживает не  только морозы, но  и  повышенные температуры (рядом проходят трубы выпускной системы). Как проверить правдивость утверждений разработчиков? Нет ничего проще: нужно лишь приобрести «БМВ-Гран Туризмо 550i», в котором и установлена эта опора.Пластмассовая опора, говорят, ничуть не хуже алюминиевого аналога (вверху) и притом вдвое легче! Силой токаВ автомобилестроении все более широкое применение находят высокопрочные сорта стали. Они позволяют не только повысить безопасность, но  и  сделать кузов легче. Вот только технологам становится тяжелее: проделать отверстие, да  еще сложной формы, в таком материале непросто. И вот ученые Фраунгоферовского института в Хемнице совместно со специалистами фирмы PSTproducts доработали технологию электромагнитного импульсного воздействия (EMPT), применявшуюся до сих пор для обжимки, например, алюминиевых трубок. Оказалось, что электромагнитный импульс в  состоянии не  только деформировать относительно мягкий материал, но  и за 0,2 с пробить в листе той самой высокопрочной стали идеально аккуратное отверстие (для сравнения: лазер вырезает такое же за 1,4 с). Разумеется, мы не  можем дать чертеж этого инструмента (на  то и  ноу-хау!), но  приведем несколько весьма любопытных цифр. Электромагнитное поле возбуждается в момент разряда конденсатора через рабочую катушку инструмента, создавая в  получившемся колебательном контуре переменный ток частотой 6–30 кГц. В этом нет ничего особенного, если только не знать силу тока в импульсе, а она превышает… 2000 кА! ПоэтоТакая катушка используется для обжатия трубок электромагнитным импульсом. Конструктивно она схожа с той, что позволяет пробивать отверстия.му витки катушки выполнены из провода сечением в сотни квадратных миллиметров. Но все равно катушка и конденсатор выдерживают лишь пару миллионов таких импульсов. А что же сталь? На нее при этом воздействует сила, создающая давление порядка 3500 бар, в результате чего и вырывается кусок металла по контуру рабочего инструмента. Да  так чисто, что не требуется никакой обработки краев. Ну и напоследок еще одна цифра, на этот раз очень маленькая: стоимость электроэнергии, затрачиваемой на  пробивку одной дырки, составляет 0,25  евроцента. А  учетом расходов на  обслуживание установки каждое отверстие обходится в 33 евроцента.На правах рекламы