206
207
ГРУЗОВИКИАВТОБУСЫ ПАЗСо всеми остановкамиКомпания «Русские автобусы» представила три модификации ПАЗ-3204, производство которых стартует в этом году. Различиями поинтересовался Сергей Канунников. Фото Георгия Садкова.Впервые довелось писать об этом двигателе лет десять назад. Когда-то им совместно занимались Заволжский и  Ярославский моторные заводы. Позднее проект окончательно перешел специалистам ЯМЗ. Появления современного дизеля ждали производители средних автобусов и грузовиков, ведь бензиновые моторы V8 ЗМЗ не спасет никакая модернизация: чрезмерный аппетит, проблемы с  экологией. Единственная недорогая альтернатива  – минский тракторный дизель, но и он в преклонном возрасте. А  цена зарубежных агрегатов подчас сравнима со стоимостью целого автобуса ПАЗ. О ярославском моторе многие уже почти забыли. Но  в  конце прошлого года его не только показали, но и дали опробовать! Двигатель ЯМЗ-534 установили на  ПАЗ-3204 с  городской планировкой (будет, разумеется, и  пригородный вариант) и рессорными подве-сками. На моторе – топливная аппаратура «Бош». В  паре с  двигателем работает пятиступенчатая коробка передач  ZF. Решение абсолютно оправданное. Этот импортный агрегат  – залог надежности и  удобства эксплуатации. Коробка, кстати, с почти легковыми ходами рычага и четкой его фиксацией. Мотор резво разгоняет автобус, хорошо «попадает в  передачи» и  благодаря тяговитости позволяет водителю даже экономить на переключениях. По  крайней мере, когда он управляет несильно загруженной машиной. Двигатель поет довольно тихо  – не  сравнить с минским. Пассажиры-то выйдут через пару остановок, а  водителю слушать «ораторию» долгий рабочий день. В остальном машина стандартная: понятные тормоза с ABS, простые рессорные подвески, ведущий мост – Канашского автоагрегатного завода. Помимо версии с  ярославским дизелем, показали укороченныйна  500  мм ПАЗ-320402-08 и  удлиненный ПАЗ-3204120-03. Первый оснащен заволжским бензиновым мотором, приспособленным для работы на  пропан-бутане. Два 95-литровых баллона для него расположили под полом. Коробка передач отечественная  – ГАЗ-3307. Удлиненный автобус – с двигателем «Камминс» и коробкой ZF. Такие машины предлагают в нескольких вариантах, отличающихся друг от  друга компоновкой салона и числом мест. И  все-таки самый перспективный вариант  – с  ярославским ЯМЗ534. В 2010-м ПАЗ выпустит лишь первую партию машин с  этим мотором, которые пойдут в  опытную эксплуатацию. Надеюсь, до  серийного производства пройдет меньше времени, нежели от начала конструкторских работ до  появления ходового образца. Писать о моторе в историческую рубрику, думаю, все же рано…ЯРОСЛАВСКАЯ КОМПАНИЯЯМЗ готовит обширную гамму моторов семейства 530: 4-цилиндровые (4,43 л) и 6-цилиндровые (6,65 л) мощностью от 100 кВт/136 л.с. до 229 кВт/312 л.с. Агрегаты планируют устанавливать на автобусы ГАЗ и ЛиАЗ, адаптируют их и для грузовиков – российских «уралов», белорусских МАЗов и украинских КрАЗов. Надо полагать, от современного, доведенного до ума агрегата и зарубежные предприятия не откажутся.206 За рулем 03/2010 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОбщие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота база Полная масса, кг Число мест (посадочных) Максим. скорость, км/ч Двигатель Марка Конфигурация Рабочий объем, л Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н·м при об/мин Трансмиссия Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди и сзади Размер шин 320402-04 7600/2410/2880 3800 10 000 43–53 (17–25) 100 ЯМЗ-5342 Р4 4,43 110/150 2300 590 1300–1600 ПАЗ 320402-08 7100/2410/2880 3800 9000 39 (21) 85 ЗМЗ-5234.10 V8 4,67 96/130 н.д. 314 н.д. М5 зависимая рессорная 245/70R19,5 320421-03 8800/2410/2880 4760 11 500 52–60 (21–30) 95 Cummins 4ISBe 185-B Р4 4,46 135/185 2500 550 1700Симпатичному ПАЗ-3204 придется впору экологичный и экономичный мотор. Агрегат и сам по себе работает относительно тихо, к тому же он неплохо изолирован от салона.На правах рекламы