228
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКУРС ЗНаТОКОВБудь готов!За отличный ответ на задачу № 25 «День жестянщика» Владимир Лобанов из Ясной Поляны Тульской области получает приз – комплект составов для обработки двигателя и трансмиссии от НПТК «Супротек».! ПРИЗния «все равно», каким способом его пытаются превысить. Например, если колеса уже скользят, сложность трансмиссии «Нивы» тоже не столь важна. Особая статья  – аэродинамические потери. Если они одинаковы для груженой машины и для  пустой, то при испытании на выбег первая уедет дальше  – вот тут кинетическая энергия важна! Герои задачи вряд  ли ехали быстро. Мы сделали расчет для скорости 40 км/ч. В этом режиме «Ниву» массой 1400  кг воздух тормозил с силой примерно 100 Н и замедлением около 0,07 м/с². Эффект невелик. А сопротивление «Волги» еще слабее, ведь ее аэродинамика лучше. Да  и  двигалась она непосредственно за  «Нивой», в вихревом шлейфе. Так что едва ли замедление превышало 0,03  м/с². А  итог вам известен. Ларионову  же адресована полезная, хотя и  запоздалая рекомендация победителя. Двигаясь за  «Нивой» по льду, следовало воспользоваться рабочим тормозом  – разумеется, не  выключая передачи, не  блокируя колес. В этом варианте работал  бы весь сцепной вес «Волги» и ее замедление могло быть таким же, как у «Нивы». Возможно, это был единственный шанс избежать ДТП. Что  же, и  в  этой непростой теме мы коллективно разобрались. Всех благодарим! Владимира Лобанова поздравляем с победой!Свежий снег колеса раскатали в ледяное зеркало, а многие, как и наши герои, еще не переобули машины в зимние шины. Когда водитель «Нивы» Кутько, обогнав «Волгу» Ларионова, сбросил газ, тот, как и учили, тоже затормозил двигателем. Но  не  успел  – «догнал»-таки «Ниву». Отчего так случилось, если обе машины двигались в  одинаковых условиях? Первопричина не  в  гололедице  – она в  наших головах. Цитируем одного автора: «Трудно отрицать вину Ларионова. Но  произошедшее напоминает обычную подставу  – разве Кутько не  знал о  преимуществах полноприводной «Нивы» в  этих условиях? Он и спровоцировал аварию». Да, ездить по  льду на  летних шинах плохо. Но зимние – еще не гарантия безаварийности. Они лишь уменьшают вероятность аварии на  льду. Едва обогнав «Волгу», Кутько, даже не  коснувшись педали тормоза, сбросил газ, стоп-сигналы не  вспыхнули  – и  Ларионов отреагировал поздно. К тому же «Волга» теряла скорость медленней, чем «Нива». Как  же это объяснить? Отчего-то многие убеждены, что «тормозной путь «Волги» больше потому, что она тяжелее «Нивы» и  ее кинетическая энергия выше». Звучит убедительно, но это заблуждение. При любом способе остановки машины с участием колес длина тормозного пути от массы не зависит! Не путайте сопротивление шин, колодок или двигателя с  сопротивлением воздуха. Чем больше масса машины, тем сильнее нагружены колеса, лучше их сцепление с дорогой, а значит, и тормозные силы пропорционально больше. Если тормоза работают исправно, тормозные пути нагруженной «Волги» и  пустой при равных прочих условиях должны быть одинаковыми. А вот от типа привода эффективность торможения двигателем зависит: мотор «Нивы» затормаживает четыре колеса, при этом ра-ботает весь сцепной вес машины, а мотор «Волги»  – только часть, приходящуюся на заднюю ось. Напомним, что тормозную силу колеса ограничивает коэффициент сцепления шины с дорогой. При высоком значении (0,7–0,9 на сухом асфальте) даже «монопривод» использует все сопротивление двигателя. Но  с  летними шинами на льду коэффициент сцепления редко превышает 0,1 – сильнее не  затормозишь, колеса скользят, их окружная скорость не согласуется с реальной скоростью машины, сцепление со  льдом еще слабее... По некоторым данным, коэффициент сцепления летней шины с мокрым льдом (то есть скользящей по нему, как лыжа!) может оказаться ниже 0,05. По  словам победителя, на льду «Волга» не может полностью реализовать тормозной момент двигателя. Эффективность такого ее торможения ниже эффективности торможения «Нивы». Поясним в  цифрах. «Ниве», использующей весь сцепной вес, при коэффициенте сцепления 0,1 доступно замедление, не  превышающее 0,1 · 9,8 м/с² = 0,98 м/с². Если задние колеса «Волги» несут только половину веса, ее предельное замедление вдвое ниже  – всего 0,49  м/с², а  при сильном проскальзывании еще меньше. Перераспределение веса малό – его не учитываем. А можно ли затормозить сильнее, включив пониженную передачу? Вряд  ли, ведь коэффициенту сцеплеЗадача № 28ПОДСКАЗКА Только что автомобиль вел себя нормально, но стоило мне нажать на тормоз – руль потянуло вправо. Затормозил снова – та же картина. Потом еще… Складывалось такое ощущение, будто левая сторона не тормозит. Осмотрел тормоза – неполадок не обнаружил. Уже собирался двинуться в сервис, когда вспомнил о приятелезнатоке и позвонил ему. Рассказал, что и как, а тот в ответ рассмеялся: ты, мол, попробуй сделать вот что… Если не поможет, тогда уж в сервис! Совет оказался дельным – весь «ремонт» занял от силы минуту. Догадываетесь – какой? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 мая 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. (Ответ будет опубликован в ЗР, 2010, № 7.)228 За рулем 04/2010228_Konkyrs-04.indd 22805.03.2010 19:38:16