278
279
280
281
БЕЗ ГРАНИЦЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕДоехать до моря ЛаптевыхПуть из Москвы до заполярного порта Тикси и обратно занял… всего 50 дней. За это время три вседорожника «Мерседес-Бенц ML 320 CDI» преодолели по 24 тысячи км, проехали через пять часовых поясов, дважды пересекли Северный полярный круг. Температура за бортом колебалась от +22 до –47ºС... О нескольких днях этой экспедиции рассказывает Андрей Леонтьев.День 16-й. Выезжаем из  якутского поселка дорожников с южным названием Теплый Ключ в  направлении на  Тополиное. Прощай, цивилизация! Окончательно сдался навигатор. Если до  сих пор он хоть как-то идентифицировал дороги, то  сейчас на  дисплее горит только одна фраза: «Езда на  север». Машин встретили довольно много: за 170 км – целых две. Их водители обрадовали: до самого устья Яны наледей и переметов почти нет – снега мало, морозы стоят крепкие. «Доедете!..» Спасибо за добрые слова. День 18-й. До  Батагая, где намечена следующая стоянка, остается около 400  км. Бодро идем по льду самой красивой, наверное, речки в мире – Нельгесе. Движемся четко по  фарватеру, огибая высоченные каменные яры. И вдруг – два хлопка. Звуки эти не забуду никогда. Так стреляет пистолет с  глушителем: подло, негромко, исподтишка. Это лопнули пневмоэлементы в  мерседесовскойподвеске. Зад машины сразу лег на рычаги, колеса чуть не скребут по аркам. У нас пара элементов в запасе, но менять их ночью, при –38ºС… Максимально разгружаем «раненую» машину, даже запаску с задней двери снимаем – и кое-как ползем. До поломки летели под девяносто, глотая мелкие трещины, сейчас и 20 км/ч за счастье. Каждую пару километров на  перекатах садимся на  брюхо и закапываемся в гальку. Страшно подумать, что там осталось от подвески после очередного удара и рывка тросом... Но к утру все-таки доехали. День 19-й. Загнали машину в  теплый бокс маленького автохозяйства. Опасения подтвердились: подушки сказали «прощай!». Ладно, поставим запасные. Через два часа машина готова, выезд назначили на  утро. Ерунда, потеряли всего день. Но  вдруг обнаружили, что «просел» еще один «Мерседес». Попытки заменить «умершие» подушки подручными средствами провалились. А запасных больше нет…278 За рулем 04/2010278-281(1_2V)_Tiksi.indd 27805.03.2010 19:42:51 День 24-й. Ура! Выехали из  Батагая дальше на  север. Всего пять дней потребовалось, чтобы доставить самолетом из Москвы через Якутск несколько комплектов пневмоэлементов для подвески. Уже затемно въезжаем в  полумертвую УстьКуйгу. Когда-то важный порт на  Яне, куда заходили океанские корабли, доживает свой век брошенным и почти забытым. На АЗС залили под завязку арктическую солярку по 47 рублей за литр. Такую  же используют на  местных дизельных электростанциях, поэтому не опасались, что ктото осмелится ее «бодяжить» – смертельно опасно. Дальше заправок не будет до самого Тикси. День 25-й. Утро, –42ºС. Бодрит! Отсюда по  прямой меньше 150  км до  Ледовитого океана. Это уже не Крайний Север – самая настоящая Арктика. Раньше здесь был процветающий поселок Северный с населением 17 тысяч человек. Они давали стране золото – по 3 кг в день! По улицам ходили автобусы – а сейчас они стоят окаменевшие, как подбитые танки, стоят рядом с  брошенными пятиэтажками, школами, домом культуры… День 26-й. Идем по  колее, которую пробила колонна КрАЗов. У  «мерседесов» колея поуже, но они цепляются за краешки, переваливаются, ползут. Дорожный просвет  – максимальный, в  300  мм,  – выбран весь, его едва хватает, брюхом по снегу тремся постоянно… На спидометре 25 км/ч. На серебристой «эмэльке» лопнула левая подушка, но  мы уже научились менять их почти профессионально. Для этого даже бокс не нужен: домкрат, ключ «на 10» – и через 35 минут машина уже снова гордо стоит на колесах.И  вот выезжаем на  арктический лед. Без команды остановились и  вышли из  машин. Странное ощущение жути и  восторга. Тут холодно и мертво – даже теплые, розовые тона заходящего огромного солнца не  способны придать хоть какой-то оттенок жизни ледяному панцирю. Это умом понимаешь, что под тобой полтора метра льда, а  под ним  – сотни метров свинцовой ледяной воды Северного Ледовитого океана, а глазом видишь другую планету, где ты – один. Где через километр, и через сто километров, и через тысячу будет все то же ледяное поле – белое, жесткое, холодное и стерильное… Погода в  Тикси меняется стремительно. Видимость была километр, сейчас меньше – и начинает мести. Но пурги не обещают, быть не должно, хотя кто ее знает… Зато пошли переметы и торосы. Реальная скорость  – полкилометра в  час. КрАЗы проломили себе ворота в  бесчисленных ледовых хребтах и  ушли дальше, оставив после себя невообразимый хаос из  обломков льда. Балансируя на  продольном вывешивании, переваливаясь, зависая и  выколачивая эту стылую массу из-под машин, ползем. А между грядами торосов  – снежные переметы. Только разгонимся километров до десяти – садимся на брюхо. И вместо лома вытаскиваем трос… Солнце давно упало за  горизонт. И  в  темноте не  так жутко, ведь уже не  видишь, что у  этой бескрайней белой планеты нет границ… Мы уже не  чувствуем 45-градусного мороза, забываем о  шапках и  варежках  – лом в  руках не  успевает остыть. Нам  бы остановиться, переждать  – днемНАША СПРАВКАКаждый «МерседесБенц МL 320 CDI» в дополнение к базовой комплектации был оборудован лишь обогревом руля и автономным обогревателем «Вебасто». Шины – Michelin Latitude X-Ice North, шипованные. В каждой машине – съемная лебедка (крепится на фаркоп).За рулем 04/2010 279278-281(1_2V)_Tiksi.indd 27905.03.2010 19:42:55 БЕЗ ГРАНИЦ | ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕНа почти 50-градусном морозе металлические стержни ломаются, как спички. Для жителей севера Якутии любые гости – праздник. Тяни – толкай, тяни – толкай… Иначе не проедешь.оно виднее, понятнее, куда ехать, но мы все долбим и долбим лед при свете галогенных ламп. И вдруг впереди  – красные, зеленые огоньки… Неужели глюки? Нет, это северное сияние! Оно разрывает небо зелеными сполохами и причудливо играет фиолетовыми зарницами. Мы как вкопанные останавливаемся и,  не  сговариваясь, выключаем весь свет, глушим моторы… И  смотрим на  этот великий театр света в  абсолютной тишине. Только ради этого стоило намотать 12 тысяч на одометре, пахать снег и рубить лед… Но вот сияние будто кто-то выключил. Дальше биться с  торосами уже нет сил, мы залезли в машины и уснули каким-то странным, тревожным сном. Наверное, так должны спать люди, которые только что сели на Марсе. День 27-й. До Тикси рукой подать. Заработал навигатор: по  прямой всего 90  км! Но  дверь машины невозможно открыть  – прибивает ветром, начинается пурга. Команда по  рации: «Немедленно трогаться!». Третья машина встала  – провалилась в  трещину левыми колесами. Трос, рывок, еще один… вытащили. Но  тут  же полетела еще одна подушка… Меняем ее за 15 минут. Медленнее при шквалистом ветре, снежных колючках в лицо и –38ºС за бортом просто невозможно работать! Интересно, сколько нормочасов выделеноКаждая пройденная точка обозначается прямо на борту автомобиля. Мечтой добраться сюда мы жили целый год.280 За рулем 04/2010278-281(1_2V)_Tiksi.indd 28005.03.2010 19:43:00 Выставляем максимальный клиренс – 30-сантиметровый, но все равно ползем на брюхе. Впрочем, и такая дорога – счастье!на  эту операцию на  фирменном мерседесовском сервисе? На  снег падает пустой пакет, где было уложено шесть коробок с резиновыми цилиндрами. Запасных больше нет. Мы ползем дальше через белую пелену, и вдруг – контур. Едва различимый, серый. Земля! Мы нашли ее! И погода сжалилась: за  пару часов мы вышли к  косе, которая закрывает вход в  Тиксинскую бухту. И  увидели на далеком, едва различимом в белой дымке горизонте впавшие в летаргию портовые краны… Я  заплакал. А  навстречу с  берега уже несся «Ленд Крузер» – в Тикси нас ждали… Мы поехали по поселку, который на целый год стал целью моей жизни. Из  далекой и  недостижимой точки на карте он вдруг материализовался в полуразрушенный, заваленный металлоломом и снегом город, где живут удивительные люди – смелые и добрые. Всего четыре с небольшим тысячи. Тикси похож на  скитальца, который шел к  мечте, но,  найдя ее, разочаровался. Он устал, замерз и  уже, наверное, никогда не  согреется. Но жажда жизни не ушла из него. Хотя в огромном (сопоставим по  площади с  Бельгией и  Голландией, вместе взятыми) улусе, к  которому относится Тикси, всего один мост муниципального значения и 8 км круглогодичных дорог. Мы проехали по нему. Мы победили.Встреча в пути с местными жителями. И приятно, и полезно: за 240 рублей купили у них полтуши оленя.278-281(1_2V)_Tiksi.indd 281На правах рекламы05.03.2010 19:43:03