176
177
178
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА МАСЛАСмазать по-русскиПроведя экспертизу импортной полусинтетики (ЗР, 2010, № 3), мы обещали российское продолжение темы. Отечественные моторные масла класса SL исследуют Михаил Колодочкин (ЗР) и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.ОТВЕТНЫЙ ХОД Shell Helix Plus, ФинляндияПодготовительный этап оптимизма не  внушал: полусинтетику лучше группы  SL в  России пока что не  производят. Количество участников заведомо скромное. А  ведь вопрос, можно сказать, политический: можем или не можем? Впрочем, где политика, там и  оптимизм: дела не  так плохи. Хо176 За рулем 04/2010тя  бы потому, что не  все импортные гранды из  предыдущей экспертизы могли похвастаться и  таким классом по  API. А  на  ринг мы вызываем «ЛУКОЙЛ-Люкс» 10W-40 и  «ТНКМаgnum» 10W-40. Компанию им составит «Роснефть-Маximum» 5W-40. В номинации «Пуск» это масло пойдет вне конкурса  – «пятерка» вместо «десятки» по  SAE заведомо дает ему пре-SAE 10W-40, API SL/CF Ориентировочная цена �����������880 руб� (4 л)Напоминаем: за эталон взят один из победителей предыдущих испытаний� Параметры этого масла подробно описаны в ЗР, 2010, № 3 – повторяться не будем� Заметим, что его цена практически в два раза выше, чем у отечественных аналогов�176-(1_4)-178_Masla 04.indd 17605.03.2010 18:47:38 Вне конкурса«Роснефть-Маximum», Россияместо2«ТНК-Маgnum», Россияместо1«ЛУКОЙЛ-Люкс», РоссияSAE 5W-40, API SL/CF Ориентировочная цена �����������490 руб� (4 л)SAE 10W-40, API SL/CF Ориентировочная цена �����������440 руб� (4 л)SAE 10W-40, API SL/CF Ориентировочная цена �����������520 руб� (4 л)В нашем тесте – вне конкурса, так как чуть-чуть отличается по классификации SAE: «пятерка», а не «десятка», как остальные� Именно это обеспечило лучшие пусковые свойства при низких температурах� Но что удивительно, при высоких температурах вязкость у масла самая высокая� Это снизило энергосберегающие свойства, но повысило защитные характеристики� Высокие защитные свойства при больших нагрузках и температурах� Относительно невысокий энергосберегающий эффект, повышенное содержание серы�Самая дешевая из отечественных полусинтетик класса SL� В целом все вполне неплохо, на уровне средних результатов импортных аналогов, причем за значительно меньшие деньги� Чуть повышен выход токсических компонентов, но после катализатора на выпуске этого и не заметишь� Привлекательное соотношение цена/качество� Более низкий, чем у лидеров, энергосберегающий и экологический эффект�Если в таблицах закрыть названия, то масло под маркой «ЛУКОЙЛ» трудно отличить от «Шелла» – лидера среди импортных аналогов� Только серы меньше, индекс вязкости лучше и стоит дешевле� Но как поведет себя это масло на больших ресурсах – пока вопрос� Высокие энерго- и ресурсосберегающие, а так же пусковые качества� Не обнаружено�имущества. Но  «десятка» от  «Роснефти» существует только в  более низком классе SJ, поэтому брать ее не интересно. А мы заодно подтвердим (или опровергнем) наше старое утверждение: первая цифра по  SAE ни  на  что, кроме параметров холодного пуска, практически не влияет. В  качестве эталона приглашен лидер предыдущих испытаний  – Shell Helix Plus 10W-40. Это тоже можно назвать политикой: уж  если проиграем, то, по крайней мере, стыдно не будет…СТАРАЯ СТРАТЕГИЯ НОВОГО БОЯКоли решили тянуть параллели между двумя экспертизами, то и методику испытаний надо выдерживать полностью идентичной. Так и сделали: те же три лаборатории и  три цикла испытаний каждого образца масла. Первый –моторный, в  котором сначала каждое масло «катали» согласно заданной программе. Второй – определение важнейших физико-химических параметров. Третий  – трибологические испытания на четырехшариковой машине трения. А дальше анализ результатов по той же шкале оценок, которую мы использовали ранее. Главный вывод оказался достаточно неожиданным: у  наших масел все гораздо лучше, чем кажется многим. Напомним: первый приз мы назначили за  энергосберегающие свойства. И  здесь «ЛУКОЙЛ-Люкс» показал результат, практически не  отличающийся от шелловского. Достижения «ТНКМаgnum» и  «Роснефть-Маximum» немного скромнее, но  вполне на  уровне большинства импортных аналогов и даже лучше, чем у некоторых. Кстати,анализ высокотемпературной вязкости дал тот  же вывод, что и  в  мартовской экспертизе: вязкостно-температурная характеристика продукта ЛУКОЙЛа близка к оптимальной (которую мы наблюдали у  масел «Шелл», «Зик» и  «Эссо»). Отсюда хорошая экономичность мотора, при этом защита узлов трения остается на  должном уровне. У  масел ТНК и  «Роснефти» вязкость немного выше. Это дает больший расход топлива, зато улучшает ресурсосберегающие свойства этих масел. Второй приз – за динамику и мощность. Картина повторилась: явного лидера нет, а различия в крутящем моменте в 0,5–1,5% серьезными не назовешь. Далее – экология. Тут учитывался баланс моторных показателей, свидетельствующих об  увеличении или уменьшении содержания токсичныхНа правах рекламы176-(1_4)-178_Masla 04.indd 17705.03.2010 18:47:42 КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА МАСЛА УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ*Изменение показателей двигателя при работе на моторном масле, % (относительно параметров, полученных на масле Shell Helix Plus) «ЛУКОЙЛ-Люкс» 10W-40 «ТНК-Маgnum» 10W-40 «Роснефть-Маximum» 5W-40 Мощность –1,31 –0,57 –1,36 Расход топлива 0,34 4,75 5,18 СО 0,8 5,7 1,7 СН –3,5 8,6 –3,1 NOx 4,5 4,1 4,3*Синим цветом выделены результаты, находящиеся в пределах погрешности измерений.ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИПараметр Марка масла Shell Helix Plus «ЛУКОЙЛ-Люкс» «ТНК-Маgnum» «Роснефть10W-40 10W-40 10W-40 Маximum» 5W-40 86,22 13,57 5,58 160 –20,9 6,2 –43 223 0,65 0,10 0,22 0,16 1744 872 333 0,30 80,62 13,38 5,63 169 –23,4 6,0 –45 232 0,68 0,10 0,21 0,20 2195 1098 431 0,30свойства и мощность механических потерь двигателя на малых оборотах. Среди импортных масел в лидерах был как раз «Шелл» с  индексом вязкости  158, а  вот у  всех наших участников он оказался… выше 160! Ну ладно, с «Роснефтью» такой результат был предсказуем – она все-таки «пятерка», а потому обязана быть лучшей. А вот ЛУКОЙЛ и ТНК по-настоящему порадовали. Получается, наши масла  – то, что надо? По  большому счету, это не  должно удивлять: мировое разделение труда коснулось и нас. Ведь во всем мире всего пять-шесть фирм, специализирующихся на производстве пакетов присадок, а потому все производители масел так или иначе пользуются какимито из них. То же относится и к базовым основам товарных масел. Откуда тогда взяться разнице? Принцип распределения мест остался прежним – как в соревновании, проведенном между «иностранцами», но  малое число участников упростило задачу. «Шелл»  – образец для сравнения, продукция «Роснефти», имея вязкость 5W-40, автоматически отправилась во  «внеконкурсный показ». А  поскольку продукт ЛУКОЙЛа во всех испытаниях оказывался хоть ненамного, но лучше конкурента, то ему и быть первым. Зато масло ТНК дешевле! Конечно, никто не  собирается по  итогам экспертизы сталкивать лбами ЛУКОЙЛ и  «Шелл». Понятно, что объема испытаний, проделанных при подготовке этого материала, для полноценного сравнения все-таки недостаточно. Многое, в  частности, зависит от  того, как масло поведет себя при больших сроках эксплуатации. Именно в  ресурсе масла, его склонности к  отложениям и  пролонгированной моющей способности заключается реальное качество. Представители элиты масляного мира такое испытание у  нас уже прошли, причем с  успехом (ЗР,  2009, №  10; 2010, №  1). А  как в  сравнении с  ними поведут себя на  марафонской дистанции отечественные участники, мы пока сказать не можем. Но очень постараемся найти ответ на этот вопрос. И еще капелька дегтя. У большинства канистр импортных масел в  горловине есть вытяжная леечка, которая позволяет аккуратно лить масло в  двигатель безо всяких воронок, а ни у  одной из  наших ее нет. Так трудно сделать?ЧУМАЗЫЙ ИГРАТЬ НЕ МОЖЕТ?Общие физико-химические параметры Кинематическая вязкость при 40°С, сСт 89,10 89,66 Кинематическая вязкость при 100°С, сСт 13,76 14,00 Кинематическая вязкость при 150°С, сСт 5,51 5,59 Индекс вязкости (выше – лучше) 158 161 Условная температура (расчетная) проворачиваемости коленчатого вала, Т5000, °С –20,9 –20,7 (ниже – лучше) Щелочное число, мг КОН/г 8,1 6,5 Температура застывания, °С (ниже – лучше) –35 –47 Температура вспышки в открытом тигле, °С 216 225 Содержание активных элементов в начальной пробе масла Содержание серы, % (для Евро IV – надо меньше) 0,67 0,54 Массовая доля фосфора, % масс. (должно быть 0,10 0,10 оптимальным, не выше 0,12%) Массовая доля кальция, % масс. (больше – лучше 0,21 0,19 моет, но выше зольность, ниже – наоборот) Массовая доля цинка, % масс. (больше – выше противоизносные свойства, но и зольность, 0,15 0,18 ниже – наоборот) Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения Нагрузка сваривания, Н (выше – лучше) 2196 1744 Критическая нагрузка, Н (выше – лучше) 696 872 Индекс задира, Н (выше – лучше) 284 363 Показатель износа, мм (меньше – лучше) 0,30 0,30ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬТемпература, °С 120 150 180 190 200 220 Shell Helix Plus 9,11 5,61 3,68 3,27 2,93 2,39 Кинематическая вязкость, сСт «ЛУКОЙЛ-Люкс» 10W-40 «ТНК-Маgnum» 10W-40 «Роснефть-Маximum» 5W-40 9,27 9,11 9,08 5,59 5,58 5,63 3,73 3,91 3,98 3,30 3,51 3,59 2,95 3,19 3,26 2,40 2,67 2,75Если сравнить таблицы с результатами этой и предыдущей экспертиз, закрыв рукой строчку с названиями масел, то выделить отечественные по результатам не удастся. Потому что наши – не хуже!компонентов в  отработавших газах реального двигателя и  содержания в  масле потенциально опасных для природы веществ  – серы и  фосфора. В  масле ЛУКОЙЛа серы примерно столько же, сколько у основной выборки импортных аналогов; в  продуктах ТНК и «Роснефти» ее чуть больше, но  по  этому параметру они практически не отличаются от «Шелла». Картина изменилась на  четвертом этапе. В  номинации «Экстремальная178 За рулем 04/2010защита» наши масла явно переиграли «Шелл»  – об  этом говорят результаты испытаний на  четырехшариковой машине трения. Ложечкой дегтя может оказаться разве лишь то, что и в группе грандов «Шелл» в  этой номинации выглядел скромнее других. Но  больше всего удивили результаты в  номинации «Пуск». Напоминаем: здесь нас интересовали индекс вязкости масла, условная температура проворачиваемости, низкотемпературные176-(1_4)-178_Masla 04.indd 17805.03.2010 18:47:42