148
149
ТЕХНИКАЛИКБЕЗ ПРОЕКЦИЯ НА СТЕКЛОНе опуская глазТехнологии и устройства, изначально разработанные для авиации, порой находят применение и на земле. Проекция данных на ветровом стекле – как раз из их числа. О прошлом, настоящем и будущем проекторов рассказывает Дмитрий Федоров.Задача у  этой системы что в небе, что  на  суше одна: постоянно держать наиболее важные данные в  поле зрения пилота или водителя, позволяя тому не отвлекаться от  дороги или  цели на  обзор стандартных приборов. Первым серийным автомобилем, получившим проекцию на  ветровое стекло, стал американский «Олдсмобиль-Кэтласс Сюприм» 1988  года. Правда, не  стандартное купе, а  полсотни машин для обслуживания гонки «Индианаполис 500», специально переделанных в кабриолеты. Изначально данные отображались в  монохромном варианте, но уже с  2001  года на  «Шевроле-Корвет» появилась цветная картинка. Первой европейской компанией, применившейподобное устройство, стала БМВ. Далее свои системы представили «Хонда», «Тойота», «Ниссан», «Ситроен». Как  правило, перед глазами водителя появляются цифровые значения скорости и  подсказки навигатора. Но  бывают и более продвинутые устройства. К примеру, «Корвет» в спортивном режиме езды также проецирует на  стекло показания тахометра и  степень бо-148 За рулем 05/2010 Полноцветная картинка на стекле позволит отображать знаки и конфигурации развязок максимально приближенными в восприятии к реальным объектам. В недалеком будущем можно ожидать появления вспомогательной проекции, отвечающей за второстепенные функции: музыку, телефонный справочник и прочее.ковых перегрузок. БМВ  иллюстрирует режим работы активного круизконтроля. А в некоторых моделях «Лексуса», «Тойоты», «Кадиллака», «Хонды» перед глазами водителей даже появляется картинка с  инфракрасной камеры ночного видения. Принцип работы системы проецирования прост. В  недрах панели приборов спрятан источник светового излучения, формирующий изображение на жидкокристаллическом дисплее. Далее посредством системы зеркал (одно из них, как правило, поворачивается для  регулировки проекции по  высоте) картинка отображается на  ветровом стекле. Причем фокусировка изображения происходит на уровне передней кромки капота автомобиля – в  естественном поле зрения водителя, когда он смотрит вдаль. Кстати, из-за специфики преломления и отражения световых лучей картинка раздваивается. Поэтому на  ветровое стекло наклеивают изнутри специальную пленку, устраняющую этот эффект. Более раннему появлению проекции на  автомобилях мешали сложности при  компоновке. Пока не  изобрели компактные источники излучения(светодиоды), а  также плоские жидкокристаллические дисплеи, их  функции исполняли обычные телевизионные экраны с большой катодной трубкой. И если в самолетах место под громоздкий агрегат выкраивали, то в земных машинах возникали проблемы. С  внедрением лазерной техники, формирующей изображение, проекции шагнут на  новый виток развития. Системы станут компактнее, так как отпадет необходимость в жидкокристаллическом экране – его  заменит лазерный проектор. Преимуществ масса: лучшее, чем у любого современного дисплея, разрешение, возможность расположить источник света под  любым углом, так как  для лазерного пучка не  важны ни  фокусное расстояние, ни  кривизна ветрового стекла. Кроме того, лазер потребляет на 60% меньше энергии. Новая техника позволит полнее воспользоваться красками – ведь нынешние дисплеи передают максимум четыре цвета. Это  станет первой попыткой уйти от  сегодняшнего символизма при  подаче данных. Дублеры знаков и  указателей на  стекле не  будут отличаться от  тех, что  установлены на  обочинах, развязки дорог приобретут объемность, наиболее важная в  текущий момент информация станет выделяться размером. Не  исключено, что  появится второй дисплей, напрямую не  связанный с  безопасностью и  отвечающий за  развлекательно-информационный комплекс. Сейчас над  такой системой работает БМВ. Дополнительный экран хотят расположить под  углом зрения 12  градусов от  основной картинки. На него будут выводить, например, настройки музыкальной системы или список телефонных номеров.Принципиальная схема проецирования данных на стекло. Светодиоды (1) формируют изображение на жидкокристаллическом дисплее (2). Далее оно через систему зеркал, одно из которых регулируется (3), попадает на ветровое стекло.На правах рекламы