158
160
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯМатериалы рубрики подготовил Алексей Воробьев-ОбуховС небес на землюЕсли когда-нибудь на  Луне снова появится вседорожник, ему не обойтись без специальных покрышек. Их  созданием озаботились в  фирме Goodyear Tire  & Rubber Company и  создали шину, не требующую подкачки воздуха (где его взять в космосе?) и не боящуюся проколов. Разработчики придумали инновационную и вместе с тем простую конструкцию из 800 переплетенных пружин, способную выдерживать значительные нагрузки и преодолевать большие расстояния. Испытывали новинку на земном аналоге будущего луномобиля Lunar Electric Rover на полигоне «Рок-Ярд» (Хьюстон). Оказалось, при деформации шина практически не  генерирует тепЛунная шина не только бескамерная, она еще и безвентильная.Если на Луне появится шиномонтажная мастерская, выглядеть она будет примерно так.ло, ибо почти вся энергия, затраченная на сжатие пружин, возвращается, когда они распрямляются. Проколов лунная покрышка не боится, а если острый камень и  повредит одну из  пружин, так останется еще 799 целых! Новая шина настолько впечатлила специалистов, что проект специально представили на  недавней выставке Day on the Hill, прошедшей в Вашингтоне, а  затем на  автосалоне в  Женеве. Презентацию в Европе устроили с умыслом: на Луне новинка пригодится неизвестно когда, так что совсем не  помешает адаптировать ее к  земным дорогам и направлениям.Когда хватает шариковАмериканская компания Infinitrak (совместное предприятие, образованное MTD и  Torotrak), разработала новый тип трансмиссии, которая обходится без шестеренок и  ремней, сохраняя при этом лучшие качества вариатора CVT (Continuously Variable Transmission). По  ана«Коробка передач» IVT состоит из двух основных узлов – шарикового редуктора (на переднем плане) и дискового вариатора. Интересно, что перемещением рычага управления можно не только изменять передаточное отношение, но и осуществлять реверс, то есть включать задний ход.логии новинку назвали IVT (Infinitely Variable Transmission), а  состоит она, по  сути, из  двух узлов  – дискового вариатора и  хитрого эпициклического редуктора, в  котором и  заключено основное ноу-хау. Как он работает? Каждый читатель, вероятно, хоть раз держал в  руках шарикоподшипник. Так вот, этот подшипник можно рассматривать как редуктор: если зажать внешнюю обойму и  вращать внутреннюю, то  сепаратор будет крутиться заметно медленнее. Остается лишь снять с него крутящий момент. В IVT все происходит подобным образом, только подшипник не  радиальный, а  упорный: сепаратор с  шариками зажат в нем между двумя дисками, заменяющими обоймы. По утверждению авторов изобретения, их трансмиссия получается значительно легче, компактнее и  дешевле, чем обычный вариатор  – и тем более чем планетарная коробка передач. Отметим, что IVT уже не  концепт, а  вполне серийный редуктор, ему найдется применение на квадроциклах фирмы… правильно, MTD.158 За рулем 05/2010 ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯФары забот не доставятЕсли руль в  автомобиле установлен не  там, где нужно, это еще терпимо, но  вот если фары светят «не  туда», то  – незаконно. До  сих пор, чтобы исправить светораспределение с  «левостороннего» на  «правостороннее», требовалось заменить фары «японки» другими, специально предназначенными для европейских версий авто.Такие фары уже трудно назвать «глазками» автомобиля…А вот владельцам «Ауди-А8» последнего поколения, выбравшим опциональные светодиодные фары фирмы Hella, проблемы при поездке хоть в Англию, хоть в Японию «не светят». Потому что эти фары могут изменять светораспределение чисто электрическим способом. Недостаток светодиодов – их ограниченный световой поток – обернулся достоинством: нужное пятно света на дороге формируется сразу десятью «микрофарами» (и заодно это придает автомобилю выразительности). Система AFS (Adaptive Front Lighting System) в  данном случае меняет световую картину включением-выключением отдельных светодиодов по команде компьютера, знакомого и с требованиями стран с  левосторонним движением. Другая особенность заключена в  дневных ходовых огнях: здесь впервые удалось объединить их с указателями поворота и габаритными огнями. И еще одна задача для светодиодов в этом автомобиле  – освещение салона. Сложные оптические элементы, расположенные на  потолке, позволяют изменять цветовой тон и интенсивность подсветки в  зависимости от  желания и  настроения пассажиров.Больше тока!Главным препятствием для всеобщей электромобилизации вот уже более века остается не слишком высокая энергоемкость существующих аккумуляторов. Сегодня самыми перспективными считают литийионные батареи, но и они не позволяют довести пробег до сотен километров без подзарядки. Очередной шаг к  увеличению емкости «электробака» авто сделали двое ученых из  Римского университета  – Бруно Скрозатти и  Юзеф Хассун. Им  удалось объединить достоинства литийионного аккумулятора и  так называемого литийсерного. У последнего куда более высокая удельная энергия, вот только электроды со  временем растворяются в  электролите. Кроме того, литий обладает неприятным свойством образовывать дендриты – выросты, способные привести к короткому замыканию. Именно поэтому электроды литийионных батарей состоят не  из  металла, а  из  материала, который может вбирать в  себя и  отдавать обратно ионы лития. Таким свойством обладает, например, графит. Новую батарею можно назвать оловянно-сернолитий-ионной. Ее  отрицательный электрод состоит из композиции углерода и сульфида лития, а положительный  – из  наночастиц олова в  углеродной оболочке. Необычен и электролит новинки: здесь это не банальный раствор, а заключенная внутри гелевой мембраны и содержащая ионы лития жидкость. Она не контактирует с электродами напрямую, что и защищает их от деградации.160 За рулем 05/2010Удельная энергия трех конструкций литий-ионных аккумуляторов на основе марганца, кобальта и серы с оловом. Согласитесь, каждый шаг – это не жалкие проценты, а разы прибавки!Удельная энергия  нового аккумулятора впятеро  (!) выше, чем обычного литий-ионного. Значит, батарея той  же массы позволит машине пробежать, скажем, вместо 50 уже 250  километров. Это внушает осторожный оптимизм. Осторожный потому, что пока новая батарея выдерживает лишь 50  циклов, тогда как автопроизводители требуют тысячу!