260
261
262
263
264
БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ ТАНК Т-34Огнем и маневромСколько ни написано о войне, закончившейся 65 лет назад, и об этом танке, всего не рассказать и уж тем более – не почувствовать. Но и уйти от этой темы невозможно… Сергей Канунников искал общий язык с машиной Победы. С помощью фотокамеры танк исследовал Георгий Садков.Приказ седого, хмурого пол­ ковника из  старого, 1968  года фильма «На войне, как на вой­ не» почему­то врезался в  па­ мять раз  и  навсегда: «Поддержите нас огнем и маневром!»… С трудом, задевая всем, чем мож­ но, за  все, что  можно, протиснувшись на  место механика­водителя, пристра­ иваюсь к  неудобным педалям, пыта­ юсь совладать с  рычагом переклю­ чения передач, словно приваренным к  полу. Давлю кнопку. Коротко и  глу­ хо проухал стартер, и  машина на­ полнилась ревом старого, но  бодро­ го 500­сильного дизеля. Огня сегодня не  будет, а  вот  поддержать маневром тех, кто  воевал на  таких машинах бо­ лее 65 лет назад, попробуем.ПРИЗЫВА 1940-гоТеперь трудно представить, что машина, признанная выдающейся многочислен­ ными историками, политиками, военны­260 За рулем 05/2010ми – от Черчилля до Гудериана, – доби­ ралась до  конвейера и  воинских частей совсем не просто. У детища конструкто­ ров Харьковского паровозостроитель­ ного завода во главе с Михаилом Ильи­ чом Кошкиным нашлось немало про­ тивников – уж очень необычен танк, ра­ ботать над  которым начали в  1938­м. Машина получилась непривычно тяже­ лой, поскольку имела защиту не  только от стрелкового оружия, как предыдущие массовые советские танки. С  недове­ рием относились и к дизелю, и к отсут­ ствию… колес. Ведь СССР будет «бить врага на  его  собственной территории», а  значит – танки скорым маршем пой­ дут по  европейским шоссе. Вспоминалли кто­нибудь эти планы страшной осе­ нью 1941­го или тяжелым летом 1942­го? Если и вспоминали, то с горечью. В  1938­м будущая война виделась по­другому. Но  у  харьковских кон­ структоров, к  счастью, нашлись сто­ ронники в  армии. За  опытным образ­ цом Т­46­5  последовал А­20  с  дизелем В­2. Затем создали прототипы А­32, в том числе с мощной 76-миллиметровой пушкой, а  в  начале 1940-го – вариант с  более толстой броней А-34. Именно он  после небольших доработок и стал серийным Т-34. Окончательное решение о  выпуске машины приняли в Москве, в марте 1940-го. Из  Харькова, дабы провести последний этап испытаний, танкипогнали в столицу… своим ходом. После показа высшему руководству и испытаний на  полигоне в  подмосковной Кубинке машины вновь самостоятельно ушли на  «паровозостроительный». Общий пробег составил около 2800  км. В  этой поездке промозглой весной 1940-го Кошкин получил воспаление легких, ставшее роковым.В  сентябре 1940-го талантливый конструктор умер, но  его  машина, к  счастью, уже стала серийной. К июню 1941-го сделали около тысячи  Т-34. По  требованиям военных готовили модернизированный вариант: в  частности, старались улучшить не слишком удобное рабочее место водителя. Но  24  июня нарком обороЗа рулем 05/2010 261 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ ТАНК Т-34Место наводчика. Левое колесо отвечает за поворот башни, правое – за движение ствола. Были и электроприводы, но чаще стрелки работали вручную – так надежнее да и точнее. Т-34 оснащали пулеметом ДТ калибра 7,62 мм. Под ним – запасные траки.ны С. Тимошенко и начальник генштаба Красной Армии Г. Жуков потребовали наращивать производство серийных машин. Время для  экспериментов неподходящее: через шесть дней немцы вошли в Минск, через месяц с небольшим – в Смоленск.СИГНАЛ К АТАКЕВ  фильмах детства и  юности работа танкистов выглядела какой-то лихой и  даже романтичной. Одна из  немногих картин, более-менее близко передающих труд четырех людей в  тесной бронированной коробке, наполненной ревом мотора, грохотом выстреМАШИНА ПОБЕДЫСерийное производство Т-34 с 76-миллиметровой пушкой (34-76), дизелем В-2 (V12) мощностью 500 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач начали в 1940-м в Харькове. С 1941-го машины строили также в Сталинграде и Горьком, с 1942-го – в Нижнем Тагиле, Омске, Челябинске, Свердловске. В 1941–1942 гг. построили 1201 танк с бензиновым карбюраторным двигателем М-17. С 1942 г. на Т-34 ставили пятиступенчатые коробки передач. С 1943-го делали Т-34-85 с пушкой 85 мм и экипажем из пяти человек. На базе Т-34 выпускали огнеметный танк ОТ-34, самоходные установки СУ-122, -85, -100; инженерные машины. Т-34-85 делали до 1950 г. В 1940–1945 гг. изготовили 58 681 экземпляр всех Т-34. После войны их производили также в Польше и Чехословакии, Т-34 многие годы состояли на вооружении полутора десятков стран.лов, раскаленной пороховой гарью,  – та  самая работа режиссера Виктора Трегубовича «На войне, как на войне». Там, правда, воюют в самоходке, но сути это  не  меняет. У  нас  тут, в  2010-м, ни  выстрелов, ни  гари, ни  тем  более риска попасть на  мину или  оказаться мишенью «Тигра». Отжал тугое сцепление, с  трудом всадил первую, рычаги полностью на себя (водители-знатоки этой машины говорят: усилие до  70  кг!), теперь можно бросить сцепление и, добавляя газ, отпускать рычаги вперед. Поехали! Только делать это нужно бы гораздо быстрее. Какая уж  тут  атака! Дажес  открытым люком водитель среднего роста вынужден пригибать голову, чтобы видеть дорогу перед самым носом машины. А как ехать, когда люк закрыт? И  сколько тренироваться, пока научишься с  толком орудовать неподатливой «кочергой» коробки? Правда, рычагами, тормозящими фрикционы, работать несложно. Потянул левый – машина повернула даже послушней, чем  ждал. Разумеется, Т-34 умеет разворачиваться на месте – один из рычагов до конца на себя и добавить газу. Только непривычно осознавать, что где-то там, сверху поворачивается и ствол.262 За рулем 05/2010 Круглая педаль за правым рычагом – газ, левая – сцепление, посередине – горный тормоз. Слева от рычага правого фрикциона ручка, которой устанавливают минимальные обороты двигателя. Справа – рычаг переключения передач, еще правее – магазины для пулемета. Между выхлопными трубами (они прикрыты броневыми колпаками) – люк для доступа к узлам трансмиссии.Справа – стрелок-радист, у него под ногами люк  для  экстренной эвакуации. Но он, как  правило, оказывался бесполезен, особенно если машина вставала в  колее. Говорят, ловкий радист умудрялся покинуть танк через люк  водителя чуть ли  не  раньше его  самого. Сзади-сверху еще  трое (в Т-34-85  экипаж увеличили, освободив командира от  функций наводчика). Командир слева, выше всех, на  откидной табуретке – «насесте». Под ним, фактически головой между его  коленями, – наводчик, а справа – заряжающий. Гильзы выскакивают как раз между ним  и  командиром. Хорошо еще,что  у  гусеничной машины замечательная плавность хода. Иначе было бы совсем непонятно, как тут можно воевать – во что-то целиться и попадать! Холодный ветер дует в лицо, ноги затекают от  неудобной посадки, перенапряженные руки, кажется, уже  примерзают к рычагам. Но останавливаться не хочется – стыдно перед машиной и теми, кто когда-то шел на ней в бой.ГВАРДИИ РЯДОВЫЕ«Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была остановлена русскими танками… Впервые проявилось в  резкой форме превосходстворусских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное было наступление на  Тулу пришлось отложить». Интонация послевоенных мемуаров Хайнца Гудериана предельно бесстрастна. По  воспоминаниям очевидцев, осенью 1941-го, когда первые «тридцатьчетверки» прошивали насквозь башни немецких Т-III, снаряды которых отскакивали от мощных наклонных бронелистов советских машин, генерал реагировал куда эмоциональнее. Кстати, он  же  писал, что  после тщательного осмотра трофейного Т-34 у  немцев даже появилась идея скопи-Радиостанцией Р-113 оборудовали самые поздние Т-34-85, а также другие послевоенные бронемашины. Командир располагался выше всех, под самым люком. Он, как и наводчик, оценивал боевую обстановку через перископ.За рулем 05/2010 263 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ ТАНК Т-34ровать машину. Но  «смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а  невозможность выпуска с  требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно дизельного мотора». Многие называют «тридцатьчетверку» лучшим танком Второй мировой. Действительно, он был  маневренным, экономичным, относительно простым в  производстве. Дизельный двигатель обеспечивал лучшую, чем  у  немецких машин, пожарную безопасность. Но  недостатков у  Т-34  тоже хватало: слабая оптика, неудобное место водителя. Мотор В-2  пожирал уйму масла. Именно его, кстати, помимо дизельного топлива, возили в  бочках, укрепленных на  корпусе. Жизнь танка во  время войны предельно коротка, причем причем не  только из-за вражеских пушек и мин. Гарантийный ресурс двигателя составлял всего около 100  часов, а  первые моторы отхаживали и  вовсе четверть этого срока. Еще бы! Двигатели-то да и сами танки264 За рулем 05/2010делали в основном полуголодные женщины и  пацаны из  ФЗУ  (фабричнозаводское училище). У  этих рядовых Великой Отечественной не  было на  груди гвардейских значков, редко появлялись медали и ордена… Копировать «тридцатьчетверку» немцы не  стали, но  и  от  создания новых машин, конечно, не  отказались. В декабре 1942-го под Мгой наши танкисты впервые встретились с  «пантерами», которые наши 76-миллиметровые пушки могли поразить уже только с  500–600  метров. А  потом появились «тигры» с мощнейшей лобовой броней, державшей удары советских снарядов. Танкисты, прошедшие войну, рассказывали, что  в  бою  с  одним «Тигром» порой гибло до десяти «тридцатьчетверок». И даже после появления в 1943-м машин с  более мощной пушкой калибра 85  мм  «тигробоязнь» преследовала наших до  самого конца войны. О  цене Победы можно судить по  сухой и  страшной фронтовой статисти-ке. С  5  по  20  июля 1943  года под  Курском 1-я танковая армия из  552  машин потеряла 443, из  них  сгорели – 316! А  ведь в  каждом танке четверопятеро вчерашних пацанов. Можно мерить войну плацдармами и стрелками на картах, но правильнее все-таки – жизнями обычных людей, которых судьба и  время научили преодолевать нормальный человеческий страх и помогать превозмочь его тем, кто рядом. А это, по сути, и есть – мужество. Вот и  рычаги стали как  будто легче. «Тридцатьчетверка» грозно ревет мотором, словно нам  с  ней  и  вправду предстоит поддержать огнем и  маневром ребят, ушедших в атаку больше 65 лет тому назад. Редакция благодарит генерального директора киноконцерна «Мосфильм» К. Шахназарова и военнотехническую базу киностудии за предоставленную машину и помощь в подготовке материала.