174
РЕМОНТ И СЕРВИСОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫНи капли лишнего«Castrol Россия»Чтобы двигатель успешно выдержал интенсивные летние нагрузки, включая температурные, надо продуманно подойти к выбору масла. Поможет в этом Аркадий Марков, технический менеджер «Castrol Россия». Кстати, его ответами мы возобновляем знакомую многим рубрику.Одни утверждают, что потемнение масла вскоре после замены – признак его высоких моющих свойств и опасаться изменения цвета не следует. Другие – что синтетика не темнеет даже после довольно долгой работы. Где истина? Любое моторное масло темнеет в процессе эксплуатации. На скорость потемнения влияют два фактора: тип базового масла и его моющая способность. Синтетическое само по себе светлее, чем минеральное, и, кроме того, обладает лучшей стойкостью к высоким температурам и окислению, поэтому дольше сохраняет свой начальный цвет. Чем выше моющедиспергирующая способность, тем быстрее свежее масло перемешается с остатками отработки и потемнеет. На скорость потемнения масла влияют также качество топлива (чем оно «грязнее», тем быстрее темнеет масло, насыщаясь смытым с деталей ЦПГ нагаром) и условия эксплуатации автомобиля. В городском режиме, с частыми разгонами-торможениями и работой двигателя на неустановившихся режимах, масло активно насыщается продуктами сгорания топлива. Таким образом, потемнение моторного масла – это естественный процесс, скорость которого зависит от типа масла и внешних факторов. А вот изменение консистенции продукта должно насторожить автовладельца. Приобрел подержанный «Опель-Астра» 2003 года с пробегом 120 тыс. км. В сервисной книжке рекомендовано несколько значений вязкости масла. Какое выбрать? Заочно оценить состояние двигателя вашего автомобиля невозможно, поэтому будем исходить из того, что он исправен и вполне в рабочем состоянии. Из наших масел оптимальным – как по цене, так и по потребительским свойствам – выбором видится масло Castrol Magnatec 5W-40 C3. Это всесезонное масло надежно «работает» и при низких температурах (гарантирован пуск двигателя до –25ºС), и при максимальной нагрузке в жаркую погоду. Кроме того, в масле реализована технология Intelligent Molecules, обеспечивающая защиту двигателя в режиме работы «старт-стоп», характерном для условий городской эксплуатации. Почему наш дилерский центр в Новосибирске рекомендует менять масло раз в 10 тыс. км, а на точно такой же машине моего приятеля, который живет в Германии, межсервисный пробег составляет 20 тыс. км? Я использую дорогую синтетику – с какой стати менять ее в два раза чаще? Дело в условиях эксплуатации автомобиля. Зимой в Сибири гораздо холоднее, чем, скажем, в Берлине, а летом бывает намного жарче. Температурные перепады приводят к ускоренному старению масла, да и дороги наши обычно уступают немецким автобанам. Ну и самое, пожалуй, важное – нестабильность качества топлива. Не всегда и не везде оно соответствует ГОСТу и тем более нормам Евро, под которые спроектирован двигатель. Все это создает дополнительную нагрузку на моющедиспергирующие и противоизносные присадки и, следовательно, ведет к сокращению ресурса масла. Отсюда – рекомендация уменьшить межсервисный интервал.Езжу на своей «Нексии» только летом. Годовой пробег не превышает 2 тыс. км, что намного меньше рекомендованного заводом для смены масла. Поэтому сомневаюсь – так ли необходимо менять его ежегодно? Каких последствий стоит опасаться, если делать это реже, например раз в два года? Мы рекомендуем придерживаться установленных заводомизготовителем интервалов. Дело в том, что масло в двигателе активно контактирует с картерными газами и неминуемо окисляется (стареет). Процесс этот идет постоянно, даже при неработающем двигателе, поэтому производители не гарантируют сохранения всех потребительских свойств продукта по истечении определенного времени и рекомендуют своевременно его заменять. У меня «Форд-Фокус» с пробегом 35 тыс. км. При очередной замене масла вместо нынешней минералки хочу залить синтетику. Нужно ли при этом тщательно промывать систему смазки? Если да, то как правильно это сделать? Нет, не нужно. Чисто синтетических масел не бывает, термины «синтетика» и «минералка» условны. Пакет присадок допускает присутствие небольшого количества активных компонентов, содержащихся в несливаемом остатке отработанного масла. К тому же ко всем современным марочным моторным маслам стандартов API и ACEA предъявляются требования по смешиваемости c некоторыми широко используемыми компонентами моторных масел. В продаже есть так называемые промывочные масла. Они якобы одинаково пригодны для дизельных и для бензиновых двигателей и хорошо промывают систему после работы на любом масле. Так ли это, нет ли здесь подводных камней? Основная задача промывочных масел – быстро перемешаться с остатками отработанного масла и вывести его из двигателя. Поэтому главное качество «промывок» – высокая диспергирующая способность. Тип двигателя в данном случае не важен. Что касается подводных камней, то такие масла, как правило, не проходят испытаний у производителей автомобилей. При промывке же часть промывочного масла (до 10%, в зависимости от конструкции ДВС) неизбежно остается в системе смазки, и получается, что вы эксплуатируете двигатель на масле, не рекомендованном производителем. Заметим, что производители автомобилей не предусматривают промывку системы между сменами масла, она допустима лишь в экстренных случаях, например при попадании в масло охлаждающей жидкости в результате прорыва прокладки головки блока. Живу в Санкт-Петербурге, в сентябре хочу съездить на машине к родственникам в Ашхабад. Какое масло будет наиболее подходящим при столь разных климатических условиях для моей «Волги» с двигателем «Крайслер»? В двигателе вашего автомобиля производитель рекомендует использовать масло класса вязкости SAE 5W-30, класса качества не ниже API SJ. Из нашего ассортимента оптимальным будет Castrol Magnatec 5W-30 C3, выполненное по малозольной технологии, что способствует продлению срока службы каталитического нейтрализатора.АРКАДИЙ МАРКОВ, технический менеджер174 За рулем 05/2010