50
51
52
53
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЭЛЕКТРОННЫЕ ГЛАЗА И УШИПоднимите мне векиПришлось от колес до крыши испачкать в грязи новенький «Вольво-ХС60», чтобы проверить, исправно ли после этого работают электронные системы, получающие информацию от камер и радаров. Тщательно отмывая кузов после теста, впечатлениями поделился Максим Сачков. Фото Александра Кульнева.Для испытаний выбрали один из  самых безопасных сегодня автомобилей – «Вольво-ХС60» с богатым арсеналом электронных устройств, призванных повышать безопасность и комфорт. Это системы разной сложности  – от  довольно примитивных парковочных радаров, известных даже владельцам недорогих моделей, до  оригинальных и  высокоинтеллектуальных устройств, готовых подстраховать водителя в сложных ситуациях. Проверим, как они работают в наших суровых условиях.За рулем 05/2010ЧИСТОТА – ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИЭксперименты на  сверкающем намытыми боками автомобиле начались еще по  дороге на  полигон. Нужные кнопки нажаты, в  меню проставлены галочки  – все системы активированы. Задал круиз-контролю разрешенные 90  км/ч, пристроился за  грузовиком и убрал ноги с педалей. «Вольво» послушно плелся за тихоходом, исправно разгоняясь и  притормаживая, пока между нами не  вклинился лихач, играющий на дороге в пятнашки. Просчитав ситуацию, я  даже не  дернулся. Но  автопилот, обнаружив новый объ-ект в  опасной близости, сначала ощутимо затормозил, а  когда тот покинул ряд, лишь после некоторого раздумья прибавил газу. Да, это вам не  Европа с  ее вежливым и  хорошо прогнозируемым движением  – автоматика не  может учесть многих факторов, связанных с  нашей организацией и  культурой поведения. Поэтому в России, особенно в  крупных городах, лучше полагаться на  себя, нежели на  электронных помощников. Как подтверждение: не  сработала система, следящая за уходом автомобиля из полосы, – уж больно блеклая у нас по весне размет-50 ка. Зато, как иллюминация, то  справа, то  слева мигают лампочки, предупреждающие об  автомобилях в  соседних рядах  – особо раздражительные быстро отключат эту функцию, спокойные просто перестанут обращать внимание на подсказки. Уже на дорогах полигона проверили парковочные системы. Изумитель-но: благодаря широкому кругозору камеры заднего вида можно контролировать расстояние до препятствия с точностью до  сантиметров  – в  поле зрение попадает кромка заднего бампера, по  которой очень просто ориентироваться. Даже парковочные радары не  нужны, хотя они, кстати, работают безукоризненно.На  закуску осталось самое интересное и  одновременно страшноватое испытание  – проверить систему предотвращения столкновений City Safety. Корма дорогого немецкого вседорожника все приближается. Еще мгновение... Икнула ABS, автомобиль кивнул и остановился в полуметре от препятствия. Автоматика сработала в  по-City Safety – новинка, дебютировавшая на ХС60. Помогает, двигаясь в городском потоке, минимизировать последствия аварии или вовсе избежать столкновения. Система работает на скоростях от 0 до 30 км/ч – по статистике, именно в этом диапазоне происходит около 70% происшествий. При помощи лазерного датчика и цифровой камеры, расположенных около внутрисалонного зеркала, City Safety отслеживает расстояние до движущегося (или стоящего) впереди автомобиля. Когда дистанция сокращается до критической, а водитель не предпринимает никаких действий, электронный помощник применяет экстренное торможение. Система помощи при парковке на «Вольво-ХС60». Восемь ультразвуковых датчиков, по четыре в переднем и заднем бамперах, выдают информацию о препятствиях вокруг автомобиля на графический экран, а зуммер, меняя частоту сигнала, дополнительно предупреждает о приближении к объекту. LDW (Lane Departure Warning) предупреждает водителя, если автомобиль уходит за пределы полосы. Система при помощи камеры непрерывно отслеживает расположение машины на дороге и подает тревожный сигнал, если «Вольво» покидает ряд. Естественно, при условии, что сидящий за рулем не включил указатель поворота. LDW работает на скорости выше 65 км/ч.ACC (Adaptive Cruise Control) – адаптивный круизконтроль. Поддерживает не только скорость, но и расстояние до едущего впереди автомобиля. Дистанцию определяет радар, установленный в решетке радиатора, а система управляет двигателем и рабочими тормозами. Водитель должен лишь задать скорость от 30 до 200 км/ч и расстояние до объекта с помощью подрулевого переключателя.BLIS (Blind Spot Information System) страхует водителя при смене полосы от столкновения с автомобилями, движущимися в попутном направлении. Камеры в наружных зеркалах сканируют пространство позади машины. Если в соседнем ряду справа или слева появляется автомобиль, возле соответствующего зеркала загорается лампочка, сигнализируя об опасности.Камера заднего вида помогает контролировать ситуацию при движении назад. Картинка появляется на мониторе, расположенном на центральной консоли, при включении задней передачи. На экран выводятся также линии-подсказки, информирующие о расстоянии до препятствия.За рулем 05/201051 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ ЭЛЕКТРОННЫЕ ГЛАЗА И УШИ ЕЗДИТЬ ИЛИ ИГРАТЬ?Максим Сачков: «Современный автомобиль увешан мудреными системами и устройствами, словно новогодняя елка гирляндами и игрушками. Конструкторская мысль не стоит на месте, от поколения к поколению наворотов прибавляется. А маркетологи настойчиво убеждают, что эти вещи жизненно необходимы. На самом же деле многие ноу-хау не столько верные помощники в борьбе за безопасность и комфорт, сколько дорогие игрушки, заметно увеличивающие цену автомобиля. Например, адаптивный круиз-контроль. Забавно его опробовать, похвастаться этой диковинкой перед знакомыми... и никогда больше не использовать, потому что в нашем потоке он неудобен. А обойдется такое «шоу» в несколько десятков тысяч рублей. Хотя гурманов, готовых выкладывать за чудеса техники круглые суммы, хватает. Ну, пусть наслаждаются. Только других покупателей надо бы избавить от переплаты за ненужные функции. Пускай эти «игрушки» остаются в числе опций. Не стоит забывать, что автомобиль должен в первую очередь хорошо ездить, а уж потом служить средством общения и развлечения».РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ VOLVO ХС60ACCРасположение датчиков: в решетке радиатора Тип датчика: радиолокационный Работоспособность после грязевых ванн: не работаетLDWРасположение датчиков: рядом с внутрисалонным зеркалом Тип датчика: оптический Работоспособность после грязевых ванн: работаетCITY SAFETYРасположение датчиков: рядом с внутрисалонным зеркалом Тип датчика: оптический Работоспособность после грязевых ванн: работаетBLISРасположение датчиков: в наружных зеркалах Тип датчика: оптический Работоспособность после грязевых ванн: не работаетследний момент, но я успел прикинуть стоимость ремонта. Впрочем, совсем не  накладно, ведь передо мной… муляж из пенопласта.ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗАЧерез несколько часов трудно было узнать в  этой грязной куче «ВольвоXC60». Посмотрим, как теперь электроника запоет.Второй вседорожник для испытаний, конечно, тоже можно было взять у дилера. Но подобный подход не для творческих людей. Фотография, пенопласт, кисточка и клей – такой «БМВ-Х5» и разбить не накладно.Парковочные радарыРасположение датчиков: на бамперах Тип датчика: ультразвуковой Работоспособность после грязевых ванн: работает нестабильноКамера заднего видаРасположение датчиков: на двери задка Тип датчика: оптический Работоспособность после грязевых ванн: работает нестабильно52За рулем 05/2010 Первой подала голос система пар­ ковки. Работает! Правда, через раз  – иногда пропускает объекты, а  порой видит  то, чего нет в  радиусе несколь­ ких десятков метров. Камера задне­ го вида не помощник. Ее круглый глаз навыкате слепнет уже после несколь­ ких километров по  грязным или за­ снеженным дорогам. Видимо, разра­ ботчикам стоит подумать, как лучше защитить всевидящее око. Один из ва­ риантов предлагает «Фольксваген»: на  новом «Гольфе», например, камера прикрыта эмблемой, которая откры­ вается лишь при включении задней передачи. Почти столь  же быстро выходят из  строя цифровые камеры в  боко­ вых зеркалах, а вместе с ними и систе­ ма BLIS. По крайней мере, автомобиль предупреждает, что на  нее не  сто­ ит рассчитывать  – на  щиток прибо­ ров приходит соответствующее сооб­ щение. По такому же сценарию разво­ рачивается ситуация и  с  адаптивным круиз­контролем: радар блокирован – и автопилот перестает работать. Есте­ ственно, одновременно с  ACC умира­ ет и  система Distance Alert, которая получает информацию от  того  же ра­ дара и предупреждает водителя мига­ нием светодиодов и  звуковым сигна­ лом о приближении к едущему впере­ ди автомобилю. Зато система LDW продолжила ис­ правно нести вахту. Камеру, распозна­ ющую разметку, разработчики преду­ смотрительно расположили за  ветро­ вым стеклом в  зоне работы стекло­ очистителей. Хотя производитель пре­дупреждает: при сильном дожде, сне­ гопаде или тумане сбои в работе все же не  исключены. И,  несмотря на  то что датчики системы City Safety располо­ жены там  же, под ветровым стеклом, с  замиранием сердца приступил к  по­ следнему испытанию. Пенопластовый БМВ уже на позиции, короткий разгон с курсом прямо на него... и электрони­ ка предотвратила аварию.ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ!При езде по грязной дороге стоит быть столь  же внимательным, как при во­ ждении в  сильный дождь, туман и  го­ лолед. Забрызганные стекла и  зеркала затрудняют обзор не  только сидящим за рулем, но и электронным помощни­ кам, которым мы порой доверяем са­ мое дорогое – свою жизнь. Поэтому со­ вет водителям: с осторожностью отно­ ситесь к подсказкам таких систем, осо­ бенно в  сложных погодных условиях. Надеюсь, меня услышат и  производи­ тели (не только «Вольво», но и осталь­ ные, у кого уже реализованы такие си­ стемы): лучше защищайте глаза и  уши электронных помощников, по  крайней мере на  автомобилях, поставляемых в Россию. Ведь адаптируют же для раз­ ных рынков подвески и двигатели. Мо­ жет, стоит предусмотреть дополнитель­ ную защиту датчиков и  радаров? Тог­ да можно будет не бояться ударить ли­ цом в грязь (во всех смыслах). А затра­ ты окупятся, не сомневайтесь. Благодарим «Обухов Автоцентр» за предоставленный на тест автомобиль.Превратить автомобиль из чистого в грязный двое упорных людей способны за четыре часа. Методика очень проста и занудна: в ведра с песком, размешанным в воде, макают веники и обмахивают ими кузов, стекла, диски.На правах рекламы