162
163
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ГЕНЕРАТОРЫРазрядка напряженностиГенераторы нынешних автомобилей далеко ушли от магнето Боша. Но даже они иногда сходят с ума, шутит Анатолий Вайсман.КОВАРСТВО ТЕРМОСТАТАДело было в  морозном январе. БМВ-X5 приполз к  мастерской на  последнем издыхании: лампочка разрядки загорелась часа два назад, но  хозяин упорно тянул к  нам! С  одной стороны, такое уважение приятно, а с другой… У этой машины генератор упрятан в нутро двигателя, охлаждается жидкостью, демонтировать его  – целая история! Но,  проверив напряжение в бортсети, поняли – снимать придется. Часа через три продукт высоких технологий разобрали. Взору открылась настолько обгоревшая обмотка статора, что определить, с  чего «пожар» начался, было нереально. Но  что  же могло погубить 150-амперный генератор? По  заверению хозяина, аэробусам «прикуривать» он не давал, для  электросварки не  использовал. Не  нашли мы на  обмотках и  следов протечки охлаждающей жидкости. Статор отправили на  перемотку, и вскоре владелец получил отремонтированную машину.Думали, кончилась история, но месяцем позже знакомый БМВ снова у  наших ворот! Хозяин виновато улыбается: беда повторилась. С  чего теперь начать? Вновь расспрашиваю владельца о  тонкостях эксплуатации «бумера». И  он вдруг вспомнил, что еще зимой, в  морозы, мотор почему-то стал быстрей прогреваться! Если раньше ощутимое тепло из печки начинало поступать лишь после третьего светофора, то потом едва успевал доехать до второго. Забрезжила догадка – не термостат ли чудит? Допустим, до  перегрева двигателя было еще далеко, но не сказалось ли это на охлаждении генератора? Кстати, зимой и нагрузка на него больше. С согласия владельца решили вновь перемотать обмотку и заменить термостат. Примерно через полгода хозяин позвонил  – все у  него в  порядке. Значит, наше предположение оправдалось: к  поломке генератора оказался причастен термостат системы охлаждения. Отказы электротехники, в  основе коЗадняя крышка 80-амперного генератора «Самары». Доступ прост, можно заменять диодный мост без демонтажа генератора.торых лежит вроде  бы небольшой начальный перегрев какого-нибудь элемента, не  так  уж редки. А  кто может по-настоящему расследовать подобный дефект? Дилерам эти загадки неинтересны. Выходит, в  деле починки немецкого генератора проверенный веками метод тыка не подвел.СТРОИМ МОСТ ИЗ ДИОДОВДругая история тоже случилась зимой. Владелец почти новой «ТойотыКэмри» чуть не рыдал в трубку: «Стою на  перекрестке, мотор заглох, стартер не  крутит!». Пришлось направить к терпящему бедствие спасателя. «Кэмри» дали «прикурить», и она своим ходом добралась до нашего бокса. Осматриваем. Ремень генератора натянут, но  уже под небольшой нагрузкой напряжение в сети проседает ниже 10 В, вот батарея и  выдохлась совсем! Зарядили ее  – напряжение на  холостом ходу подросло до  14  В. Однако едва включили свет, упало до  13  В. Электрик резюмировал: пробит один из ди-Баварские технологии: термостат БМВ-X5 красив, но и он не вечен!Вид бывалого диодного моста: есть пробитые диоды, видны следы протечки охлаждающей жидкости.162 За рулем 06/2010 одов моста. Так оно и оказалось... Произошедшее объяснить нетрудно. В  теплое время года нагрузка на  генератор мала, с  работой он кое-как справлялся. Но  в  морозы пришлось работать с  полной отдачей  – нагрузка возросла, а  силы-то с  пробитым диодом уже не те! Вот аккумулятор потихоньку и  разряжался... А  что делать владельцу? Он поехал на гарантийный ремонт; там, конечно, долго морочили голову, но  потом сдались и  генератор заменили. С  отечественными генераторами ситуация не  лучше: пробитый диодный мост – дело рядовое. Первый признак – существенное падение напряжения в цепи при включении, например, фар или обогрева заднего стекла. Хорошо еще, что на  переднеприводных ВАЗах диодный мост 80-амперного генератора нетрудно поменять на  месте. Но  не  наспех! Посадочные места и  контакты следует хорошенько зачистить мелкозернистой шкуркой, иначе генератор вновь подведет. Полезно поставить новое интегральное реле, даже если щетки прежнего еще не  стерты, а контактные кольца следует зашлифовать стеклянной шкуркой.У генератора ВАЗа-«классики» другие проблемы: он расположен точнехонько под «узловой станцией» системы охлаждения, протечки которой отмечали еще наши пращуры. Нередко тосол течет и  из  помпы. Недоглядишь за ней – генератору крышка! Одно утешит: повозишься с ним – заодно избавишься от угрозы перегрева мотора. Невеселую историю рассказал владелец довольно свежей «четверки». С  первого дня эксплуатации жидкость стала куда-то уходить. Поверхностный поиск дырочки результатов не дал. Ясновидящие что-то говорили про бензойного глиста  – такой, мол, иногда заводится в  радиаторе и  поедает тосол,  – но  изгнать его так и  не  смогли. Пришлось ехать по гарантии в автосервис, а там просто поменяли хомуты на  шлангах. Но  ударили морозы  – антифриз стал исчезать прямо на  глазах... И  тут начал сдавать генератор! Первое время лампочка разрядки лишь подмигивала, потом зажглась безнадежноровным красным светом. Батарея стала разряжаться, и владелец, до от-ТОСОЛ ДЫРОЧКУ НАЙДЕТвала насытившись бесплатным ремонтом, решил поберечь нервы  – прикатил к нам. Опрессовав систему охлаждения, нашли несколько протечек  – на  них указывал и  зеленоватый налет на  деталях вокруг. Но  самым отъявленным расточителем жидкости признали насос. Определить его сиюминутную негерметичность не составило труда – стоило подсунуть руку под корпус. А  перманентную диагностировали по зеленым разводам на генераторе. Конечно, разобрали: изнутри агрегат весь в  зелени. Хозяин, убежденный эстет, брезгливо осмотрев эту крокодилову коросту, сам предложил заменить агрегат новым. И тут столкнулись с чисто российской проблемой: ставим свежий, из  магазина, генератор, проверяем его – не работает. Возвращаем продавцу. Только третий по  счету оказался исправным! Вот такие нынче комплектующие. Представьте, сколько из-за них лишней работы!.. Решил: обязательно соберу в мастерской портативный стенд для проверки генераторов  – чтобы отсеивать негодные, не отходя от кассы.На правах рекламы