216
217
СПОРТКРОССИ все-таки они летают!В нашей стране, где дорогой служит любой проселок, автоспорт долгое время шел своим путем – развивались внедорожные соревнования. Легендарную грунтовую гонку повидал наш корреспондент Юрий Тюрин. Фото автора и Эдуарда Ульяновского.В1964  году под Рязанью впервые прошел автокросс «День Победы» на  грузовиках ГАЗ-51 и  ЗИЛ-164, ставший с  тех пор самой почитаемой гонкой этой дисциплины в  России. За  прошедшие годы на  рязанской земле состязались во  всех без исключения внедорожных классах  – от  детских мини-багги до  гоночных ЗИЛ-130, а  установленный в 1989 году рекорд по количеству участников, 304 гонщика, не перекрыт до сих пор. Не отставали и жаждавшие зрелищ (только представьте  – взлетающий в  воздух грузовик!): аудитория болельщиков в  иные годы достигала 40 тысяч человек. Изначально гонка больше походила на современные «бахи», короткие ралли-рейды: круг более десяти верст нужно было пройти десять раз. Дистанция превышала сотню километров! Спортсменам приходилось преодолевать броды и овраги, а подготовленной трассы как таковой просто не  было:в  поле устанавливали флажки  – створы «ворот», в  которые обязана пройти гоночная машина, а дальше каждый избирал траекторию по  собственному усмотрению. Интересно, что старты в  то время давали по  системе «ЛеМан» – пилоты, стоявшие каждый рядом со  своей машиной, по отмашке судьи запрыгивали в  кабину, заводили мотор и  выезжали на  трассу. Другая особенность гонок была чисто советской. Грузовик спортивный? Ну  и что! Раз грузовик – значит, должен везти груз. И везли. В кузова клали мешки с  песком, а  машины дважды проходили контрольное взвешивание  – до старта и после финиша. Кризис наступил в  1980-м. После критической статьи «Почему летают грузовики?» в  газете «Правда» грузовой кросс сочли наносящим ущерб социалистической собственности – десять лет он был под запретом. Но  спортсмены  – люди находчивые: на базе грузовиков принялись строитьчудовищные багги! Вдобавок на рязанской трассе прописалась техника помельче  – вазовская «классика», «москвичи», «волги» и багги на их основе. С  распадом СССР все запреты сняли. На  трассы вернулись грузовики, а  заднеприводные легковушки понемногу уступили место «восьмеркам» и  иномаркам. Казалось  бы, взлетающие в  воздух мастодонты, наследие советского прошлого, должны были уйти в небытие, ведь и ГАЗ-53, и даже ЗИЛ-130 давно уже не  выпускают. Но  нет: бережно сохраняемые руками механиков, они по-прежнему выходят на  старт каждый год, 9  мая. Конечно, до рекордов былых лет далеко, но дватри десятка ЗИЛов или «газонов» попрежнему в строю. В  XXI  веке рязанская трасса претерпела изменения. Гонщики роптали на  ее убойность для техники, обилие пыли, крайнюю затянутость заездов. Рязанская федерация автомотоспорта в  ответ сократила кольцо до  1200  ме-216 За рулем 07/2010    «День Победы» сейчас единственная  гонка, где древних «газонов» набирается  полная стартовая решетка. А как они летали  в былые времена! (Черно-белое фото –  1991 года.)тров, убрав все недоступные для поливальных машин холмы и  сделав ее плоской (по  кроссовым меркам). Организация гонок резко улучшилась, но... Спортсмены снова оказались недовольны. И  пожелали восстановить классическую гонку с холмами и трамплинами, чтобы сохранить высокий уровень зрелищности. Рязанцы подумали... и к нынешнему юбилею Победы сделали подарок гонщикам и зрителям, вернув все как было – к счастью, за исключением безобразной организации. Более сотни пилотов в  семи классах высоко оценили их усилия.Легендарная трасса  – легендарные и  победители: в  этапе Кубка России на  полноприводных автомобилях за победу боролся москвич Пётр Дрофичев, гонявшийся здесь еще в  восьмидесятые. Он  стал вторым в  классе, уступив ульяновцу Вадиму Новикову. Среди водителей «газонов» юбилейный кросс и  первый этап Кубка страны выиграл и поныне полный сил Сергей Кротов. В  классе ЗИЛ-130, к  большой радости местных болельщиков, победа досталась Вячеславу Свешникову  – сыну знаменитого рязанца Евге-ния Свешникова, двукратного чемпиона СССР в  классах ГАЗ-51 и  ЗИЛ130. Вернулась на  рязанские холмы и  «классика»  – бюджетный класс в  посткризисной России набирает обороты, с каждой гонкой собирая все больше участников. Словом, в  этом году все было, как прежде: масса участников, острая борьба в  заездах, холмы, усыпанные зрителями. Старейший кросс страны, классика жанра. Хочется верить, что через 55  лет трасса и  гонка справят столетие. Интересно, доживут  ли до юбилея ЗИЛы?  Заезд УАЗов – неповторимое зрелище!  «Классика» вернулась! Такие же баталии разворачивались  и 20 лет назад.За рулем 07/2010 217