208
209
СПОРТRENAULT F1 TEAMКомандный зачетМашины «Рено F1» – в лидирующей группе королевских гонок. Вячеслав Субботин увидел, где, кто и как создает эти уникальные творения.Сколько раз читал, как разрабатывают самые быстрые в  мире автомобили, но  ни  разу не  наблюдал воочию. Возможно, и  не  довелось  бы, не  ворвись российский пилот Виталий Петров в Ф-1. С земляком проникнуть за таинственные ворота оказалось куда легче. В прошлом не  раз заглядывал на базы российских команд. Сложился устойчивый стереотип: чаще всего это небольшие боксы, реже  – просторный цех. Но  в  любом случае  – ограниченная территория, смахивающая на  мастерскую гаражных умельцев. Догадывался, что, попав на площадку «Рено  F1» в  английском городке Энстоун, увижу нечто большее. Но  чтобы настолько! Изумила заполненная парковка на  800  мест. Уйма народу строит всего пяток машин в год? Утверждают, в штате 450 человек. Грамм карбона «первой формулы» в  этом случае должен быть дороже грамма золота. Само собой, в  гараже такое не  отлить, только в  промышленном центре, каковым, по  сути дела, и  является ателье «Рено  F1». Здесь размещен почти полный цикл производства  – от  бюро проектирования до цеха ремонта и ревизии болидов. Нет только сборки двигателей и коробок передач – их готовят на предприятии во Франции. Козырная карта и  гордость завода – аэродинамический комплекс. При нынешнем техническом регламенте удачное распределение набегающего воздушного потока превратилось в  главный фактор победы. Поскольку мотор и коробку дорабатывать нельзя, все силы брошены на  аэродинамику.ФРАНЦИЯ – АНГЛИЯВ Англии давно поняли, что гоночный бизнес может быть прибыльным, и  открыли в  свое время множество фабрик спортивной техники. Девять команд чемпионата мира Ф-1 строят болиды на острове и всего три – на континенте. Завод в Энстоуне основал Тед Тоулмен в 1970-е годы. Айртон Сенна впервые сел за  руль Формулы-1 именно в его команде. В 1985-м «Тоулмен» отошел итальянскому концерну «Бенеттон». В 2000 году у команды появился новый владелец – «Рено», ранее поставлявший силовые агрегаты «Тоулмену» и «Бенеттону». С  2002-го машины несут на  борту фирменный ромб. В 2009-м «Рено» уступила 75% акций команды люксембургской компании Genii Capital. Впервые  же собственная команда «Рено F1» появилась в 1977 году как французский проект. Его поддержало правительство и  национальные производители «Мишлен», «Эльф», «Экип».208 За рулем 08/2010   «Рено-F1 B30» Виталия Петрова модернизируют к каждой гонке. Экземпляр, что стоит  в центре компьютерных исследований аэродинамики, безнадежно устарел в сравнении  с машиной, на которой Виталий проехал очередной Гран-при.Инженеры сетуют, что регламент разрешает «дуть» машину в  аэродинамической трубе лишь 40  часов в  неделю. Раньше гоняли круглосуточно! Но  теперь в Энстоуне создали виртуальную трубу, а  в  подземелье поместили несметное число компьютеров общей массой 10  тонн. «Мистраль», так называют этот комплекс в центре компьютерного моделирования (CFD), гонит виртуальный ветер круглые сутки. С  учетом полученных данных чертят модель, готовят макет и  пихают в  реальную трубу. Есть улучшения? Немедля тащат чертежи в кузовной цех. Прессов, штампов и  гула здесь нет. Только рулоны карбоновой материи. На столах кроят детали, покрывают модели или матрицы, запечатывают в целлофан, откачивают из него воздух, ткань плотно прижимается к  модели, и всю конструкцию отправляют в печку. Вскоре появляется готовый элемент. В каждом определенное (в зависимости от нагрузки) количество слоев карбона. Самые жесткие панели готовят словно бутерброд. Между двумя карбоновыми листами кладут легкий и  прочный ячеистый алюминиевый лист сантиметровой толщины, похожий на  соты обычного автомобильного радиатора, и прочно спекают вместе. Элементы из карбона в таком виде в пять раз легче стальных, но прочнее на изгиб, сжатие или разрыв чуть ли не вдвое. На сборочной площадке оживление: дефектуют машины с  турецкого Гран-при. Машину Петрова уже разобрали до винтика, а с аппарата Кубицы еще не  успели снять ни  мотор, ни  коробку. Конечно  же, я ринулся посмотреть на  собранные вместе железочки и полюбоваться компоновкой. Признаюсь, мог бы смотреть на это бесконечно. За  каждым болтиком, трубочкой, шарниром богатая техническая история и  мастерство конструкторов. По  техническому совершенству сравнил бы машины Формулы-1 с авиационными или ракетными двигателями, которые ставлю на  высшую ступень инженерного искусства.  Виталий Петров: «В одном повороте  Алонсо все время меня догонял. Два круга  я наблюдал за ним в зеркала, понял, как он  его проходит. Попробовал так же – и проехал  быстрее, чем Фернандо».  Очень прочная и легкая сандвичевая конструкция  кузовных панелей: по бокам – слои запеченного карбона, в центре – пористый сотовый алюминий.  Так выклеивают монокок «Рено», самую  крупную кузовную деталь. Дальше –  в печку и на сборку.   Скриншот виртуальной аэродинамической трубы. Софт от «Боинга», специалисты  свои. Результаты довольно точные, но обрабатываются долго.   В аэродинамической трубе продувают  модели, уменьшенные в два раза. Шины  хоть и маленькие, но настоящие, пневматические. В них можно менять давление  и получать более достоверные данные.