186
187
ЭКОНОМИКАПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИОбменникПервый этап экспериментальной программы утилизации старых автомобилей завершился. На сайте Минпромторга счетчик застыл на отметке в 200 тыс. сертификатов. Но, к счастью, тут же начался второй этап. О предварительных итогах программы и ее будущем размышлял Игорь Моржаретто.ВЗГЛЯД СВЕРХУИтак, в  Министерстве промышленности и  торговли  РФ считают, что в  целом эксперимент удался. Основная часть выданных сертификатов приходится на  продукцию АВТОВАЗа  – 161,4  тыс. штук, еще 10  тыс. сограждан выбрали марку «Рено», а  на  третьем месте «Форд». О  готовности участвовать в  программе заявили 1200 дилеров (реально работают около четырехсот) и 80 утилизаторов. На конец июня получили свои новые машины почти 90  тыс. человек, остальные станут счастливыми обладателями в  течение лета (так обещано).Условия второго этапа в  целом меняться не будут. Формула та же: 10 лет (возраст авто) и 1 год (срок владения), 50 тыс. руб. минус затраты на утилизацию (3 тыс. руб.). Для его реализации вновь выделено 10 млрд. руб. на 200 тыс. сертификатов. А  вот срок окончания не  обозначен. По  планам Минпромторга, все сертификаты уйдут до  Нового года. Кстати, возможно, и  после этого программа будет продолжена, чтобы не допустить резкого падения рынка, как случилось в Германии. Правда, условия могут быть иными. Еще нам пообещали, что на втором этапе программы максимальное время ожидания нового автомобиля сократится максимум до  трех месяцев: автолюбители жаловались, что стоять в  очереди за машиной приходится по полгода. Еще один недостаток программы связан с  «предприимчивостью» некоторых дилеров, которые навязывают при заказе машины ненужные потребителю опции. За  такими ловкачами будут следить как сотрудники министерства, так и автопроизводители. Правда, какие они могут предъявить претензии? «Программа утилизации оказалась выгодной и  для автомобилистов, и  для государства,  – уверен руководитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. – Резко, в полтора раза выросли продажи186 За рулем 08/2010 новых автомобилей. Заработали в  полную силу не  только автопроизводители, но  и  предприятия смежных отраслей. Вернулись на  рынок автопе­ ревозчики, появились заказы у поставщиков обо­ рудования и т. д.». Средняя стоимость проданных по  этой про­ грамме новых машин, даже с учетом крена в ста­ рое «жигулевское» семейство АВТОВАЗа,  – 270– 300  тыс.  руб. Значит, автомобилист вкладыва­ ет в  экономику свои 220–250  тыс. руб. Хороший оборот выходит.ВЗГЛЯД СНИЗУ  Через несколько  минут автомобильная  жизнь этих «жигулей»  и «москвичей» закончится.   Они превратятся  в мелкую крошку,  которая затем станет  металлом. Может быть,  в следующей своей  жизни вазовская «пятерка» будет кораблем.кой занимаются предприятия только в столичном регионе). Плюс 3  тыс.  руб. за  утилизацию платит государство (вернее, вычитает из обещанных каж­ дому сдатчику 50  тыс.  руб.). То  есть даже при са­ мом плохом раскладе с одной машины можно по­ лучить 8 тыс. руб. Но это в  теории. В действительности все не  так просто. Даже при сегодняшних, достаточно вы­ соких ценах на лом утилизация была не слишком выгодным бизнесом, пока не заработала государ­ ственная программа. Поэтому предприятий, по­ добных подмосковному «Втормету», у  нас раз­ два и  обчелся. В  России всего пять шредерных установок для разделки автомобилей. В США та­ ких свыше 200, в Германии – 76, во Франции – 50. Правда, там авторециклинг развивается более 20  лет. За  это время научились перерабатывать не  только металл и  резину (как у  нас), но  и  пла­ стик, текстиль, стекло, все жидкости. А в России пока большая часть предприятий­ утилизаторов представляет собой огороженную площадку, на которой группа крепких парней ку­ рочит сданные машины. Сначала снимают «товар­ ные» детали. Остовы кузовов отправляют на пере­ рабатывающий завод или прямо на  металлурги­ ческий комбинат, покрышки – на свалку. Куда де­ вается остальное – вопрос. К сожалению, реально программы утилизации в стране как не было, так и нет. Где брать на нее деньги? Понятно, машины надо утилизировать, ведь в  стране свыше 8  млн. легковушек старше 20  лет. В  рамках нынешне­ го эксперимента утилизацию оплачивают опосре­ дованно сами автовладельцы. А  после окончания программы – какой смысл тащить автомобильную рухлядь уже за свои кровные? Во  всем мире средства на  оплату утилиза­ ции выделяет автопроизводитель через залого­ вую стоимость машины. Сдал на  свалку  – вер­ нул деньги. (Так когда­то было, скажем, со  сте­ клянными бутылками в  СССР. Собрал деся­ ток – и в пункт приема, с каждой двадцать копе­ ек в карман, а два рубля – сумма.) Поэтому за ру­ бежом утилизация на потоке. Думаю, это следую­ щая забота ответственных товарищей.За рулем 08/2010 187ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫНа территории подмосковного завода «Вторчер­ мет» жизнь бьет ключом. К воротам один за дру­ гим подъезжают автовозы, заставленные старень­ кими «жигулями», «москвичами», «запорожца­ ми». Их тут же отправляют в очередь к стенду, где с каждого автомобиля снимают колеса, аккумуля­ торы, сливают жидкости. Дальше его безжалост­ но подхватывает погрузчик и  лихо забрасыва­ ет на самый верх кучи отслуживших свое машин. Оттуда эвакуатор железной рукой выхватыва­ ет очередную жертву и  швыряет в  жерло огром­ ной мясорубки (официально именуется ласковым словом «разрыватель»). Из нее вылетают крупные куски металла вперемешку с кожей, тканью, пла­ стиком. Далее они отправляются в огромную гро­ хочущую машину (шредер), которая их измель­ чит и разделит на фракции: металл черный – на­ лево, цветной  – направо, остальное  – на  свалку. Финиш. Сердце автомобилиста рвется на куски... – Наше предприятие строили несколько лет назад под московскую программу утилизации, – рассказывает заместитель гендиректора ком­ пании «Втормет» Юрий Воронцов.  – Городские власти тогда обещали очистить дворы от  авто­ хлама, но программа не пошла. И только теперь, с  началом эксперимента, мы вышли на  серьез­ ный оборот. Утилизация – выгодное дело. Из легкового ав­ то весом 1–1,5 т можно получить 500–800 кг черно­ го лома (цена – 6–10 тыс. руб. за тонну) и 50–100 кг лома цветных металлов (от 30 тыс. руб. за тонну). Небольшие деньги можно выручить еще за  сдан­ ные аккумулятор и покрышки (пока их переработ­