ЭКОНОМИКАПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИОбменникПервый этап экспериментальной программы утилизации старых автомобилей завершился. На сайте Минпромторга счетчик застыл на отметке в 200 тыс. сертификатов. Но, к счастью, тут же начался второй этап. О предварительных итогах программы и ее будущем размышлял Игорь Моржаретто.ВЗГЛЯД СВЕРХУИтак, в Министерстве промышленности и торговли РФ считают, что в целом эксперимент удался. Основная часть выданных сертификатов приходится на продукцию АВТОВАЗа – 161,4 тыс. штук, еще 10 тыс. сограждан выбрали марку «Рено», а на третьем месте «Форд». О готовности участвовать в программе заявили 1200 дилеров (реально работают около четырехсот) и 80 утилизаторов. На конец июня получили свои новые машины почти 90 тыс. человек, остальные станут счастливыми обладателями в течение лета (так обещано).Условия второго этапа в целом меняться не будут. Формула та же: 10 лет (возраст авто) и 1 год (срок владения), 50 тыс. руб. минус затраты на утилизацию (3 тыс. руб.). Для его реализации вновь выделено 10 млрд. руб. на 200 тыс. сертификатов. А вот срок окончания не обозначен. По планам Минпромторга, все сертификаты уйдут до Нового года. Кстати, возможно, и после этого программа будет продолжена, чтобы не допустить резкого падения рынка, как случилось в Германии. Правда, условия могут быть иными. Еще нам пообещали, что на втором этапе программы максимальное время ожидания нового автомобиля сократится максимум до трех месяцев: автолюбители жаловались, что стоять в очереди за машиной приходится по полгода. Еще один недостаток программы связан с «предприимчивостью» некоторых дилеров, которые навязывают при заказе машины ненужные потребителю опции. За такими ловкачами будут следить как сотрудники министерства, так и автопроизводители. Правда, какие они могут предъявить претензии? «Программа утилизации оказалась выгодной и для автомобилистов, и для государства, – уверен руководитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. – Резко, в полтора раза выросли продажи186 За рулем 08/2010 новых автомобилей. Заработали в полную силу не только автопроизводители, но и предприятия смежных отраслей. Вернулись на рынок автопе ревозчики, появились заказы у поставщиков обо рудования и т. д.». Средняя стоимость проданных по этой про грамме новых машин, даже с учетом крена в ста рое «жигулевское» семейство АВТОВАЗа, – 270– 300 тыс. руб. Значит, автомобилист вкладыва ет в экономику свои 220–250 тыс. руб. Хороший оборот выходит.ВЗГЛЯД СНИЗУ Через несколько минут автомобильная жизнь этих «жигулей» и «москвичей» закончится. Они превратятся в мелкую крошку, которая затем станет металлом. Может быть, в следующей своей жизни вазовская «пятерка» будет кораблем.кой занимаются предприятия только в столичном регионе). Плюс 3 тыс. руб. за утилизацию платит государство (вернее, вычитает из обещанных каж дому сдатчику 50 тыс. руб.). То есть даже при са мом плохом раскладе с одной машины можно по лучить 8 тыс. руб. Но это в теории. В действительности все не так просто. Даже при сегодняшних, достаточно вы соких ценах на лом утилизация была не слишком выгодным бизнесом, пока не заработала государ ственная программа. Поэтому предприятий, по добных подмосковному «Втормету», у нас раз два и обчелся. В России всего пять шредерных установок для разделки автомобилей. В США та ких свыше 200, в Германии – 76, во Франции – 50. Правда, там авторециклинг развивается более 20 лет. За это время научились перерабатывать не только металл и резину (как у нас), но и пла стик, текстиль, стекло, все жидкости. А в России пока большая часть предприятий утилизаторов представляет собой огороженную площадку, на которой группа крепких парней ку рочит сданные машины. Сначала снимают «товар ные» детали. Остовы кузовов отправляют на пере рабатывающий завод или прямо на металлурги ческий комбинат, покрышки – на свалку. Куда де вается остальное – вопрос. К сожалению, реально программы утилизации в стране как не было, так и нет. Где брать на нее деньги? Понятно, машины надо утилизировать, ведь в стране свыше 8 млн. легковушек старше 20 лет. В рамках нынешне го эксперимента утилизацию оплачивают опосре дованно сами автовладельцы. А после окончания программы – какой смысл тащить автомобильную рухлядь уже за свои кровные? Во всем мире средства на оплату утилиза ции выделяет автопроизводитель через залого вую стоимость машины. Сдал на свалку – вер нул деньги. (Так когдато было, скажем, со сте клянными бутылками в СССР. Собрал деся ток – и в пункт приема, с каждой двадцать копе ек в карман, а два рубля – сумма.) Поэтому за ру бежом утилизация на потоке. Думаю, это следую щая забота ответственных товарищей.За рулем 08/2010 187ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫНа территории подмосковного завода «Вторчер мет» жизнь бьет ключом. К воротам один за дру гим подъезжают автовозы, заставленные старень кими «жигулями», «москвичами», «запорожца ми». Их тут же отправляют в очередь к стенду, где с каждого автомобиля снимают колеса, аккумуля торы, сливают жидкости. Дальше его безжалост но подхватывает погрузчик и лихо забрасыва ет на самый верх кучи отслуживших свое машин. Оттуда эвакуатор железной рукой выхватыва ет очередную жертву и швыряет в жерло огром ной мясорубки (официально именуется ласковым словом «разрыватель»). Из нее вылетают крупные куски металла вперемешку с кожей, тканью, пла стиком. Далее они отправляются в огромную гро хочущую машину (шредер), которая их измель чит и разделит на фракции: металл черный – на лево, цветной – направо, остальное – на свалку. Финиш. Сердце автомобилиста рвется на куски... – Наше предприятие строили несколько лет назад под московскую программу утилизации, – рассказывает заместитель гендиректора ком пании «Втормет» Юрий Воронцов. – Городские власти тогда обещали очистить дворы от авто хлама, но программа не пошла. И только теперь, с началом эксперимента, мы вышли на серьез ный оборот. Утилизация – выгодное дело. Из легкового ав то весом 1–1,5 т можно получить 500–800 кг черно го лома (цена – 6–10 тыс. руб. за тонну) и 50–100 кг лома цветных металлов (от 30 тыс. руб. за тонну). Небольшие деньги можно выручить еще за сдан ные аккумулятор и покрышки (пока их переработ