180
181
БЕЗОПАСНОСТЬМИРОВОЙ ОПЫТПрививка от бешенстваЛихие водители не только причиняют неудобство другим, но и провоцируют серьезные аварии. Поэтому в США объявили войну дорожным агрессорам. Из окопов Нового Света – Сергей Баландюк.изнь лейтенанта дорожной полиции штата Вирджиния Джерри Салливана круто изменилась в  середине 2000-х, когда власти штата вслед за центральной администрацией всерьез озаботились состоянием смертности на дорогах и объявили крупную «исправительную» кампанию. Джерри поручили возглавить подразделение по  борьбе с  носителями опасности, или, попросту говоря, лихачами. За шесть лет службы в новой должности он потерял 18 кг лишнего веса и поймал более двух с половиной тысяч опасных водителей. – За агрессивную езду можно не только схлопотать штраф, но и угодить за решетку, – поясняет мне лейтенант.  – Каждая смерть на  дороге обходится государству в  3  миллиона долларов. Когда в  1990-е общие потери от  аварий прогрызли в  бюджете 138-миллиардную дыру, власти забеспокоились не на шутку. Тогда же установили, что половина аварий происходит из-за опасного вождения. Превысил скорость, подрезал  – и  сосед по дорожному потоку или ты сам оказался в кювете. По результатам опросов водителей, лихачи даже опаснее пьяных. Вот поэтому в  США введено понятие «агрессивное вождение». Те, кто им увлекается, могут огрести – мало не покажется. Американское законодательство под агрессивным вождением подразумевает «совершение во  время управления автомобилем трех или более маневров в единой череде управляющих действий, способных создать опасность для человека или собственности». Типичная агрессия: сумасшедшая скорость, выдавливание идущего впереди из  полосы, сопряженное с  минимальной дистанцией, истеричным морганием фар и дудением,180 За рулем 08/2010Ж  Такой электронный щит частенько попадается  как на фривеях,  так и в городах.  Наверху – действующее ограничение, ниже – ваша  скорость, под  ней – сумма штрафа  крупными зелеными цифрами. А для  самых недоверчивых – в самом низу  фотография водителя. Можно начинать  копить на оплату.резкое перестроение. Американцам неизвестен наш прием из этой же серии: обгон и удар по тормозам (так у нас в России «воспитывают» «чайников»), а то они его тоже включили бы в «агрессивный» список, где еще значатся езда по тротуару, пересечение стоп-линии, проезд на красный. В  США по  причине превышения разрешенной скорости происходит более 30% аварий, хотя наказывается подобное нарушение строго. В  большинстве штатов за  превышение скорости на  1  милю придется выложить сотку баксов. Перевалил за 40 миль в час – отправишься в тюрьму. Нарушил хотя  бы два пункта из  списка, например разогнался и  обошел справа или по  обочине, – получишь по полной: на полгода за решетку или 2,5 тысячи долларов штрафа с лишением права управления автомобилем на  месяц. Более того, «комплекс вины» можно заслужить, даже если тронуться с пробуксовкой. Программы по  борьбе с  лихачами и  хулиганами контролирует Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) вместе с Федеральной дорожной администрацией (американский аналог Росавтодора). Стоит только камерам, радарам засечь злоумышленника, они тут же информируют об этом полицейские экипажи. А  те, уж не  сомневайтесь, достанут нарушителя за считаные минуты. Это только в кино преступникам удается скрыться. Пик «боевых действий» в  Штатах  пришелся на 2004–2005 годы. Массовые облавы, скрытое патрулирование, камеры и  филеры повсюду. В Санкт-Петербурге (штат Флорида) датчики ставили даже на газонокосилки, чтобы ловить лихачей в жилых кварталах.   Лейтенант Салливан борется с самым популярным проявлением  агрессивного вождения – превышением скорости.Само собой, изучали и  причины агрессивного поведения. Иначе это не была бы Америка. Скажем, пробки раздражают неуравновешенных чрезвычайно – вот они и «отрываются» на свободном участке. Чтобы сократить число заторов, срочно перепланировали некоторые перекрестки и добавили развязок. Вот результат: количество смертей на  дорогах за  последние пять лет сократилось на 2,5 тысячи в расчете на 100 тысяч жителей. Прагматичные американцы перевели сохраненные жизни на язык «желтого дьявола»: это миллиарды сэкономленных бюджетных средств, которые пойдут на улучшение дорог и инфраструктуры. – Ты знаешь, – говорит Джерри, – за агрессивную езду можно будет и в психушку угодить. Ряд медиков утверждают, что агрессия на дороге не хулиганство, а болезнь сродни алкоголизму. Если это будет оформлено законодательно, то принудительного лечения не избежать, ведь лихач представляет угрозу для общества. А что в России? – Лучше, чем в  США,  – отвечаю ему.  – Всех «агрессоров» снабдили мигалками. Их  видно за  версту  – и  никакого конфликта. Надежно, безопасно и по закону.В СТАРОМ СВЕТЕЕжегодный урон от  смертей на  дорогах Европы составляет около 2% совокупного ВВП. «Гонщиков» здесь карают тоже сурово. Например, во Франции: не уступил дорогу, просвистел на красный, накатил сзади или смыкаешь между рядами без нужды – приготовь полтысячи евро, а то и простись с правами на три года. А если по твоей вине мог погибнуть человек, то есть возникла всего лишь потенциальная возможность смерти, непременно загремишь в каталажку на год и лишишься прав на пять лет или выложишь 15 тысяч евро.  В США за такие выкрутасы на обычной дороге можно запросто попасть за решетку или расстаться с правами и крупной суммой денег.На правах рекламы