222
223
Прорвались!Отличная новость: российский автомобильный рынок взял устойчивый курс на восстановление. Итоги продаж в первом полугодии и дальнейшие перспективы изучал Игорь Моржаретто.ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКАИтак, это случилось – рынок на­ чал выходить из  состояния коллапса, в  котором он пре­ бывал последние полтора го­ да. Ситуация в январе и феврале была настолько плоха, что некоторые анали­ тики поспешили снизить годовой про­ гноз касательно продаж новых автомо­ билей до 1 млн. штук. Это могло обер­ нуться катастрофой: пришлось  бы массово увольнять рабочих автозаво­ дов, сотрудников дилерских центров...К  счастью, этого не  потребовалось: с  марта продажи медленно начали ра­ сти, а  к  началу лета и  вовсе набрали невиданные темпы. Так, рост в  июне 2010 года составил 45%: дилеры реали­ зовали 175  тыс.  машин. Как до  кризи­ са! Всего  же продажи новых легковых и  легких коммерческих автомобилей в  России в  первом полугодии 2010  го­ да выросли на 3%, или на 23 тыс. штук (по  сравнению с  тем  же периодом 2009 года). И это только начало.«ОТЛИЧНИКИ» И «ДВОЕЧНИКИ»САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ (по итогам 1-го полугодия 2010 года)Лидером продаж в  первом полугодии с  большим отрывом от  конкурентов стали автомобили АВТОВАЗа. Новые «лады» разошлись по  России тиражом 220 тыс. штук (плюс 23% к первому по­ лугодию прошлого года), о чем в Толь­ ятти еще недавно и  мечтать не  сме­ ли! Понятно, что кривую продаж под­ толкнула вверх программа утилиза­ ции: по ней реализовано около 70 тыс. машин, то  есть каждая третья «Лада». При этом,  что отрадно, самой покупа­ емой моделью АВТОВАЗа остается не­ дешевая (цена – от 300 тыс. руб.) и до­ статочно современная «Приора» (про­ дано 60 тыс. машин); ей немного усту­ пает «классика», затем идут «Самара» и «Калина».За «Ладой» идет «Шевроле»: за пол­ года покупателей нашли 53 тыс. машин. На  третьем месте КИА: почти 46  тыс. экземпляров. Буквально в  затылок ко­ рейцам дышит французская марка «Ре­ но» (свыше 42 тыс. штук). Чемпионами по приросту стали ЗАЗ (за счет продаж под этим брендом бывшего «Ланоса», а  теперь «Шанса» реализация возрос­ ла в  20  раз!), ТагАЗ (в  3,5  раза), «Чери» (в 2,5 раза). Это если брать в цифрах от­ носительных; в абсолютных же лидиру­ ет марка КИА, продемонстрировавшая отличный прирост: плюс 15 тыс. машин! Среди тех брендов, что, несмо­ тря на  общий рост рынка, снизили продажи, немало известных: «Шевро­ ле», «Форд», «Ниссан», «Мицубиси», «Опель»… Но  это по  итогам полуго­ дия, а  вот в  мае и  июне они показали значительный рост. Кроме «Мазды», которая по­прежнему в минусах. Самой желанной иномаркой в Рос­ сии остается по­прежнему «Форд­ Фокус»: за полгода наши соотечествен­ ники приобрели больше 30 тыс. машин. Однако  его догоняет «Рено­Логан»: продано 29,6 тыс. седанов. А если доба­ вить сюда 6  тыс. реализованных хэтч­ беков «Сандеро», то французы, считай, уже вырвались вперед.НОВЫЕ НАДЕЖДЫПо прогнозам Комитета автопроизво­ дителей Ассоциации европейского биз­ неса  (АЕБ), рост рынка продолжится и  во  второй половине 2010  года. Пред­ седатель комитета Дэвид Томас ожида­ ет, что за  год в  России продадут при­ мерно 1,7  млн. легковых и  легких ком­ДИНАМИКА ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (БЕЗ УЧЕТА КОММЕРЧЕСКИХ) В 2009 И 2010 ГОДАХ**По данным агентства «Автостат».222 За рулем 09/2010 «Лада» «Шевроле» КИА* «Рено»* «Форд»* «Хёндай»* «Дэу» «Тойота»* ГАЗ* «Ниссан»* «Фольксваген» «Шкода»* УАЗ* «Мицубиси»* «Пежо»* «Опель»* «Сузуки» «Хонда» БМВ «Ауди» «Мазда»* ФИАТ* «Мерседес-Бенц» ЗАЗ «Ситроен»* ТагАЗ* «СанЙонг» «Чери»220 774 53 010 45 729 42 227 39 369 38 549 32 316 30 895 30 009 27 102 22 534 20 865 18 686 14 904 13 642 13 214 12 193 9986 9718 9470 9073 8462 7675 7203 6342 5265 4939 4526179 870 60 157 30 606 36 610 49 057 37 095 27 642 38 015 26 865 39 273 21 467 19 415 13 251 19 343 16 836 21 823 8617 14 845 7829 7404 20 874 7865 5117 372 6806 1493 3718 171023 –12 49 15 –20 4 17 –19 12 –31 5 7 41 –23 –19 –39 41 –33 24 28 –57 8 50 1836 –7 253 33 165«Субару» «Лексус» «Вольво» «Ленд-Ровер» «Лифан» «Фольксваген», комм. автомобили* «Инфинити» «Вортекс» «Грейт Уолл»* «Джили» «Мерседес-Бенц», комм. автомобили* «Порше» ИВЕКО* СЕАТ «Хаммер» «Кадиллак» МИНИ «Ягуар» «Джип» СААБ «Додж» «Исудзу»* «Крайслер» BYD «Альфа Ромео» ИЖ (вкл. ВАЗ-2104)*4237 4210 4145 3946 2261 2235 1831 1580 1141 1115 823 636 594 495 463 455 425 390 202 178 121 109 107 77 37 274719 3251 4098 4897 1384 2893 3062 2321 1496 4210 733 625 237 622 753 927 317 557 231 205 280 38 143 808 67 4364–10 29 1 –19 63 –23 –40 –32 –24 –74 12 2 151 –20 –39 –51 34 –30 –13 –13 –57 187 –25 –9 –45 –99ВСЕГО790 517767 2133*Включая легкие коммерческие автомобили.мерческих автомобилей. Есть и  более смелые прогнозы: до 1,8–1,9 млн. штук. Дай-то бог... Причем понятно, почему рынок пошел вверх именно в марте: заработала государственная программа утилизации автомобилей. За  три с  небольшим месяца в  рамках ее действия продали порядка 90 тыс. машин, а всего до  конца года, по  прогнозам Минпромторга, реализуют до  300  тыс.! Вообще, ситуация показательная. Весь прошлый год правительство закачивало деньги в  предприятия автопрома (только АВТОВАЗу досталось около 65 млрд. руб. бюджетных денег), но производство и  продажи продолжали падать. В этом году решили зайти с другой стороны и простимулировали потребительский спрос. На это выделили в три раза меньшую сумму  – 20  млрд.  руб., тем не  менее продажи, что называется, пошли! Причем рост наблюдается во  всех сегментах рынка, включая те, где госпрограммы не действуют. Стали доступнее кредиты (в  том числе с государственным субсидированием), люди поверили в то, что кризис подошел к  концу. Теперь успех каж-дого бренда, по  словам Мартина Яна, вице-председателя Комитета автопроизводителей АЕБ, зависит от того, сможет  ли он оперативно увеличить производство и  поставки. Вполне вероятно, что в  третьем квартале будет наблюдаться дефицит автомобилей многих марок, а  под конец года случится очередной всплеск продаж. Кстати, по данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена на  автомобили за полгода выросла на  10%. Самими дорогими машинами на нашем рынке были «Порше» (средняя цена модели – 187 тыс. долл.), «Ягуар» (106,5 тыс. долл.), «Лексус» (103  тыс.), «Мерседес» (98,4 тыс.) и  «Инфинити» (91,3 тыс.). А самыми дорогими российскими автомобилями – вседорожники УАЗ (532 тыс. руб., или 17,6 тыс. долл.). Второе место занял ГАЗ (520 тыс. руб., или 17,2 тыс. долл.). АВТОВАЗ на третьм месте (278 тыс. руб., или 9,2 тыс. долл.). Высокий спрос породил на российском автомобильном рынке такое, казалось бы, забытое явление, как дефицит. Так что поторопитесь с покупкой!На правах рекламыПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ в 1-м полугодии 2010 года (по данным Комитета автопроизводителей АЕБ) МАРКИ 2010 2009 Изменение, МАРКИ 2010 2009 Изменение, % %