190
191
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ УГЛЫ УСТАНОВКИ КОЛЕССход-развал-разводЗачем на автомобиле регулируют углы установки колес, разъясняет Анатолий Вайсман.Видеальных условиях шины должны ка­ титься по дороге, не подламываясь и не  проскальзывая. От этого зависят ди­ намика разгона и торможения, макси­ мальная скорость, курсовая устойчивость, лег­ кость и  точность управления, износ шин, рас­ ход топлива. Но идеал недостижим: углы колес несколько меняются при работе подвески, при ускорении и замедлении машины, маневриро­ вании и т. д. Чтобы автомобиль был достаточно устойчив в движении и хорошо слушался руля, положение колес изготовитель строго регламен­ тирует. При необходимости его регулируют, ведь углы установки не должны выходить за пределы допусков. Пока углы в норме, водитель о них мо­ жет и не вспоминать! Это важно, ведь «абсолют­ но точная» регулировка невозможна в принци­ пе. Сегодня на многих иномарках контролируют только схождение колес – передовые технологии производства и высокая точность изготовления деталей позволяют остальные параметры не кор­ ректировать.ТРИЕДИНСТВО УГЛОВбидная: работа протектора со скольжением – вер­ ный способ вылететь на повороте с дороги! По­ этому, если вы не профессиональный автогонщик, который с углами на «ты», мудрить с ними опасно. Третий – угол наклона оси поворота коле­ са в продольной плоскости (кастер). Взгляни­ те на велосипед: его рулевая колонка наклоне­ на – сопротивление катящейся шины приложе­ но позади точки пересечения оси колонки с пло пло­ скостью дороги и при случайных отклонениях ко ко­ леса стремится вернуть его в исходное положе­ ние. На прямой – в положение «прямо», в поворо­ те – на прежнюю траекторию. Так как на автомо­ биле два управляемых колеса, углы продольного наклона их осей поворота должны быть одинако­ выми, иначе поведение машины при отклонениях колес вправо­влево будет различаться и на дороге с неровностями ее станет уводить в сторону. Когда плоскость вращения колеса перпен­ дикулярна дороге, развал равен нулю. Если верхСтойки от некоторых зарубежных производителей создают ремонтнику проблемы. Взгляните: до ребра этой стойки эксцентрик «развального» болта вообще не достает!Есть три главных угла, влияющих на поведение машины и связанных между собой конструкцией. Первый – угол развала. Обусловлен кон­ струкцией: внутри колеса нужно разместить тор­ мозные механизмы и опоры, причем ось пово­ рота колеса должна пересекать пятно контакта в  определенной точке, образуя так называемое плечо обката. Закрепив на боковине колеса отвес, видим, насколько отклонена плоскость вращения колеса от вертикали. Шина, катящаяся с накло­ ном к дороге, деформируется, как бы став кони­ ческой, отчего тянет в сторону наклона. (Чтобы нейтрализовать этот эффект, колеса слегка сво­ дят внутрь автомобиля – это схождение колес.) Второй – угол схождения. Схождение может быть положительным, нулевым, отрицательным  – в зависимости от конструкции подвески и  кон­ кретных настроек автомобиля. Даже если углы схождения колес слева и справа разные, а кастер и  развал в норме, то на прямой траектории уво­ да не будет – колеса в движении самоустановят­ ся, силы взаимно уравновесятся. Но при маневрах вы заметите, что шины проскальзывают, свистят – ведь трапецию проектировали под определенные углы установки управляемых колес, а сейчас их центры поворота не совпадают. Ситуация не безо­190 За рулем 09/2010А этот «Гетц» вынудил регулировать углы установки его задних колес самодельными шайбамипроставками. Их надели на болты крепления ступиц между тормозными щитами и балкой.Даже этот, не самый сложный электронный стенд позволяет контролировать сразу все углы, определяющие положение колес. отклонен от машины – развал положительный, к  машине – отрицательный. Важно не путать, что на  что влияет. Допустим, развал левого и право­ го колес симметричный, но великоват. Руль в сто­ рону не тянет, однако если развал «в плюс», то бы­ стро изнашиваются внешние дорожки протектора. Если «в минус» – внутренние. А вот если углы раз­ вала разные, появится еще одна проблема: то коле­ со, которое чрезмерно отклонено, станет уводить машину в сторону. На отечественных автомобилях в силу конструк­ тивных особенностей подвески регулировка углов – трудоемкое занятие, зато правильно выставить коле­ са можно даже при серьезных повреждениях маши­ ны. Когда же регулировка кастера и развала не преду­ смотрена, владельцу приходится менять детали под­ вески и немало за это платить. Но кто в этой ситуа­ ции поручится за благополучный исход!НЕМНОГО ПРАКТИКИНовехонькая иномарка прямо из салона выехала с ощутимым уводом. Хозяин это отметил, но фирма­ чи стандартно отмахнулись – все параметры в нор­ ме! Вот и прикатила машина к нам. Осмотрели. Из­ мерили. Оказалось, непорядок с кастером  – с  ле­ вой стороны вышел за пределы допуска. Да и развал прихрамывает. Но эти оба параметра на данной мо­ дели нерегулируемые! По закону такой дефект до­ пускает даже замену машины. Мы выдали владель­ цу свое заключение, но тот, не желая биться с диле­ рами, просто продал автомобиль. Очень по­русски... Кстати, увод в сторону не всегда связан только с углами установки колес. Вот пример. Хозяин по­ трепанного ВАЗ­2115, не стесняясь в выражениях, рассказывал, как уже в трех сервисах регулирова­ ли сход­развал, а руль как тянуло влево, так и тянет! Углы мы все же проверили, но ничего не нашли. Тогда вывесили машину, пустили двигатель, вклю­ чили передачу – и увидели, что шины ведущих ко­ лес кривые, причем протектор одной явно создавал эффект конуса. Заменили колесо запасным. Чело­ век прокатился... Видели бы вы, как он, ошалевший от радости, пожимал нам руки! А вот типичный случай иного рода. Владелец пригнал едва живую «десятку», зато с мешком слег­ ка тронутых ржавчиной импортных запчастей. За­ пасливый! Когда дело дошло до развала, отрегули­ ровать его не смогли: отверстия под регулировоч­ ные болты на заграничных стойках были сильно смещены относительно штатных мест. Вот и при­ шлось парню раскошелиться на отечественные. Напоследок – крайний случай. Попал к нам «Гетц», у которого наружные дорожки задних шин стесались до брекера. Регулировок тут не предусмо­ трено, остается одно: кривую балку менять! А заказ­ чик жалуется на безденежье. Чем помочь? Решили выравнивать колеса проставками. Измерили углы: развал – на верхнем пределе, а схождение – боль­ ше градуса! Пришлось вспомнить «школьные годы чудесные», таблицы Брадиса! С их помощью я рас­ считал толщины шайб­проставок. Через пару часов они уже заняли место между тормозными щитами и балкой. «Незаконные» углы пропали!На правах рекламы