106
КУРЬЕРПОБЕДА-65Такими они были!Подводим итоги акции «Победа-65»Надо  ли говорить, что электронные сообщения в  адрес редакции и  письма с грифом «Победа-65» тут же попадали в поле зрения жюри. Связано это, понятно, не  с  погоней за  количеством. Можно  ли 65  лет спустя рассчитывать на  сотни откликов читателей журнала, которые близко знали фронтовых водителей да  к  тому  же располагают их фотографиями тех лет? Мы были рады и десяткам. Ну а если более точно, пятидесяти трем отзывам читателей, которые все до  единого представлены в журнале, пусть порой очень лаконично. Только так, полагали мы, можно нарисовать коллективный портрет фронтовых шоферов, показать, какими они были в то смертельно опасное время. Нам повезло: все отклики оказались, что называется, по  делу. Знакомясь с  ними, можно понять, чего потребовала война от  тех, кто воевал в этом аду на колесах, какой невероятной самоотдачи, каких лишений и жертв. Каждый отклик, каждое фото рядом с легендарными «зисами», «газами», «студебекерами» воскрешают бессмертные страницы фронтовой жизни водителей, их общения с  автомобилями на грани возможного, того, что мы не имеем права забывать. В  журнале названы пятьдесят три из  сотен тысяч солдат-шоферов, покрывших себя славой там, где без их участия невозможно было одолеть врага. Неслучайно в  перечнях наград, присутствующих во  многих откликах, часто упоминается орден Славы. Им со времени учреждения в 1943 году награждали рядовых и сержантов за личные подвиги  – храбрость, мужество и бесстрашие. Один из участников на-шей акции Евгений Коровин, вспоминая деда Тихона, воевавшего с 1941 года, пишет, что самой дорогой для него наградой был именно орден Славы, который и по сей день хранит семья. Обратившись в  начале года к  читателям с  предложением вместе отметить на  страницах журнала юбилей Победы, вспомнить тех, кто воевал за рулем на фронтах войны, мы не могли предположить, сколько людей отзовется на  наш призыв. Но  сегодня можем смело сказать: много! В  поиски фотографий, документов были вовлечены не  только авторы сообщений. Их  родственники, друзья, знакомые тоже созванивались и  списывались, обращались в  архивы. Особенно преуспели внуки и  правнуки, что, конечно  же, радует  – не  прерывается связь времен, память живет и будет жить. Спасибо, друзья! Вы сделали большое дело, выполнили ваш гражданский долг. Марк Тилевич, руководитель проекта «Победа-65», ветеран Великой Отечественной войны числе московских, включая клуб «Ночные ведьмы». Способствовали успеху вояжа магазин военного стиля «Радар», Фонд русской славы «Вожжа», «Рязанский оберег». Интернет разнес по  белу свету весть о  таком почине. Последователи из Нижнего Новгорода, Владимира, Новосибирска, Омска после 9  Мая отправились к ветеранам в своей глубинке. Надо успеть, ветеранов войны остается все меньше и меньше. В самую пору здесь опереться и на четыре колеса. Анатолий Компаниец, руководитель пресс-службы Всероссийского совета ветеранов войны и трудаВ глубинку – к ветеранамНе  отрываясь, читал страницы журнала, где предстали десятки военных водителей, ковавших победу за  рулем… Прекрасная идея! Но тема «Автомобиль и  ветераны войны» требует продолжения. Какого? Варианты есть, и  один из  них предлагают автомобилисты Рязанской области. После юбилейного Дня Победы в  рязанскую глубинку к  ветеранам Великой Отечественной отправился караван волонтеров на 48 собственных вседорожниках. Энтузиасты – люди не самые бедные, напротив, можно сказать, состоявшиеся. Один из  лидеров благотворительной акции Виталий Тараканов, врач, поясняет: цель  – повернуться лицом к  фронтовикам, инвалидам, их вдовам, труженикам военного тыла, живущим вдали от  городов. Своим рейдом автолюбители, разделившиеся на  шесть батальонов, охватили два района на  отшибе рязанской «географии»  – Кадомский и Ермишинский. Довелось и мне проехать по ухабистой дороге вместе с  комиссаром похода Павлом Лютовым. Визит рязанских автолюбителей был наполнен добротою.106 За рулем 09/2010Ветеранов осматривали врачи, оставляли каждому набор повседневно необходимых медикаментов. Всем вручали пакеты с  яствами, подобранными на  стариковский вкус торговым домом «Барс». В  11  жилищах проведены мелкий ремонт и  приборка, в  солдатских домах и  хатах остались бытовые и  гигиенические наборы. Учтены и переданы по назначению все просьбы и заявления. Сотворили эти благодеяния неравнодушные наши современники из  рязанского автоклуба «Колоб-Кофф» и  его восьмерых «сородичей», в  томФлаг, под которым караван отправился в рязанскую глубинку к ветеранам, им хорошо знаком: подобный взвился над рейхстагом в мае 1945-го.