104
106
КУРЬЕРВЫ НАМ ПИСАЛИКак ездила «восьмерка» с маховиком? Трудно ли попасть на штрафстоянку? Что представляет собой медитативный кабинет на трассе? Приглашаем в октябрьский почтамт ЗР – разберемся!Танец с саблямиОб испытаниях необычной «восьмерки» с инерционным накопителем энергии вспоминает Алексей Матяев, работавший в период с 1983 по 1993 год в Управлении главного конструктора ВАЗа, а затем в заводском НТЦ.В ЗР, 2010, №  6, была напечатана интересная статья про инерционный накопитель энергии «Порше». В  нашей стране в  свое время тоже занимались инерционными накопителями. Лет двадцать назад меня и  моего коллегу вызвал начальник управления научно-технического центра ВАЗа и  попросил протестировать автомобиль, который к  нам пригнал своим ходом молодой ученый из МАМИ. Это был ВАЗ-2108 с типовым двигателем, но  измененной трансмиссией. Поверх коробки передач находился стальной корпус, в  котором горизонтально располагался 20-килограммовый маховик. Через планетарную передачу он соединялся (если правильно помню) с  первичным валом коробки передач. Именно этот сложный узел и  был предметом диссертации. Рукоятка стояночного тормоза, трос которого был отсоединен, использовалась для управления работой маховика. При поднятии ее вверх маховик «запитывался» и  его обороты росли, а при опускании он отдавал свою энергию в трансмиссию. На корпусе маховика установлен датчик, фиксирующий его обороты. В  отличие от системы «Порше», эта была чисто механической. Мы посмотрели отчеты автополигона НАМИ: действительно, у  этого автомобиля существенный выигрыш по  расходу топлива и  некоторый  – по  токсичности. Решили протестировать машину. Сначала пустили и прогрели двигатель. На «нейтрали» одновременно вдавили газ в  пол и подняли вверх рукоятку управления маховика. Я  никогда до  этого не  видел, чтобы двигатель при полной нагрузке работал на  «нейтрали» при 4500 об/мин и не шел дальше вразнос! Подпитка маховика энергией продолжалась 15–20  с. За  это время скорость вращения маховика повысилась до  25 000  об/мин. Затем остановили двигатель, открыли капот, послушали гудение этой совсем не  детской юлы. С  холодком подумал: «А  если сорвется со своей оси?». Сели в салон, и изобретатель продемонстрировал старт при неработающем двигателе с  использованием энергии маховика. Включили первую передачу, опустили рукоятку управления маховиком – и нас буквально вдавило в  сиденья. Создалось впечатление, что автомобиль стартанул прыжком, бросая назад куски асфальта. При этом его сильно трясло  – наверное, не отрабатывала передняя подвеска. Затем изобретатель, манипулируя рычагом КП, управлением маховика и  сцеплением, переключился на  вторую передачу, автомобиль поехал спокойнее. Кстати, после столь динамичного старта обороты маховика уменьшились примерно до  22 000  об/мин. Конечно, такое впечатляло. Для движения по  городской дороге пустили обычный двигатель, маховик  же использовали на  разгонах и при замедлении. Разгонялся автомобиль очень импульсивно и так же резко тормозил. Несколько раз мы создавали аварийную ситуацию на дороге: водителю явно не хватало рук, чтобы управлять коробкой и  маховиком одновременно. Если рукоятку тянули вверх слишком резко, то  автомобиль вставал, как вкопанный. Мы с  коллегой дали заключение, что инерционный накопитель действует, но  следующим этапом должна стать разработка системы, координирующей между собой работу двигателя, маховика и  тормозов. Иначе за  руль придется сажать осьминога. Наш опытный начальник, выслушав доклад, подытожил его словами: «Танец с саблями!». Специалист из  МАМИ, надо полагать, доводов о  необходимости создания системы управления всеми этими «саблями» не  принял и  уехал на  автомобиле в  Москву. Жаль, если он на нас обиделся. А вскоре в стране началось… сами знаете что. Кому тут нужны разработки инерционных накопителей? Очень жаль.104 За рулем 10/2010 КУРЬЕРВЫ НАМ ПИСАЛИРыночные отношенияКто главнее?КУРЬЕР | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ«Фольксваген» отвечаетКомпания внимательно ознакомилась с итогами нашего рейда по дилерским сервисным станциям марки.Уважаемая редакция! Приняв во внимание факты, изложенные в статье «Обратная сторона фасада» (ЗР, 2010, № 8), марка Volkswagen разработала ряд дополнительных мероприятий для повышения уровня сервиса. В частности, проведены специальные тренинги с персоналом указанных в статье дилерских предприятий. Практически все они обрели свой статус в текущем году, что и обусловило отдельные сложности в работе – обучение персонала требует времени. К сожалению, в материале описаны главным образом недостатки, в то время как достоинства сервиса марки Volkswagen остались за кадром. Нам хотелось бы обратить на них внимание редакции и читателей – наших клиентов: – благодаря росту числа дилерских предприятий время ожидания ТО не превышает одного дня. Часть заявок выполняется в день обращения, для чего резервируется 15–20% производственных мощностей; – для автомобилей, проданных после 15 января 2010 года, введена программа «Гарантия мобильности», включающая бесплатную эвакуацию, предоставление подменного автомобиля, выезд техпомощи и бронирование места в гостинице; – любой фирменный сервис предоставляет услугу интерактивной приемки, во время которой автомобиль осматривают на подъемнике в присутствии клиента; – наличие центрального склада запасных частей импортера обеспечивает выполнение первичных заказов на 98%; – Volkswagen проводит разнообразные сервисные акции: бесплатную подготовку автомобиля к сезону, хранение колес и т. д. Цель марки Volkswagen – предоставить покупателю добротный автомобиль и качественный сервис. Специалисты компании всегда рады пообщаться с клиентами по горячей линии. Искренне ваша, команда Volkswagen От редакции. Говорят, не  ошибается тот, кто ничего не делает. В компании Volkswagen пословицу понимают правильно: обнаружив (в данном случае с нашей помощью) недостатки, немедленно принимаются их устранять. Верный способ укрепить доверие и уважение клиентов! Надеемся, следующий рейд даст лишь положительные результаты.Стоянки есть везде, но в нашем городе они особенные. Не хватает свободного места? Тогда приезжайте к нам! Татьяна Попова, ЕкатеринбургУ кого найдется объяснение столь загадочному сочетанию знаков? Кому всетаки должны уступить дорогу те, кто движется по главной? Мария Андронова, КалугаКабинет всяческой разгрузкиГостеприимствоВот так встречают гостей в Коломне… Евгений Сухарев, ЯрославльНеправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь! Надо колбасой на язык класть! Владислав ЗенинВетераны в ТбилисиЭти «волги» выставлены на продажу прямо в городе. На вид вроде бы хорошие. Михаил Данилов, ТбилисиP.S. Друзья! Пожалуйста, указывайте в своих посланиях контактные телефоны и место проживания! Информацию для рубрики можно присылать по электронной почте: [email protected]. Почтамтом октября заведовал Михаил КОЛОДОЧКИН 106 За рулем 10/2010