176
177
178
179
180
ТЕХНИКАРЕЙТИНГ10 вещей, которые изменили мирМир, конечно, в основном автомобильный, и не за всю историю, а за последние… ну, скажем, четверть века. Субъективный рейтинг и объективный прогноз составили Дмитрий Федоров и Антон Чуйкин.Только на первый взгляд связь этого устройства с автомобилем может показаться неочевидной. На деле же эта штука заметно изменила, например, «За рулем»… Принцип цифрового фото, как и телевидения, был изложен еще в начале прошлого века. Если раньше фото снимали на пленку (лучше – слайд), проявляли, печатали, сканировали, то теперь изображение можно сразу передать на компьютер и готовить к печати. Несомненный выигрыш в скорости. А еще в чем? В почти неограниченном количестве кадров. В возможности немедленно оценить результат съемки. В удобстве обучения – по снимку можно посмотреть режим съемки и понять, где ошибся. С появлением «цифры» делать снимки автомобилей стало удобнее и проще, за камеры взялись не только профессиональные фотографы, но и все журналисты «За рулем». Прогноз ЗР. В будущем в печать придут 3D-технологии. Причем, чтобы увидеть объемный снимок, не придется надевать стереоочки.ЦИФРОВОЙ ФОТОАППАРАТ10местоЗАПАСНОЕ КОЛЕСОместо9Обязательный атрибут автомобиля постепенно становится атавизмом. Конечно, запаска пока останется (возможно, еще надолго) на машинах, эксплуатируемых в сложных дорожных условиях, но общую тенденцию уже не остановить. На заре автомобилизма запасного колеса как такового тоже не было. В дорогу водитель обязательно брал набор запасных покрышек и камер, которые монтировались на несъемный обод. Без ремонта пробитого колеса в те времена не обходилась, пожалуй, ни одна поездка, ведь автомобиль делил дорогу с конными экипажами, а где лошади, там всегда россыпь выпавших из подков гвоздей. Поэтому внедрение в начале ХХ века на американском автомобиле «Рамблер» быстросъемных колес стало настоящим прорывом. Сейчас пятое колесо на грани вымирания. Даже в виде докатки, оно рано или поздно уйдет в отставку. Создатели современных автомобилей бьются за снижение массы, стараются плотнее скомпоновать жизненное пространство, а колесо на борту – это килограммы и дюймы, которые понадобятся лишь один раз за несколько десятков тысяч километров. Поэтому все чаще мы находим на привычном месте лишь компрессор и гель для заделки незначительного прокола… Прогноз ЗР. Автомобили становятся все меньше, а колеса все больше, и запаске в этой формуле просто не найдется места.176 За рулем 11/2010 КОМПАКТДИСКВ отличие от многих других устройств и изобретений, CD может похвалиться точно известной датой рождения. Производство и продажа компакт-дисков начались в 1982-м («Филипс», «Сони»). Спустя полтора десятка лет появились DVD. И то и другое суть оптические носители информации, представленной в цифровом виде. CD быстро вытеснили из бардачков кассеты: записать можно много и сохранить надолго, даже царапин они не слишком боятся. Музыка, затем видео, затем любая информация, например карты для навигаторов, – CD поселились в каждом автомобиле. Более того, они еще широко используются в издательском деле, поскольку все фирменные пресс-релизы издаются в цифровом формате: заметная часть журнальных фото приезжала к нам на дисках. Прогноз ЗР. Компакт-диски, мелькнув яркой звездой на небосклоне средств хранения информации, стремительно движутся к закату. Их вытесняют куда более емкие и надежные устройства, одним из примеров которых служит флеш-карта.ПЛАСТИКОВАЯ КАРТАКогда-то наличные деньги, заменив натуральный обмен, стали удобным и на долгое время единственным средством расчетов. А потом понадобились альтернативы: долговые расписки, чеки, наконец, платежные карты. Они ведут свою историю с начала прошлого века, когда в Америке таким образом развили идею покупок в кредит. «Запишите на мой счет!» – карта и была идентификатором счета. Потом она стала своеобразным посредником между покупателем и продавцом, обеспечивая оплату («Дайнерс клаб», 1947 год). Бумажные, с перфорацией… Наконец, в 1970-е годы появились карты с магнитной полосой, в 1990-е – куда лучше защищенные карты с чипом. Будущее, очевидно, за оптическими устройствами. Но это все технические подробности, а по сути – с помощью карты можно купить машину, заправить ее, обслужить, оплатить парковку и т. д. и т. п. Причем в любой валюте! Чрезвычайно удобно для путешественника, особенно автотуриста. Неудивительно, что карты, появившись в России только в самом конце ХХ века, сегодня распространились по всей стране: их около 130 млн., в одной Москве треть этого количества (у многих по нескольку карт). Прогноз ЗР. У каждого гражданина будет единая пластиковая карта – как платежное средство, права, паспорт, страховой полис и т. д.место7На правах рекламыместо8 ТЕХНИКА | РЕЙТИНГместо6КОНДИЦИОНЕРЭти незаметные устройства спасли целый сегмент автопрома. Во Франции традиционно существовали «бесправные» автомо‑ бильчики мощностью 4 л.с., на которых можно было ездить без водительской лицензии. В начале 2000‑х за неимением спроса их век подходил к концу… И тут европейские власти принялись завинчивать гайки в заботе о безопасности дорожного дви‑ жения. Ввели систему видеофиксации – и тысячи французов в одночасье лишились прав на несколько месяцев. А ездить‑то надо. Вот и пошли за недешевыми, тарахтящими, медленными, но все же автомобилями. Впрочем, главное – видеокамеры неподкупны, объективны и ко всем одинаково строги (по крайней мере, в теории). Следствием их распространения стало примерное послушание на дорогах, особенно в местах, где традиционно гоняли. Это очень заметно – движение в Европе, в первую очередь южной, заметно снизило темп и напор. Прогноз ЗР. Конечно, места установки камер быстро вычисляют, но… В России их уже несколько тысяч, и будет еще больше. Честно говоря, один из авторов, испытав на себе 500-рублевую кару электронного стража, отказался от идеи превышать скорость даже там, где глаз устремляется за горизонт, а нога сама давит на педаль. Присоединяйтесь!Идея создания собственного климата в транспортном средстве не так нова, как кажется. Еще в XIX веке пытались принудительно охлаждать салон экипажа. Для этого под днищем кареты монтировался короб со льдом, а в полу делались щели, через которые холод поступал внутрь. Правда, здесь налицо, как сказали бы наши испытатели, неравномерность тепловых потоков: ноги мерзли, а голова оставалась по‑прежнему в тепле. Настоящий кондиционер был создан Уиллисом Карриером в 1902 году, но до автомобиля он добирался долгих 40 лет: слишком громоздкой получилась конструкция. Лишь в 1939 году американский «Паккард» представил первый в мире автомобиль с кондиционером. Но это была совсем не та замечательная вещь, которую мы знаем сейчас. Первый кондиционер занимал полбагажника, не имел термостата, а чтобы его включить или выключить, требовалось лезть под капот и скидывать ремень со шкива привода компрессора.местоНАВИГАТОРВ 1993 году систему глобального позиционирования (GPS) открыли для бесплатного использования всем желающим. Тогда же «Гармин» представил первую модель навигатора, кото‑ рую можно было крепить на приборной панели автомобиля. Однако уровня полной готовности GPS достигла только в сере‑ дине 1995‑го. На смену штурманам и бумажным картам двину‑ лась армия электронных навигаторов… В 2010‑м должна быть окончательно развернута и российская ГЛОНАСС. Технически это аналог GPS, а с точки зрения потребителя – хороший конку‑ рент и фактор снижения цены. В России навигаторы активно осваивают всего несколько лет, но уже сейчас редкий автомобилист не знает об их существова‑ нии. Первыми на рынок вышли переносные устройства, затем появились и встроенные в автомобиль (пионерами на россий‑ ском рынке были БМВ и «Лексус»). Современные навигаторы не только проложат маршрут из пун‑ кта А в пункт Б, но и предложат выбор между самым быстрым, самым коротким и оптимальным путем, покажут расположен‑ ные рядом объекты (от АЗС до музеев), учтут пробки, подскажут объезд ремонтируемых участков. На сегодня они еще не готовы полностью заменить человека с картой, но в будущем… Прогноз ЗР. Вместе с устройствами управления автомобилем, такими как адаптивный круиз-контроль, ассистент парковки и т. п., навигаторы образуют комплекс, способный полностью заменить человека. То есть послужат основой электронного водителя. См. ниже.4КАМЕРЫ НА ДОРОГАХместо5 Сейчас системы контроля климата в дорогих машинах, пожалуй, даже совершеннее своих стационарных аналогов. Судите сами: они умеют создавать локальный микроклимат в нескольких зонах салона, контролируют влажность и состав воздуха, даже положение солнца относительно автомобиля учитывают. Вполне возможно, что через определенный период система кондиционирования станет обязательным оснащением любого автомобиля. Не верите? Но «печки» тоже довольно долго оставались опцией. Прогноз ЗР. Сейчас стоимость кондиционера на фоне цены самой машины не так значительна, как 20 лет назад. Следовательно, человек не станет экономить на комфорте, отказываясь от прохлады в автомобиле в жаркий летний день. Осталось дождаться, когда появится дистанционное управление климатом – чтобы машина охлаждала салон еще до прихода хозяина (по команде, скажем, с телефона).В российских ПДД редакции 2006 года впервые появилось указание использовать «специальные детские удерживающие устройства». Год дали на то, чтобы родители-автомобилисты подготовились, и с 2007-го детские кресла стали у нас обязательными. Любопытно, что устройства для самых юных пассажиров на тот момент отпраздновали 72-й день рождения! По некоторым данным, в 1935-м в США предложили особое автомобильное сиденье для малыша. Товар, на тот момент опережавший время, не пошел. В 1982 году Еврокомиссия приняла стандарт для сертификации детских кресел, и, пожалуй, именно этот момент стал точкой отсчета в их массовом распространении. Замечательное изобретение, находящееся в постоянном развитии. Крепления «изофикс», современные практичные материалы, трансформируемые конструкции. Что дальше? Прогноз ЗР. Производители автомобилей едва ли стерпят, что такой лакомый кусочек отдан на откуп сторонним фирмам. Собственно, они уже предлагают детские кресла под своими марками и наверняка пойдут дальше, встраивая их в автомобиль. Как минимум один пример уже есть – «Вольво» трансформирует особым образом заднее сиденье. А в будущем детские кресла станут штатным оборудованием авто.ДЕТСКОЕ КРЕСЛОместо3На правах рекламы ТЕХНИКА | РЕЙТИНГМОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОНместо2Один из первых мобильных телефонов предложили на американском рынке еще в 1915 году. Это была увесистая коробка, которую предлагалось посредством «кошек» цеплять к любому телефонному кабелю, становясь таким образом абонентом. Настоящие радиотелефоны появились в автомобилях как опытные образцы в 1946 году в США и СССР; с 1963 года в нашей стране действовала система автомобильной телефонной связи «Алтай». В 1971-м в Финляндии запустили проект «Автомобильный радиотелефон», который к 1978-му был реализован как первая успешная сотовая сеть со стопроцентным покрытием. В России современная история сотовой связи началась в 1991 году с запуском сети «Дельта Телеком». Цена портативного телефона, стартовав с отметки 4000 долларов (1980-е годы), сегодня начинается с 1 доллара или евро – мобильник предоставляют вместе с контрактом. Ну и чтобы закончить со статистикой, сообщим, что за год в мире продают около 1,2 млрд. сотовых аппаратов. Но… болтать всегда, болтать везде – с точки зрения безопасности это хорошо или плохо? С одной стороны, в любой момент можно вызвать подмогу, с другой – разговоры за рулем отвлекают водителя... И вот уже телефон и автомобиль изменяют друг друга: наушники и «блютус», встроенные в салон аппараты и микрофоны, управление функциями машины по мобильной связи и т. д. Прогноз ЗР. Каким станет мобильник через 10 лет? Вероятнее всего, получит распространение единый вид суперкомпактного телефона, который на работе будет коммутироваться с компьютером, по дороге домой – с автомобилем, дома – с бытовой техникой. То есть станет посредником между человеком и всевозможной техникой, универсальным пультом связи.Компьютеры пришли в автомобиль в великом разнообразии вариантов: блок управления двигателем, ABS, ESP, подушки, адаптивный круиз-контроль, всевозможные драйвы, эссисты и троники. С их помощью автомобиль может самостоятельно поддерживать нужную скорость и дистанцию, держаться своей полосы, находить дорогу, парковаться. Функциональное объединение всех этих устройств приведет к созданию автопилота, электронного водителя. Конечно, для полноценной работы понадобится приспособить дорожную сеть, оснастив магистрали датчиками, активными дорожными знаками и разметкой.Прогноз ЗР. Первые образцы электронных водителей «сядут за руль» грузовиков и отправятся в путь по специально выделенным полосам. Следом придет черед общественного транспорта и личного, причем эти два вида таким образом срастутся. Мы получим предельно практичные автоматизированные транспортные средства для перемещения в мегаполисах, которые будут доступны по принципу такси или проката. Автомобили в чистом виде останутся, по всей видимости, в основном для развлечений и поездок между городами. Так что не унывайте, Автомобилю суждена еще как минимум вечность!местоАВТОМАТИКА В ПОМОЩЬ ВОДИТЕЛЮ180 За рулем 11/20101