228
229
БЕЗОПАСНОСТЬТЕХНОЛОГИИ СПАСЕНИЯЖизнеутверждающий прогрессНачиная с  1869  года, когда слу‑ чилась первая автомобильная авария со  смертельным исхо‑ дом  – ирландка Мария Уард выпала из  парового экипажа на  пово‑ роте, и  вплоть до  1930‑х автопроизво‑ дители относились к безопасности «же‑ лезных коней» с  осторожным любо‑ пытством. До  второй половины 1950‑х выживаемость в  авариях вообще ста‑ вилась под сомнение ввиду слишком высоких нагрузок на  организм во  вре‑ мя столкновений. Только в  1960‑е го‑ ды, после скандальных разоблаченийв  прессе, когда выяснилось, что ком‑ пании цинично не  заботятся о  жиз‑ ни своих клиентов, предпочитая вкла‑ дывать деньги в  иные технологии, на‑ чалась системная разработка безопас‑ ного автомобиля. Появляются трехто‑ чечные ремни, несминаемый силовой каркас пассажирской клетки и  энерго‑ поглощающие зоны спереди и  сзади, панели приборов из  мягких материа‑ лов, двухконтурные тормозные систе‑ мы. Однако этого оказалось недоста‑ точно, и смертность на дорогах продол‑ жала расти вслед за увеличением авто‑мобильного парка. Перелом наметил‑ ся к середине 1970‑х, когда использова‑ ние средств пассивной, а затем и актив‑ ной безопасности на  автомобилях ста‑ ло регламентироваться законодательно. Первым делом было введено обязатель‑ ное применение ремней безопасности согласно Венской конвенции о  дорож‑ ном движении 1968 года. Наибольший вклад в  борьбу с  ле‑ тальными исходами ДТП на  протяже‑ нии последних 40  лет внесли «Воль‑ во» и  «Мерседес‑Бенц». На  их сче‑ ту львиная доля изобретений, отражен‑РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СМЕРТНОСТЬ НА ДОРОГАХ ЕВРОПЫ В 1970–2010 гг.228 За рулем 11/2010 Ежегодно автомобиль уносит более полутора миллиона жизней на Земле. Это больше, чем рак, гепатит и СПИД, вместе взятые. Но как и с недугами, со смертностью на дорогах научились бороться. О «лекарствах», применяемых в Западной Европе, рассказывает Сергей Баландюк.ных на  графике. Благодаря комплексным мерам, включая, разумеется, и административный контроль скорости движения, за  20  лет смертность при фронтальных столкновениях сократилась на  26%, а  риск серьезных травм  – на  85%. В  трех крупнейших европейских странах  – Франции, Германии и  Италии  – количество жертв автомобильных аварий в  период с  1975-го по  2001-й ежегодно снижалось в  среднем на 2,2%, а с 2002-го по 2008-й (когда стали массово внедрять подушки безопасности, АBS и  прочее)  – на  9%. Количество пострадавших на  автодорогах с 1987 года уменьшилось на 59% (в среднем по 5% в год), а общее количество аварий сократилось вдвое. Например, повсеместное использование ремней безопасности (а  ими уже в  2005  году пользовалось 98% водителей и  пассажиров на  трассах и  95%  – в  городах) спасло 70% водителей, 14% передних пассажиров и  16% сидящих сзади. В  Европе общими силами количество смертей в  ДТП за  последние 50  лет удалось сократить в  30  раз, в  2009  году оно достигло минимального значения. Во  многом это результат выхода на новый технический уровень оснащения автотранспорта. С начала 2000  года все продаваемые в  Европе автомобили комплектуются антиблокировочной системой тормозов, а  также минимум двумя фронтальными подушками безопасности. К  2012– 2014  годам обязательной станет и  система курсовой устойчивости (ESP). Благодаря таким мерам европейцы рассчитывают еще сократить смертность на дорогах и к концу 2011 года снизить ее до 27 тысяч погибших.За рулем 11/2010 229