158
КОМПОНЕНТЫВЫБОР СВЕЧИИскрометные изделияКак человеку, даже далекому от техники, выбрать нужную свечу в магазине, подсказывают Алексей Воробьев‑Обухов и Михаил Колодочкин.Сразу скажем: лучше ориенти‑ роваться с  помощью катало‑ га. Он  быстро выдаст нуж‑ ное наименование – напри‑ мер, BCPR7ES‑11 от фирмы NGK. В от‑ дельных случаях помогают сведения из  инструкции, придаваемой к  маши‑ не, но она не всезнайка: с новыми раз‑ работками, как правило, не  знакома и чаще всего норовит сообщить какой‑ то заумный код по  классификации завода‑изготовителя. Внешний вид свечи, выкручен‑ ной из  двигателя в  качестве образца‑ эталона, поможет лишь сравнить раз‑ меры шестигранника под ключ и  оце‑ нить резьбовую часть. И  то  и  другое обязательно должно соответствовать оригиналу. В свечах современных моторов по‑ степенно сокращается диапазон ка‑■ Шестигранник под ключ имеет три раз­ мера: 20,8, 16 и 14 мм (а нынче встречаются и двенадцатигранники). Как правило, первый используют в двигателях с двумя клапанами на цилиндр, остальные – в более совершен­ ных, с четырьмя клапанами. ■ Резьба сегодня встречается всего двух видов: М14×1,25 и М12×1,25 мм. Ее длина почти у всех свечей равна 19 мм (резьбовая часть длиной 12,7 мм осталась в прошлом). Ни в коем случае не пытайтесь ввернуть свечу с иной длиной резьбы! Более длинная может привести к столкновению с поршнем. Кроме того, потом вы ее просто не выверне­ те: конец, выступающий в цилиндр, покро­ ется нагаром. Более короткая будет плохо работать, поскольку искра окажется внутри резьбовой части; она также со временем обгорит – и вы уже не вкрутите правильную свечу. ■ Зазор должен быть оптимальным для каж­ дого мотора. Обычно свечи изготавливают с уже «предустановленным» правильным зазором. Большинство изготовителей сей­ час не рекомендует подгибать боковой электрод вручную. Число боковых электро­ дов влияет на срок службы. Условно считают, что обычная одноэлектродная свеча служит до 15 000 км, двухэлектродная – до 30 000– 40 000, трехэлектродная – до 60 000 км. Само собой, при прочих равных условиях много­ электродная свеча дороже обычной. 158 За рулем 11/2010лильных чисел  – некогда всемогуще‑ го параметра, определяемого темпера‑ турным режимом двигателя. В послед‑ нее время активно оптимизируется процесс сгорания топлива и  тепловые режимы в  разных моторах становятся близкими. Поэтому ассортимент све‑ чей, различающихся калильным чис‑ лом, заметно сузился. От  всякого рода форкамер‑ ных свечей лучше отказаться, как  бы ни  были соблазнительны ссылки на  Формулу‑1. На  высоких оборотах они могут дать определенный прирост мощности, зато не  любят холостых оборотов и малых нагрузок. При силь‑ но прикрытой дроссельной заслонке скорость движения смеси в  цилиндре настолько мала, что ее не  хватает для нормальной вентиляции внутренней камеры свечи.■ Рекомендуем при покупке свечи, как и любых других расходников, предпочесть заведомо надежный бренд. Опираясь на итоги многолетних испытаний ЗР, отметим, например, DENSO, BERU, Bosch.■ Многие современные свечи одноразо­ вые! К примеру, фирма NGK не рекомендует использовать свечи повторно, поскольку уплотнительная шайба после первоначаль­ ной затяжки сплющивается. В любом случае современные свечи не следует тянуть со всей дури! Если и не сломаете резьбовую часть, то нарушите герметизацию изолятора.■ Фирменные электроды из дорогих метал­ лов, как правило, приносят реальную пользу. К примеру, свечи DENSO Iridium Tough с уль­ тратонким иридиевым электродом диаме­ тром 0,4 мм и платиновым покрытием боко­ вого электрода рассчитаны на 100 000 км про­ бега и реально помогают чуть­чуть снизить расход топлива. Недостаток – высокая цена.