152
153
154
155
156
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА РЕСУРС МАСЕЛВеликий масляный путьСколько реально «ходит» полусинтетика? И как это связано с допусками, выданными ведущими автопроизводителями? Ответы на непростые вопросы ищут Михаил Колодочкин (ЗР) и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.НВне зачетаачав разговор о  качестве мо‑ торных полусинтетиче‑ ских масел ведущих миро‑ вых брендов (ЗР, 2010, №  3), мы отметили, что ответы на  боль‑ шинство вопросов могут дать толь‑ко длительные испытания. Для но‑ вой экспертизы полусинтетики клас‑ са 10W‑40 выбрали шестерку пред‑ ставителей масляной элиты: Shell Helix Plus, Esso Ultra, ZIC  A+, Castrol Magnatec, Mobil Super 2000, Ravenol.Согласно нашей методике образ‑ цы масел закупили в  крупных мага‑ зинах, и  было это весной. Прошло полгода: испытания проведены, та‑ бель о  рангах составлена. Но  начнем издалека.Фальсификат, происхождение неизвестноКлассификация ���������������������������������������������� ������������� SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4, API SL/CF Допуски ������������������������������������������������������������ ������������������������������������������VW 505 00, MB 229�1 Ориентировочная цена�������������������������������� ��������������������������������������880 руб� (канистра 4 л)место5Castrol Magnatec, EUКлассификация ���������������������������������������������� �������������������SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SL/CF Допуски ������������������������������������������������������������ ���VW 501 01/505 00, MB 229�1, FIAT 9�55535�D2 Ориентировочная цена�������������������������������� ������������������������������������1200 руб� (канистра 4 л) Самое дорогое из всех испытанных� Обладает неплохими защитными свойствами, но за счет несколько более низкой энергосберегающей функции� Моющая способность масла хоро‑ шая, о чем говорит низкий уровень отложе‑ ний� Однако в процессе длительных испытаний оно ближе всех подошло к исчерпанию ресур‑ са, в частности по снижению щелочного числа� На предыдущих испытаниях было шестым� Хорошие защитные и моющие свойства� Немалая цена, высокий темп уменьшения щелочного числа�Мы полагаем, что это поддельный Shell� Даль‑ нейшие комментарии не имеют смысла� На‑ помним только, что доброкачественный про‑ дукт этого бренда в предыдущей экспертизе был на вершине пьедестала�Наконец‑то появился реальный фоновый образец для сравнения� Надо полагать, нечто подобное купили не мы одни�152 За рулем 11/2010 ■ Защита от износа. Ресурсный параметр, опре-деляемый свойствами противоизносных и антизадирных присадок в масле, а также его вязкостнотемпературной характеристикой. ■ Склонность к низкотемпературным отложениям. Ресурсный параметр, определяемый составом и концентрацией моющих присадок, а также составом и степенью чистоты базового масла. Влияет на образование отложений, затрудняющих подвод масла к узлам трения. ■ Склонность к высокотемпературным отложениям. Ресурсный параметр, определяемый составом базового масла и моющих присадок. Влияет на образование в зоне работы поршневых колец лаковых пленок, затрудняющих их подвижность. ■ Антиокислительная стойкость. Ресурсный параметр, определяемый концентрацией и составом щелочных присадок, которые нейтрализуют образующиеся кислоты, а также составом базового масла. Определяет способность противостоять окислению масла при контакте с кислородом воз-духа и картерных газов при рабочих температурах в двигателе. ■ Экономия топлива. Параметр, характеризующий способность масла минимизировать потери на трение в двигателе и тем самым снизить эксплуатационный расход топлива по сравнению с эталонным маслом. ■ Совместимость с каталитическими нейтрализаторами. Параметр, определяющий совместимость масел с системами подавления токсичности. Вводит ограничения по содержанию в масле серы, фосфора и сульфатов, накладывает жесткие ограничения по летучести масла и его зольности. ■ Склонность к образованию сажи. Параметр особо важен для дизельных масел, ориентированных на использование в современных моторах с сажевыми фильтрами. При сгорании такие масла не должны образовывать дополнительной сажи, затрудняющей работу фильтра и уменьшающей его ресурс. Каждый из параметров определяют по специальным методикам и оценивают по десятибалльной шкале.Эти допуски чаще других встречаются у масел-участников нашего теста. Автопроизводители настроены жестко! Больше баллов – выше требования.MB, VW и BMW Longlife…Любое классное масло обычно хваста­ ется одобрением ведущих автопроиз­ водителей. Допусков на этикетках – море: сначала класс вязкости по SAE, потом группа качества по API и ев­ ропейской ACEA, а потом – MB, VW, Ferrari, BMW… А что дополнительно требуют автопроизводители? Основные требования к качеству масел хорошо известны. Это энерго­ сбережение, защита от износа, склон­ ность к низкотемпературным и высо­котемпературным отложениям, анти­ окислительная стойкость, совмести­ мость с нейтрализаторами и склон­ ность к образованию сажи. Чем новее допуски автопроизводителей, тем вы­ ше их требования к маслам. Но важ­ но то, что по допускам они оставляют далеко позади требования сертифи­ кации API и  ACEA! Почему? Потому, что автокомпании учитывают реаль­ ные условия работы масла в  конкрет­ ном двигателе. К  примеру, если мо­ тор «алюминиевый», то  относительноНа правах рекламыЧТО И ЗАЧЕМ НОРМИРУЮТ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА РЕСУРС МАСЕЛместо4Ravenol TSI, ГерманияКлассификация ���������������������������������������������� ������������ SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4, API SM/CF Допуски �������������VW 500 00/505 00, MB 229�1, BMW – Spezialol, соответствует VW 502 00, 501 01 Ориентировочная цена�������������������������������� ������������������������������������1000 руб� (канистра 5 л) Среди лидеров по моющей способности – мо‑ тор остается чистым, и это важно� Ресурс боль‑ шой, судя по низкому темпу окисления мас‑ ла� Но по экономии топлива уступает многим� И что‑то велик его угар за цикл испытаний – значит, в старых моторах надо почаще контро‑ лировать уровень масла� В прошлый раз бы‑ ло пятым� Доступная цена, высокий класс качества, нашедший подтверждение в испыта‑ ниях, хорошая моющая способность и большой ресурс� Сравнительно невысокие энергосберегающие функции�место3Esso Ultra, EU, БельгияКлассификация ���������������������������������������������� �������������� SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF Допуски ������������������������������������������������������������ ������������������������������������������ MB 229�1, VW 505 00 Ориентировочная цена�������������������������������� ��������������������������������������760 руб� (канистра 4 л) Одно из самых дешевых масел нашей вы‑ борки, но с очень приличными показателя‑ ми� В целом подтвердило свое высокое ме‑ сто по результатам предыдущей экспертизы, вновь выиграв бронзу� Самые высокие анти‑ окислительные качества и стабильность мо‑ торных показателей предполагают большой ресурс работы� Низкий темп окисления, невысокий расход на угар, длительная стабильность показателей� Сравнительно более высокий уровень высоко‑ и низкотемпературных отло‑ жений�Рейтинг экономичности свежих моторных масел в целом повторил то, что мы видели в прошлой экспертизе. Больше – лучше. Рост кислотного числа – главный показатель антиокислительных способностей масла. Чем он меньше, тем лучше.Высокотемпературные отложения – то, что оседает на боковой поверхности поршней и мешает работать кольцам. Меньше – лучше. Низкотемпературные отложения мы увидим, сняв поддон мотора или его клапанную крышку. Чем меньше, тем лучше.холодный и  масло в  нем более склонно к  образованию отложений. Отсюда и  требования, выдвигаемые производителем такого мотора. Другой пример  – двигатель класса Евро  IV, осна154 За рулем 11/2010щенный сажевым фильтром и нейтрализатором. Его создатели обязательно выдвинут жесткие требования к образованию сажи и  совместимости с  системами подавления токсичности.ФАЛЬШИВАЯ НОТАРесурсные испытания мы уже проводили (ЗР,  2009, №  11; 2010, №  1), поэтому методика отработана. Полную схожесть условий обеспечива- ют идентичные двигатели, обкатанные по  одной программе на  одном и  том  же топливе. Каждое масло работает 120  моточасов по  одинаковым циклам. Большую часть испытаний моторы работали на  режимах с  высокими оборотами, что равноценно примерно 10 тысячам пройденных километров. Уже на этой цифре выявить тенденции старения масла вполне реально. После каждого заезда – разборка, взвешивание, фотографирование, куча анализов и т. п. Сразу скажем про обнаруженную ложку дегтя: вместо шести масел фактически соревновались пять. Дело в  том, что с  продуктом, который нам продали как Shell Helix Plus, возникли проблемы. Угар  – на  порядок выше обычного: из  мотора сливалась сильно потемневшая, загустевшая жидкость. Пришлось даже повторить цикл испытаний, однако картина не  изменилась. Так обычно ведет себя плохая, нестабильная, дешевая минералка! Итог  – уже в  середине цикла испытаний ресурс кончился. Да  и  щелочное число повело себя очень странно. Оно характеризует моющие свойства  – когда они высокие, то  щелочное число должно уменьшаться. А тут что в начале цикла, что в конце этот показатель остался в пределах погрешности измерения. Вывод? Мы убеждены, что нарвались на  фальсификат. Образцы у  нас сохранились, фирма может их исследовать. Заодно напомним, что работа продолжалась полгода, а за это время линейка шелловских масел обновилась  – на  рынок вышли новые продукты класса SM. Плюс в этой истории для нас только один: мы смогли на деле показать, как ведет себя левое масло, оставив его в качестве фона на последней строке.ИТОГИ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ МОТОРНЫХ МАСЕЛСтареющее масло не  моет, а  пачкает мотор. Накапливаются отложения: лаковые высокотемпературные, которые особенно заметны на боковых поверхностях поршней, и  низкотемпературные  – эдакий гудроноподобный шлам, который мы видим в масляном поддоне и на клапанном механизме. Для оценки высокотемпературных отложений используют специальный метод, реализуемый на  одноцилиндровой установке. У нас полноразмерный бензиновый мотор, но  прием возьмем тот  же. Эксперты оценивали отложения на поршнях двигателя, а результаты усредняли. Победили масла группы  SM: Ravenol и  ZIC A+, имеющие к  тому  же самые серьезные допуски «Мерседес-Бенца» и БМВ, по которым отложения должны быть совсем малыми. Низкотемпературные отложения оценивали по  изменению массы тех деталей, где их образование идет наиболее активно,  – это маслоотделитель в клапанной крышке и грибок маслозаборника масляного насоса. Лучше других смотрелись снова ZIC A+ и Castrol Magnatec. А  вот левый продукт выдал отложений чуть не  в  два раза больше. Это наглядная иллюстрация для тех, кто не соблюдает сроки замены масла. Характеристика антиокислительных свойств  – рост кислотного числа масла. Лидер  – Esso Ultra. Ravenol, ZIC  A+ и  Mobil Super 2000  дали практически одинаковый результат, а  вот у  Castrol Magnatec с  этим параметром дела обстоят похуже. Но не сильно. Еще два параметра, нормированных в  допусках, – защита от  износа и экономия топлива. Износ определяли точным взвешиванием вкладышей подшипников и поршневых колец. Лидер  – ZIC  A+. Между прочим, оноКРЕПКИЕ СТАРИЧКИПоказатель и промежуточные баллы* Высокотемпе­ Антиокисли­ Стабильность Итоговый Энерго­ Защита Низкотемпе­ балл ратурные ратурные тельная моторных сбережение от износа отложения отложения стабильность характеристик ZIC A+ 5,00 5,00 5,00 5,00 3,90 4,80 4,78 Mobil Super 2000 2,15 4,01 3,25 3,67 3,81 4,61 3,58 Esso Ultra 3,70 2,18 2,90 1,67 5,00 5,00 3,40 Ravenol 1,14 3,17 3,98 5,00 3,96 2,05 3,22 Castrol Magnatec 1,00 3,28 4,80 3,67 1,00 4,80 3,09 Фальсификат 3,19 1,00 1,00 1,00 2,97 1,00 1,69 Наименование*По каждому виду испытаний фиксировали лучший и худшие результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Остальные образцы получали промежуточные оценки согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. Их средняя сумма составила итоговые оценки.На правах рекламыРесурс масла зависит не только от его производителя, но и от состояния автомобиля, а также от стиля езды. КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА РЕСУРС МАСЕЛместо2Mobil Super 2000 X1, EUКлассификация ���������������������������������������������� �������������� SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF Допуски ������������������������������������������������������������ ������������������������������������������ MB 229�1, VW 505 00 Ориентировочная цена�������������������������������� ������������������������������������1100 руб� (канистра 4 л) Масло подтвердило свой достойный статус (в прошлом тесте было на 4‑м месте)� Неде‑ шевое, однако с довольно слабыми допуска‑ ми и не самой высокой группой качества� В те‑ сте показало неплохие ресурсные показатели и низкий уровень отложений� А по защитным функциям вообще в группе лидеров� Высокие антиокислительные и защитные свойства, невысокий уровень отло‑ жений� Дороговато…место1ZIC A+ Gasoline VHVI, КореяКлассификация ���������������������������������������������� �������SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4/C3, API SM/CF Допуски ����������������������� MB 229�51, VW 502 00, BMW Longlife‑04, ОАО «АВТОВАЗ» Ориентировочная цена�������������������������������� ��������������������������������������760 руб� (канистра 4 л) Масло однозначно подтвердило лидирующие позиции по итогам предыдущего теста� Оно выполнило требования самых жестких совре‑ менных допусков, что нашло отражение и в ре‑ зультатах� Лидер по энергосбережению и изно‑ су, моющей способности – все очень достойно� И при этом самое дешевое� Высокие моющие, энергосберегающие и защитные свойства, хорошие ресурс‑ ные показатели� Как дозировать масло, если банка совсем непрозрачная?единственное имеет допуск MB 229.51, самый жесткий по этому параметру. Критерий экономии  – реальный мгновенный расход топлива двигателя на  заданных режимах работы. На  све‑ жем масле мы ничего нового не увиде‑ ли – как и в первой серии экспертизы, свои таланты подтвердили Esso Ultra и ZIC A+. Расход масла отслеживали по  его количеству, слитому после испытаний. С учетом объема отобранных проб, ко‑ нечно же. Если учесть, что погрешность такого метода превышает 10%, то мож‑ но сказать, что ZIC A+, Esso Ultra, Mobil Super 2000  и  Castrol Magnatec показали близкие результаты. У  всех продуктов слишком большой расход? Но так и бы‑ ло задумано  – чтобы маслу жизнь ме‑ дом не казалась, мы выбрали самые тя‑ желые режимы работы.ДЕЛИМ ПОДИУМПять масел из шести ресурсные усло‑ вия выполнили. Лучше других смо‑ трелись ZIC  A+, Mobil Super 2000 и  Esso Ultra. Заметим, что ZIC  A+ имеет допуск BMW Longlife‑04, где в  самом названии заложен достой‑ ный ресурс работы. Совсем близко к  границе снижения вязкости подо‑ шел Castrol Magnatec – но не перешел. Так что с  ним все в  порядке. Итого‑ вые баллы расставляли с учетом всех номинаций, упомянутых выше, при‑ чем с  одинаковыми весовыми коэф‑ фициентами. Часто возникает вопрос: что луч‑ ше  – стабильный середнячок или от‑ личник, у которого по мере наработки резко садятся характеристики? Лучше, конечно  же, яркий лидер со  стабиль‑ ной вязкостью и  низким темпом ста‑рения. Плохо, когда темп снижения па‑ раметров таков, что масло даже при отличных начальных параметрах ве‑ дет себя непредсказуемо (об  этом рас‑ сказал пример фальсификата, случай‑ но попавшего в тест). Но при этом рас‑ ходный материал не должен жить веч‑ но. Более того, стабильность некото‑ рых его параметров, например щелоч‑ ного числа, – просто признак его пло‑ хой работы. По  результатам исследований  – совет. Хочешь выбрать хорошее мас‑ ло  – поглядывай, кроме классов API и  ACEA, и  на  допуски ведущих авто‑ производителей. Лучше, если это будут допуски, разработанные после 2005 го‑ да: MB  229.51, VW  502.00 или 505.00, BMW Longlife‑04 и т. д. Ведь то, что хо‑ рошо «Мерседесу» или «Фольксваге‑ ну», не повредит и «Жигулям»…А вот на отработанных маслах все характеристики подсели. Чем меньше, тем лучше.Убыль массы деталей двигателя – основной критерий, по которому судят о защитных свойствах масла. Меньше – лучше.156 За рулем 11/2010