210
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКУРС ЗНаТОКОВВот новый поворотЗа решение задачи № 32 «Гонщики» (ЗР, 2010, № 8) Юрий Бибик из Алексина Тульской области получает от НПТК «Супротек» комплект препаратов для обработки двигателя и трансмиссии.! ПРИЗВывод: «Несмотря на  увеличение скорости на дуге 2, время ее прохождения больше, чем для дуги 1» (мы процитировали победителя конкурса). Многие анализировали заданные условия исходя из  линейной скорости машины  V. Тогда центростремительная сила на повороте радиуса R составляет mV2/R. Ясно, что уменьшить эту силу можно, спрямляя повороты (увеличивая R) – конечно, в пределах своей полосы. На  скользких дорогах этот прием особенно полезен. Конечно, здесь важно соблюдать положенные интервалы между автомобилями и выбирать разумную скорость. Впереди зима. Шансов ездить без происшествий по  сложным и  скользким трассам всегда больше у  опытного водителя, то есть расчетливого, хладнокровного, грамотного. Считает он себя в глубине души «гонщиком» или нет, не  принципиально, но все мы водим машины по  трассам общего пользования, где исключительно важно не  позволять азарту затмить разум! Тем  же, кому опыта пока недостает, напомним, что осторожность на  трассах общего пользования – это единственно правильная для каждого водителя позиция. Удачи на дорогах, друзья! Как всегда, благодарим тех, кто принял участие в конкурсе, а Юрия Бибика поздравляем с победой.Всокращенном виде условие задачи могло  бы звучать так: доморощенные гонщики, не думая о риске, часто мчат по большой дуге поворота, объясняя это тем, что на  внутренней дуге большой скорости не разовьешь. Однако автор задачи считает, что здесь не все так просто. Что  же говорят читатели? Авторы писем справедливо считают, что полосы размечены на дороге не ради красоты. Да, езда по  отведенному коридору скучна  – зато безопасна. Поэтому содержащиеся в  ответах некоторых читателей спортивные нотки  – вроде советов «вовремя находить апекс поворота» и  тому подобного  – мы безоговорочно отметаем. Некоторыми гоночными приемами пользоваться в  обычной жизни безрассудно, другими же можно, а иногда даже полезно – но  с  необходимыми оговорками, о  которых мы сегодня побеседуем. А теперь о  законах физики. Предположим, водитель-мастер очень торопится, ведет машину на грани заноса, а  дорога поворачивает вправо. Где маневр потребует меньше времени  – на  полосе большего радиуса, рядом со  встречкой, или меньшего, у  обочины? Напомним, что время, затраченное на  поворот, тем меньше, чем выше угловая скорость его прохождения ω. На дуге радиусом R машину массой m удерживает сила поперечного сцепления шин с дорогой F = mω2R, иначе мы просто не  смогли  бы повернуть (что и происходит на гололеде). Но она не  может превысить суммы сил сцепления шин с  покрытием Fсц, иначе машину будет сносить или заносить. (Строго говоря, надо бы учесть все составляющие: перераспределение нагрузок на  шины, возможные изменения коэффициентов сцепления, наклон дорожного полотна и т. п., – но это сильно усложнит задачу.) Заметьте: скорость в  формуле  – в  квадрате, поэтому даже небольшиеее изменения заметно сказываются на  поведении автомобиля. Так на  какой  же дуге боковая сила раньше достигнет предела  – Fсц? При заданном времени прохождения поворота (или заданной ω) боковая сила увеличивается пропорционально радиусу R, пока не  произойдет срыв в  боковое скольжение. Но  если на  каждой дуге доходить до срыва, то при одном и том же значении Fсц увеличение радиуса снижает угловую скорость. Пример: если радиус внешней дуги вдвое больше радиуса внутренней, то угловая скорость на  ¬ внешней дуге окажется меньше в  √2 = 1,41 раза. Выходит, езда по внутренней дуге даже с  меньшей линейной скоростью выгодней и безопасней. Присмотритесь к манере прохождения поворотов, например, в  Формуле-1 – все норовят занырнуть во внутренний радиус, оставляя сопернику широченный наружный коридор. Однако желающих воспользоваться им мало. Наш победитель решил задачку так: пусть по  дугам обоих радиусов  – меньшего R1  и  большего R2  – «машина движется на  грани заноса». Значит, силы сцепления с  покрытием одинаковы, а вот время прохождения траекторий Т1  и  Т2  разное. Нетрудно пока¬ зать, что если R2/R1 = n, то  ¬ Т2/Т1 = √n. (Добавим, что и ω1/ω2 = √n. Вспомните наш пример: если n = 2, то ω1/ω2 = 1,41. Неплохая сходимость результатов!)Задача № 35ТАК ДЕРЖАТЬ! «Ниву» обычно обслуживаю сам. Последний техосмотр не прошел: велики, мол, люфты в подвеске и рулевом! Пришлось заменить опоры, сайлент-блоки, рулевые тяги с наконечниками, проверить в сервисе сход-развал. Повторный осмотр прошел с ходу! А позже заметил, что машина не держит дорогу. На шоссе после заплаточного ремонта или при порывах ветра «Нива» рывками меняла курс! Хотел даже иск сервису вчинить, но спустя некоторое время машина вдруг пошла как надо! Как вы это объясните? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 декабря 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e‑mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. (Победителя представим в февральском номере 2011 года.)210 За рулем 11/2010