212
213
ЭКОНОМИКАЦЕНА ТОПЛИВАБензин пахнет подорожаниемНаши цены на бензин не ругал разве что немой. А есть ли вообще некая «справедливая» стоимость топлива? Над решением данной задачи бился Игорь Моржаретто.ДВА МИРА – ДВЕ СИСТЕМЫДля начала договоримся, что вообщето понятия «справедливая цена» в экономике не существует. Это, скорее, термин для политиков, да и то лишь в период предвыборной кампании. Экономисты оперируют другими терминами, самый важный из  которых  – рентабельность. Поскольку в  убыток никто не будет работать, речь может идти о высоком или низком уровне этой самой рентабельности. Хотя прекраснодушные мечтания иногда закрадываются даже в  труды серьезных ученых. Так, академик  РАН Роберт Нигматулин опубликовал специальное исследование, где рассчитал, что минимальная месячная зарплата должна соответствовать стоимости 1000  л бензина. То  есть сейчас она теоретически была  бы где-то в  размере 25  тыс.  руб. Реально же в Москве МРОТ составляет 8,7 тыс. руб.; выходит, что литр бензина должен стоить 8 рублей 70 копеек! Повторюсь, подобные расчеты хороши для политиков, чтобы высчитать «градус социальной напряженности». У  социологов даже припасена формула, согласно которой стоимость бензина для личной машины не должна превышать 5% общего дохода семьи, иначе возможны «моменты социального воз212 За рулем 12/2010мущения». У  нас эти расходы составляют уже 8–10%… – Мир знает два механизма определения цены  – рыночное регулирование и  государственное, – объясняет Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. – В наследство от СССР мы получили абсолютно монополизированную систему. Сегодня налицо та же монопольная система, только вместо Госкомнефтепродукта или Миннефтепрома образовалось примерно пять вертикальных структур, которые поделили рынок и работают по тем же плановым принципам. Для них внутренняя, своя экономика – это главное, все остальное их абсолютно не волнует. Можно понять логику монополистов. Не секрет, что 40% бюджета страны формируется за  счет нефтяной отрасли, за счет продажи нефти за рубеж. В условиях, когда налоговая система отбирает у  нефтяников 78  копеек с  каждого рубля экспортной выручки, конечно, у  тех появляется соблазн вытянуть свою доходность за  счет внутреннего рынка… Вот и получается, что у нас в рознице бензин дороже, чем, скажем,в  США, не  говоря уже о  странах, где так же активно добывают нефть. Кстати, себестоимость ее добычи секрета не  представляет: для действующих месторождений  – порядка 10  долл. за  баррель (около 160  л), или примерно 1,8  тыс.  руб. за  тонну. Но  есть еще транспортные и  прочие расходы. В  результате себестоимость тонны бензина А92 на  выходе с  крупного НПЗ составляет 9–12  тыс.  руб., А95 –13,5–14 тыс. руб. Получается, что литр бензина обходится производителю в 7–10 рублей, остальное – прибыль компании и  налоги. И  если пытаться получить ответ на вопрос, что же всетаки у нас – свободный рынок или госрегулирование, приходишь к  выводу: пожалуй, второе. Ведь конечную цену бензина определяет, по  сути, государство, коль скоро доля самых разных налогов в  цене топлива достигает 60% (например, в  США этот показатель  – на  уровне 20–25%)! Прибавьте прибыль производителя и доход цепочки продавцов (оптовые и  розничные торговцы накидывают примерно по 10%) – вот вам и розничная цена литра бензина в 25 рублей.По расчетам аналитиков, через три года литр бензина А92 будет стоить 29–30 рублей – без учета инфляции... Но есть в стране организация, которая по своему статусу обязана ставить барьеры неоправданному росту цен. Это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Так вот, она борется с нефтяными компаниями за  «справедливые» цены на бензин не первый год. В 2008  году ФАС начала расследование против компаний «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и  «Газпромнефть», которые, по  данным службы, занимают 72% российского рынка. Они были оштрафованы в  сумме почти на 26 млрд. руб. – «за завышение оптовых цен». Правда, нефтяники оспаривают это решение в судах. У ФАС есть целый набор предложений, как добиться «справедливых» цен на бензин, уверяет руководитель службы Игорь Артемьев. Например, надо развивать биржевую торговлю нефтепродуктами. Или считать цены в  привязке к  мировым (котировки в Европе минус пошлина и расходы на транспорт). А если нефтяные компании не  способствуют развитию конкуренции, можно «законодательно ввести запрет на совмещение в рамках одного лица бизнеса по  оптовой и  розничнойСВОЯ ИГРАторговле нефтепродуктами». Однако надо понимать: ФАС, будучи государственным органом, не может вести понастоящему бескомпромиссную борьбу с  таким  же практически государственным (или полугосударственным) бизнесом. Так что борьба, конечно, будет продолжаться, но  это не  означает, что бензиновые цены упадут.НА ДОРОЖКУСПРОСИМ    ЧИТАТЕЛЕЙСколько, по вашему мнению должен стоить 1 л бензина А92?1% 30 рублей 4% 24 рубля (как сейчас) 5% 40 рублей (как в Европе) 43% 7 рублей (как в Египте) 47% 15 рублей (как в США)К примеру, «вдруг» выяснилось, что в  стране впору закрывать тему дорожного строительства  – в  бюджете для этого не  нашлось строчки. Минфин и  Минтранс подготовили законопроект, по  которому с  будущего года будет поэтапно введен еще один акциз на топливо. Один рубль добавится к  цене литра бензина уже в  2011  году, а к 2013-му нагрузка возрастет до трех рублей (подробнее  – в  ЗР, 2010, №  9). Эти деньги попадут прямиком в Федеральный дорожный фонд и в его региональные аналоги, а  оттуда будут направлены на  ремонт и  строительство дорог.  Естественно, добавка серьезно скажется на цене бензина. По подсчетам экспертов, за  три года дополнительный акциз (с  уче-том НДС для розницы) прибавит к цене литра дизельного топлива 3,4– 3,7  рубля. А  для бензина рост может составить уже от  4,4  до  5  рублей. Расчеты чиновников куда более «мягкие»: 15-процентный рост за  три года (то  есть литр топлива подорожает на  3,5–4  рубля). Так или иначе, это не может не повлиять на общий подъем цен в стране. Подорожают все товары. Станут  ли от  этого лучше дороги, ускорится ли доставка грузов из одного региона в другой? Посмотрим. В любом случае не  стоит рассчитывать на то, что бензин начнет когда-либо дешеветь. Не в Америке живем!На правах рекламыЗа рулем 12/2010 213