208
209
ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮБруно АНСЕЛЕН Родился 11 декабря 1957 года. Выпускник Высшей инженерной школы Парижа. В 1982 году поступает на работу в дирекцию по исследованиям «Рено». В 1992-м занимает должность руководителя службы промышленной стратегии в дирекции по технологиям производства. В 1999-м назначен директором по логистике, в 2006-м – директором программы М1 (модели «Меган», «Сценик», «Колеос»). С сентября 2008 года состоит в правлении «Рено». В мае 2009-го становится директором по промышленной стратегии альянса «Рено-Ниссан». Сохраняя эти полномочия, с 1 октября 2010 года он стал генеральным директором «Рено» в России и руководителем подразделения «Регион Евразия».  – Мы,  наверное,  первыми  из  российских  журналистов  совершили  поездку  на  «Логане  MCV»  (ЗР,  2007,  №  6.  –  Ред.)  и  до  сих  пор  находимся  под  впечатлением от его качеств, в первую очередь  вместимости  и  экономичности.  Когда  же,  наконец,  универсал  появится  в России? – Ориентировочный  срок  начала продаж – март 2012 года, но это уже  зависит  от  наших  партнеров.  На  московском  заводе  не  хватает  мощностей. В прошлом году мы удвоили выпуск – и фактически достигли предела.  Вот  почему  производство  пяти  моделей на платформе «Логана» развернется  в  Тольятти  (две  модели  под  маркой  ВАЗ,  две  под  маркой  «Рено»,  одна  под  маркой  «Ниссан»).  У  АВТОВАЗа  это  будут  пассажирская  и  грузовая  версии MCV, мы с «Ниссаном» свои модели пока держим в секрете. Производные  от  «Логана»  будут  выпускать  как  в  Москве,  так  и  в  Тольятти.  В  столице,  например,  в  будущем  году  запустим  вседорожник  «Дастер».  Суммарный  объем  ежегодного  производства  «логанов»  –  хэтчбеков,  седанов,  универсалов,  фургонов  –  доведем  до  300  тысяч,  из  которых  половину  соберут  в  Москве,  другую  –  на  АВТОВАЗе.  Боюсь,  возможности  выделенной  нам  в  Тольятти  линии вскоре также будут исчерпаны.Я – за альянсыВ российском «Рено» кадровые перемены. С новым генеральным директором компании в России беседуют Антон Чуйкин и Владимир Соловьев.208 За рулем 12/2010Бруно Анселен:– Выпуск  моделей  «Рено»  на  АВТОВАЗе  поднимет его авторитет? – Наши заводы разбросаны по всему  миру.  Разговоры  о  том,  что  машины,  выпущенные  во  Франции,  лучше, – ерунда. У нас единое высокое качество  «Рено».  Сейчас  французы  хвалят «Клио», думая, что модель производится  во  Франции,  но  практически  все  «клио» давно собирают в Турции. То же  самое с «Меганом», который выпускают  в Испании. Люди живут стереотипами. Мы не хотим, чтобы в России «Рено» воспринималась только как производитель «Логана» и «Сандеро». Поэтому, несмотря на  большой спрос на  бюджетные модели, начнем делать здесь «Меган», «Флюэнс» и другие имиджевые модели. Постараемся наладить сборку в России всего модельного ряда, насколько это возможно. – Можно  ли  рассчитывать  на  размещение  у  нас  моторного  производства?  Премьер  Владимир  Путин  сказал,  что  вскоре  иностранных  автопроизводителей  обяжут  делать  в  России  моторы  и создавать НТЦ… – «Рено» уже давно приступила к формированию местных инженерных и  исследовательских кадров. На  московском заводе группа российских инженеров изучает специфику версий для России. Их предложения внедряем в  производство. Привлечение российских специалистов тем важнее, чем больше объемы производства. В  Тольятти мы поработаем с  инженерами НТЦ АВТОВАЗа, компетентность которых выше всяких похвал. Но  создадим и собственный научный центр. Задания по  новым моделям «Рено» мы распределяем сразу в  нескольких центрах. Например, «Колеос» создавали силами трех компаний: «Рено», «Ниссан» и «Рено-Самсунг». Над тольяттинскими моделями трудятся среди прочих спецы французского НТЦ. – Это  касается  только  автомобилей  на  платформе  В0  («Логан»)  или  же  и  других  проектов  –  скажем,  «ЛадаГранта»? – До сих пор ни  «Рено», ни  «Ниссан» не определились с участием в проекте «Гранта», сейчас это вазовский проект. Да,  он интересен и  разработан настоящими профессионалами. Мы изучаем возможности приобретения платформы для дальнейшего использования как «Рено», так и «Ниссаном». – Возможны ли изменения в производственном  цикле  московского  завода,  например  появление  штамповочного  цеха? – Увы, у  нас нет места. Но  штамповка для «Логана» уже локализована – детали поступают от российских поставщиков, в  частности от  ЗИЛа, освоившего всю номенклатуру, в  том числе крышу и  двери. Кстати, без собственной штамповки обходится и  один из  самых крупных наших заводов  – выпускающий во  Франциигрузопассажирский «Рено-Мастер». Локализация на  «Автофрамосе» достигла 50% (по  стоимости), фактически нам не  хватает лишь производимых в  России силовых агрегатов. Наличие местных поставщиков избавляет от  финансовых рисков, поскольку расходы и  прибыли исчисляются в одной валюте. У АВТОВАЗа нет проблем с  техникой и  специалистами. Но  – слабое управление на  конвейере, не  развиты горизонтальные связи. Неважное планирование, не  хватает экономической культуры, современных методик производства. Одним словом, порядка маловато. Наше мнение полностью совпадает с  мнением руководства Волжского автозавода. – На  ваш  взгляд,  АВТОВАЗ  становится  полноправным участником альянса? – Сейчас акции АВТОВАЗа есть только у  «Рено», у  «Ниссана» их нет, как нет акций ни «Рено», ни «Ниссана» у  АВТОВАЗа. Слово «альянс» юридически неприменимо, мы рассматриваем АВТОВАЗ как полноценного стратегического партнера. Если  же взаимообмен акциями состоится, то  соответствующее решение будет принято на  уровне российского правительства и президента альянса Карлоса Гона. – У  вас  столько  обязанностей:  и  генеральный  директор  «Автофрамоса»,  и  руководитель  подразделения  «Регион Евразия», и директор альянса «РеноНиссан»  по  промышленной  стратегии.  Справляетесь? – Сплю по  четыре часа в  сутки  – для отдыха достаточно. В  такой режим перешел, когда «Рено» соединился с  «Ниссаном», в  1999-м. Тогда часто мотался в  Японию. Сначала был противником объединения, но  быстро понял преимущества большого предприятия и  записался в  сторонники. Преимущества  же партнерства с  АВТОВАЗом понял без долгих раздумий. Если компания работает в одиночку, в какойто момент она становится непомерно большой и плохо управляемой. – Любимый  вопрос  автомобильных  журналистов:  на  какой  машине  вы  ездите? – У меня есть водитель, в  его распоряжении «Вель Сатис». Оформлю международные права – сяду на «Флюэнс». С  началом российской сборки возьму «Латитюд» в  качестве представительского, но уже с шофером.В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ В РОССИИ СТАРТУЕТ СБОРКА:  «Логан MCV»  «Рено-Меган»  «Рено-Флюэнс»  «Рено-Латитюд»  «Рено-Дастер»За рулем 12/2010 209