194
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКУРС ЗНаТОКОВРасправить каниструЗа интересный ответ на задачу № 33 «Капризный Вася» (ЗР, 2010, № 9) Вячеслав Ваньков из подмосковного Королева получает от НПТК «Супротек» комплект препаратов для обработки двигателя и трансмиссии.Н! З И Р Пну довольно сложно, а  давить она будет не на всю площадь стенок. Другое предложение – «вырезать кусок с вентилем под размер внутреннего диаметра пробки, а  в  ее донышке пробуравить ножом отверстие под вентиль». Вот только годится это лишь для пластмассовой пробки, металлическую так не продырявишь. Но можно, говорят, наложить кусок побольше, с  нахлестом, на  горловину, завернуть края – и туго обмотать бечевкой, проволокой, леской. Мы в  пластмассовой пробке делали небольшое отверстие – заформовывали нагретый на  примусе конический наконечник шинного насоса. Даже ручной с задачей справлялся. Оставалось лишь в завершение заплавить отверстие. Наш победитель, водивший КамАЗ, рассказал «Наливал в  канистру воду, брал шланг подкачки колес с плотно намотанной на  его наконечник тряпкой в форме конуса и надежно закреплял эту затычку в горловине канистры. Пропитанная водой тряпка уменьшала потерю воздуха, подаваемого в  канистру». Этот совет хорош своей универсальностью: не важно, какой формы горловина, какова пробка и т. д. Мокрая тряпка все решит, а  с  давлением до  полуторадвух атмосфер мужская рука справится. Не станут же дамы заниматься такой чепухой! Всем участникам конкурса спасибо. Вячеслава Ванькова поздравляем с победой!апомним содержание задачи. Владелец джипа случайно наехал колесом на  собственную канистру – к счастью, пустую. Она не  лопнула, но  стала, скажем так, значительно компактней. Все  же сплющенную канистру удалось вернуть к  жизни, и  она, пусть со  следами травмы, свои 20 литров возила еще долго. А нас интересовало мнение читателей: как лучше это сделать? Порадовало, что желающих править канистру рычагами, палками и  прочим специнструментом минимум. Другие советы, будучи формально правильными, были явно оторваны от жизни. Неужели, прибыв на отдых, кто-нибудь затеет возню с  канистрой, на которую порой и целого дня не хватит? Например, предлагают залить ее водой  – и  заморозить. Если допустить, что дело происходит зимой или под рукой есть большой холодильник, то почему  бы и  нет?! Только на  деле все не  так просто. Вода при замерзании прибавляет в  объеме лишь 11%, так что за  один прием канистру не  шибко раздует. И даже в  сильную стужу быстро заморозить 10–15 литров воды в компактном объеме вряд  ли удастся. Вынесите на  мороз хотя бы литровую бутылку воды – и  убедитесь в  этом. А  в  канистре ее намного больше, причем проморозить надо непременно насквозь, иначе толку мало. Затем нагреть канистру, подождать, пока весь лед растает, и  долить воды  – сколько войдет. А  войдет немного  – из-за того, что деформация металла обязательно окажется частично упругой. Значит, при каждой заморозке реальный объем канистры будет увеличиваться не  на  11%, а на меньшую величину. Зима долгая, и  досуг будет заполнен, но  нельзя  ли как-нибудь поскорее? Немало ответов явно авантюрного толка. Предлагают «налить в канистру стакан бензина  – и  любым безопасным способом воспламенить эту бомбу». Некоторые даже вспомнили задачу №  30  – а  ведь мы тогда по-яснили некоторые важные моменты. В  условиях, когда паров топлива избыток, а  воздуха мало, взрыв внутри канистры не  грянет, разве что вспыхнет пламя на  срезе горловины. Но  зачем тогда поджигать? Огнепоклонники объясняют: «Если повезет и внутри окажется правильная смесь, то бабахнет громко». Не спорим, бабахнет еще как! И  тогда черт с  ней, с  канистрой, главное – остался бы жив умелец. А  теперь о  контролируемых процессах. Наиболее популярная идея  – залить в  канистру немного воды, плотно закрыть пробку и  нагревать. Заполнять под пробку не  надо  – ведь тепловое расширение воды не  столь уж велико, около 3,5%, ориентироваться на него не стоит. Другое дело – давление пара в закрытом сосуде. Оно тем больше, чем выше температура. Например, в  кастрюлях-скороварках при температуре около 120  ºC избыточное давление достигает примерно 1 атм. Чтобы раздуть канистру с ее тонкими стенками большой площади, этого давления, как правило, хватает. Нагревая канистру, важно наблюдать за ней  и убрать из огня раньше, чем она раздуется, как шар, или, хуже того, взорвется. Особое внимание  – пластмассовой пробке: от  перегрева она может «поплыть». Многие считают, что безопаснее раздуть канистру воздухом. Например, «засунув внутрь камеру от  колеса и  накачав». Увы, многие забыли, что просунуть камеру в  горловиЗадача № 36РАЗГОН «Представь, что я ставлю на машину колеса большего размера, но меняю главную пару так, что отношение числа оборотов двигателя к скорости остается прежним, то есть максималка сохраняется. Обычно с увеличением размера колеса оно становится тяжелей, но будем считать, что массы нового колеса и «родного» одинаковые. Потери на качение шин тоже примем равными. Аэродинамика не в счет. Все понял? Тогда скажи, на каких колесах – «родных» или бóльших – машина будет разгоняться быстрей? Или ничего не изменится?» А что думают по этому поводу знатоки? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 января 2011 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Победителя представим в мартовском номере 2011 года.194 За рулем 12/2010