162
КОМПОНЕНТЫГОСТЕВАЯ КНИГА НАУЧНЫЙ ЦЕНТР TOTALТотальное соответствиеНаучный центр «Тоталь» расположен в городке Солез близ Лиона. Подразделение небольшое, всего 550 человек из стотысячного штата компании, рассредоточенного по 130 странам. Но именно здесь рождаются заготовки новых масел, которые выйдут на рынок через пять, а то и десять лет. Тонкости рецептуры познавал Алексей Воробьев‑Обухов.Сроки, прямо скажем, сродни тем, что характерны для фар­ мацевтов, годами проверяю­ щих новые лекарства. Требова­ ния к  маслам постоянно ужесточают­ ся в  связи с  модным нынче даунсай­ зингом  – уменьшением рабочего объ­ ема двигателей при сохранении или да­ же росте мощности. Другой «вызов» – распространение систем «старт­стоп» и сажевых фильтров (им противопока­ заны сера, зольность и фосфор). На моторных стендах масло про­ веряют в максимальных режимах в те­ чение 45 тыс. км «пробега», и оно обя­ зано это выдержать. (Судите сами, сто­ ит ли паниковать, если до замены про­ ехали лишнюю пару тысяч верст…) А можно  ли верить надписям ти­ па Full Synthetic Oil? Как нам рассказа­ ли в  центре, полностью синтетическо­ го масла в продаже не бывает. Ибо, ес­ ли понимать термин буквально (имея в  виду масло с  синтезированной, а  не  извлеченной из  нефти основой), такой продукт обошелся бы в заоблач­Исходя из соображений секретности, сфо‑ тографировать позволили лишь этот рабочий стол химиков‑аналитиков.ную сумму, доступную разве что ко­ мандам Формулы­1. На самом же деле основа что синтетики, что полусинте­ тики представляет собой смесь опреде­ ленных компонентов. От их соотноше­ ния и  зависит цифра на  ценнике. Еще одна хитрость – указывать впечатляю­ щие проценты экономии топлива или прироста мощности. Формально это не обман, но не хватает уточнения мел­ ким шрифтом: «...по  сравнению с  ми­ неральным маслом 15W­40». Делайте выводы. Заметим, что, однажды разработав то или иное масло, фирма не почивает на лаврах, а в рамках специальной про­ граммы ANAC отслеживает состояние свыше 300 тыс. двигателей в реальных автомобилях, анализируя периодиче­ ски отбираемые и  присылаемые в  Со­ лез пробы. Микрочастицы металлов многое расскажут об  износе мотора, а уникальная, собранная за 30 лет база данных из более чем 3 млн. анализов – бесценный кладезь информации для разработчиков.162 За рулем 12/2010