162
163
ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮПАСКАЛЬ ФЕЛЬТЕН:Паскаль Поль Жиль ФЕЛЬТЕНПОКА МЫ ЕЩЕ ТРОЕЧНИКИКак работающие в Тольятти представители концерна «Рено-Ниссан» собираются улучшать автомобили «Лада» в ближайшем будущем? На вопросы читателей журнала и посетителей сайта www.zr.ru отвечает директор ОАО «АВТОВАЗ» по качеству Паскаль Фельтен.162 За рулем 01/2011Родился в 1968 году. В 1991‑м окончил тех‑ нический университет в Нанте, в 1999‑м – бизнес‑школу в Париже. С 1993 года работал в компании «Рено»; участвовал в разработке моделей «Лагуна», «Вель Сатис» и «Эспас». Затем работал дирек‑ тором по качеству на заводах компании во Франции и Испании. C 2006 по 2008 год занимал аналогичную должность в «Нис‑ сане». С ноября 2008‑го – на АВТОВАЗе. Директор по качеству, член правления ОАО «АВТОВАЗ» с сентября 2009 года. Под его руководством разработана про‑ грамма «ЛАДА КАЧЕСТВО»; предприятие уже приступило к ее реализации. ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ– Как вы оцените качество автомо‑ билей ВАЗ по пятибалльной шкале? – Сложный вопрос! Если срав­ нивать с тем уровнем, к которому мы стремимся, я бы сказал, что «Калину» и «Приору» сегодня можно оценить на три балла. Если говорить о более ранних моделях, оценка будет ниже – эти автомобили были спроектированы давно, без учета современных требо­ ваний. – Повысилось ли качество автомо‑ билей «Лада» в последнее время? Сократилось ли количество пре‑ тензий? – Работа идет постоянно. Могу сказать, что число гарантийных рекла­ маций на 1000 автомобилей снизилось только за последний год на 30%. – Изменилось ли время реакции на обнаруженный дефект? Пом‑ нится, в 1990‑е несколько лет не могли справиться с перекосом рамки заднего стекла у «десятки»… – Мы, конечно, стали реагировать намного быстрее. Но надо различать два типа дефектов: одни возникают на производстве, другие – уже в ходе эксплуатации. В случае производствен­ ной проблемы время с момента ее обнаружения до принятия мер сократи­ лось в три раза! Реагировать на дефект, выявленный в ходе эксплуатации, сложнее, но мы внедрили систему ран­ него предупреждения. Как только воз­ никают систематические рекламации, мы сразу начинаем работу над устране­ нием дефекта – таким образом удается сэкономить несколько недель. Но есть возможности сократить и этот срок. – Назовите проблемы, устранен‑ ные в последнее время под вашим руководством. Над чем сейчас работаете? Однозначно ли повыше‑ ние качества означает и рост цены автомобиля? – Памятна вибрация рулевого колеса, связанная с тем, что не был выдержан зазор между рулевой рейкой и упором. Мы ввели вкладыш, который гарантировал стабильность зазора, и сократили количество претензий по этой причине в восемь раз. Вопросы, касавшиеся ремня вспомогательных агрегатов, смогли решить, организовав дополнительные контрольные операции на предприятии поставщика и заменив материал ремня, а также его конструкцию. Улучшение качества в 80% случаев не требует затрат, поскольку достига­ ется лишь ответственным выполнениемобычной работы (это касается и про­ ектирования, и производства, и выход­ ного контроля). В некоторых случаях изменение конструкции повышает стоимость комплектующих, но если при этом устраняются претензии к качеству, то сокращаются и затраты на ремонт по гарантии. То есть исчезает причина для увеличения конечной цены. – А какого рода дефекты пока не удается устранить? – Наиболее сложны в устранении те, которые требуют изменения кон­ струкции или поиска нового постав­ щика. Кроме того, решение подобных проблем часто требует серьезных финансовых инвестиций. Если затраты небольшие, мы реагируем сразу же.поставщиков АВТОВАЗа должен быть таким же, как у альянса. – Станут ли автомобили «Лада» дороже после введения единой панели поставщиков? – Цена их не вырастет. Фактически комплектующие, которые мы плани­ руем закупать, должны быть дешевле, потому что вырастут объемы нашего заказа. – А как изменится качество после запуска новых моделей в 2011– 2012 годах? – Результаты реализации нашей комплексной программы «ЛАДА КАЧЕСТВО» (Lada Quality Program, LQP) и работы по развитию новых поставщиков в полной мере проявятся при производстве модели «Гранта» – оно стартует уже в конце следующего года. На АВТОВАЗе внедрена и уже начала давать эффект процедура обес­ печения качества на фазе проектиро­ вания. По нашим ожиданиям, уровень сборки «Гранты» будет очень близок к европейским стандартам. – Не собираетесь ли создать форум по вопросам качества «Лады», где потребители могли бы высказать свои претензии, пожелания? – Хорошая идея! На сайте АВТО­ ВАЗа в ноябре заработала страница нашей дирекции. А в Интернете есть сайты клубов любителей «Приоры» и «Калины», где наши потребители обсуждают проблемы и дают советы друг другу. Обратная связь с людьми, которые покупают наши автомобили и ездят на них, очень важна для нас.ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПАРТНЕРОВ– Будут ли смежники внедрять ваши методы контроля качества? – В числе новых методик, которые АВТОВАЗ применяет для развития поставщиков, есть внедрение у них спе­ циального плана управления; этот про­ цесс отслеживают наши специалисты. От того, как реализуется эта система, зависит, будем мы продолжать работу с партнером или нет. – Другими словами, вы планируете в ближайшем будущем сменить некоторых поставщиков. Как будут изменяться требования к ним? – Что касается действующего про­ изводства, стратегия АВТОВАЗа в том, чтобы перестать работать со смежни­ ками, поставляющими заводу нека­ чественную продукцию, и помочь улучшить показатели тем партнерам, которые готовы модернизировать свое производство. Кстати, хочу отметить, что качество поставляемых АВТО­ ВАЗу деталей в этом году улучшилось в четыре (!) раза. Как я уже сказал, при освоении новых автомобилей мы выбираем только лучших поставщи­ ков – по критериям нашего альянса. – Насколько может улучшиться качество благодаря единой панели поставщиков «АВТОВАЗ‑Рено‑ Ниссан»? – Создание такой панели пар­ тнеров позволит добиться снижения затрат; также мы начнем применять одни и те же методики для оценки смежника, уровня его подготовки к работе с нами. АВТОВАЗ будет помогать в обучении и поддерживать тех поставщиков, которым это необ­ ходимо, и отказывать в контрактах тем, кто этого не заслуживает. Наша цель: уровень качества продукции«НА АВТОВАЗе ВНЕДРЕНА И УЖЕ НАЧАЛА ДАВАТЬ ЭФФЕКТ ПРОЦЕДУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА... ПО НАШИМ ОЖИДАНИЯМ, УРОВЕНЬ СБОРКИ «ГРАНТЫ» БУДЕТ ОЧЕНЬ БЛИЗОК К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ».– Какие иностранные машины – прямые конкуренты «Лады» на нашем рынке? – Мы считаем, что сегодня это бюджетные модели «Шевроле», «Форда», «Шкоды», «Рено» и машины корейских производителей. – Вы сами на каком автомобиле ездите? – У меня универсал «Лада­ Приора».За рулем 01/2011 163