207
СПОРТ | ФОРМУЛА‑1Поедут ли в Сочи Виталик с Марусей?Три российских проекта Формулы‑1 рано воспринимать как единое целое, считают Сергей Зиновьев и Вадим Крючков.Отом, что Формула‑1 рано или поздно придет в Россию, знали специалисты и догадывались болельщики. Но до нынешнего года все, что связывало королевский вид автогонок и нашу страну, не имело внятных очертаний. Были лишь бла‑ гие намерения: переговоры, рекогнос‑ цировки, оставшиеся только на бумаге трассы. И вдруг Формула‑1 стала для нас осязаемой. Все произошло очень быстро, за один год: в чемпионате мира появился наш пилот, подписан дого‑ вор о проведении Гран‑при России, российская компания Marussia Motors приобрела акции команды «Вёрджин Рейсинг». Оценим события по степени важности. Выступления Виталия Петрова – настоящий прорыв. Подиумы были недостижимы по объективным причи‑ нам, с наскока такие вещи не проходят. Но Петров все равно провел неплохойсезон. Лучший из дебютантов, неодно‑ кратно финишировал «в очках». Каче‑ ство езды? Да, были ошибки, но вспом‑ ните последний этап. Матерый пилот Алонсо, время от времени атаковавший Петрова, нервничал, а наш «выскочка» спокойно контролировал ситуацию. Набранные Петровым очки не главный для нас итог. В России, которая прозя‑ бает на задворках мирового автоспорта и не имеет сейчас даже национальных гонок формул, оказывается, все‑таки растут таланты. Только мы не умеем их искать. Пора учиться, чтобы Петров не остался единственным. Состоится ли Гран‑при России? В этом почти нет сомнений. Поддержка первых лиц государства – определен‑ ная гарантия, что этап Формулы‑1 в Сочи будет. Но столь высокий патронаж традиционно имеет в России побочный эффект – чересчур рьяное отношение исполнителей. Оргко‑ митеты и подкомиссии под девизом«Все на борьбу за этап!», суета, спонтанные решения, непомерные траты. В общем, построят и про‑ ведут. Вопрос – какими средствами, силами и насколько толково. В последнем сомнения возникают сразу: кандидатура Сочи представ‑ ляется ошибочной. Хотя бы в плане насыщения трибун зрителями. Не случайно же трассы Ф‑1 почти всегда соседствуют с гигантскими мегаполисами, у которых хорошо развита транспортная инфраструк‑ тура. История с «Марусей Вёрджин Рейсинг» (а команда теперь называ‑ ется именно так) требует взвешен‑ ной оценки. В свое время мы уже поверили было в почти российский «Мидланд F1», где Роман Русинов работал тест‑пилотом. Оказалось – спекулятивная покупка. Команда просуществовала 20 месяцев, ее перепродали голландскому «Спай‑ керу», который позже стал «Форс Индией». Каковы бы ни были объяв‑ ленные цели создания «Маруси Вёрджин Рейсинг», дать оценку этому проекту сейчас нереально. Если конюшню Ф‑1 приобрели как стартовую площадку, на базе кото‑ рой создадут успешную российскую команду, – замечательно! Но чтобы выковать из аутсайдера хотя бы крепкого середняка, потребуются титанические усилия, стабиль‑ ное финансирование и, конечно, не один сезон в Формуле‑1.За рулем 02/2011 207