152
153
154
155
ТЕХНИКА | ГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ»-2011РЕАЛЬНОСТЬ И МЕЧТЫГран-при-2011 по сравнению с предыдущим получился более интернациональным и разнообразным. Хотя номинированных в нем машин оказалось немного меньше – 40 против 43 годом ранее. Снизилось количество немецких (11 против 15 в прошлом году) и японских (9 против 13) моделей, зато вдвое возросло число французских (8 и 4). Примерно на прежнем уровне сохранилось участие «корейцев» (6 и 7) и «англичан» (2 и 1). Этот год пропустили «испанцы» и «чехи», зато к числу конкурсантов присоединились после долгого отсутствия «шведы» (две модели), «американцы» (тоже две машины) и «итальянцы» (одна). Превосходство за Германией – ее автомобили взяли восемь Золотых Пегасов из десяти. Еще по одному ушло в Японию и Швецию. Причем шесть Гран-при досталось моделям группы «Фольксваген» (три у «Ауди», два у самого VW, еще один получил «Порше») – это уникальное достижение. Также по одному первому месту у БМВ, «Опеля», «Мазды» и «Вольво». Убедительному превосходству группы «Фольксваген» способствовало полное отсутствие в списке претендентов компании «Мерседес-Бенц», которая в прошедшем году не порадовала премьерами принципиально новых моделей. Иначе расклад мог измениться. В любом состязании важна победа, но второе место также считается почетным. Здесь по сравнению с прошлым годом серьезно укрепились позиции французских машин. Если годом ранее одно-единственное серебро взял «Ситроен», то сейчас в его активе уже два вторых места. А также на вторую ступеньку подиума взобрался один раз «Рено». Прогрессирует корейский «Хёндай»: в 2010 году лишь одна машина этой марки смогла добраться до третьего места, сейчас у «Хёндай» два серебра и одна бронза. Корпорация «Тойота» не так удачлива. Годом раньше она завоевала два первых места, сейчас тоже два, но вторых (по одному у «Тойоты» и «Лексуса»). Стабильные результаты демонстрируют «Форд» и «Ягуар»: снова по одному серебру. Второе место единожды завоевала и БМВ.Закончился очередной конкурс, в котором мы с читателями определяем лучшие автомобильные дебюты российского рынка. Предпочтения наших автомобилистов изучал по анкетам Дмитрий Федоров.исчезли из рейтинга практичности, их уже не считают разумно доступными. С другой стороны, они укрепили позиции в области прогрессивных технологий и в дизайне, но, как уже понятно, за счет цены. Японская техника в этом году заметно отступила – настолько окрепла репутация автомобилей Франции и Швеции. В плане ездовых качеств, комфорта, технологического совершенства и оригинального дизайна «европейцы» для наших читателей предпочтительнее. Зато «японцы» заметно подняли свое реноме практичной покупки за реальные деньги. А вот корейские машины серьезно сдали в смысле доступности. Причем падение в этой категории по сравнению с результатами голосования прошлого года у них весьма заметное – трехкратное. Тем не менее эти автомобили все равно считают весьма удобными в повседневной жизни. Зато взбодрились «шведы» – в первую очередь отметим дебют нового «Вольво-S60». C появлением этой машины люди вновь вспомнили, что шведские модели неплохо ездят, вполне комфортабельны, совершенны (особенно в области безопасности), престижны и недурны внешне. Чего, к сожалению, нельзя сказать про автомобили из США и Италии – ни один из претендентов не смог показать достойного результата, все время последние строчки рейтинга. Видимо, в этих автомобильных королевствах действительно что-то не в порядке.ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМЕсли оценивать успехи отдельных моделей, то безоговорочные победы «Опеля-Астра» среди компактов и «Ауди-А8» в представительском классе (обе машины признаны лучшими во всех категориях – см. таблицу), объяснимы не столько их непогрешимым совершенством, сколько довольно слабой конкуренцией в соответствующих классах. Как и в прошлом году, нас интересовали показатели совершенства автомобилей той или иной державы в различных дисциплинах. История повторилась – налицо существенное превосходство немецких производителей. Причем за истекший период оно только усилилось. Когда мы анализировали результаты Гран-при-2010, в каждой номинации немецкие модели смогли занять максимум 60% первых мест. Сегодня это минимальный результат, а высшая планка поднялась до 80%. Причем компании из других стран сдают свои позиции на самых вроде бы укрепленных фронтах. К примеру, французские модели совершенно Количество первых мест во всех номинацияхСОБЕРИ САМОценивать предложение автомобильных компаний, выставлять баллы их новинкам – дело, конечно, очень интересное и полезное. Но еще на стадии подготовки конкурса мы задумались: а насколько представленные в Гран-при автомобили-претенденты соответствуют пожеланиям читателей? Ведь некоторые из новинок весьма дороги, сложны да и просто не нужны большинству российских потребителей. И тогда мы решили повторить авантюру тринадцатилетней давности – предложить читателям самим собрать из предложенных составляющих: кузова,152 За рулем 02/2011 Прогрессивные технологииЦена/качествоПрактичностьЕздовые качестваКомфортПрестиж моделиДизайнМАЛЫЙ КЛАСС 1. VW Polo Sedan 2. Citroen C3 3. Renault Sandero 4. Chevrolet Spark МАЛЫЙ ПРЕМИУМ 1. Audi A1 2. Citroen DS3 3. Peugeot RCZ КОМПАКТ-КЛАСС 1. Opel Astra 2. Renault Fluence 3. FIAT Linea КОМПАКТВЭНЫ 1. Mazda 5 2. Ford Grand C-MAX 3. Peugeot 3008 4. Renault Scenic СРЕДНИЙ КЛАСС 1. Volvo S60 2. Hyundai Sonata 3. Suzuki Kizashi БИЗНЕС-КЛАСС 1. Audi A7 Sportback 2. BMW 5 Series 3. Lexus ES 350 4. Infiniti M 5. Renault Latitude 6. SAAB 9-5 КРОССОВЕРЫ 1. BMW X3 2. Hyundai ix35 3. Mitsubishi ASX 4. KIA Sportage 5. MINI Countryman ВСЕДОРОЖНИКИ 1. VW Touareg 2. Toyota Land Cruiser Prado 3. Nissan Patrol 4. Jeep Grand Cherokee17511 29976 35112 47772 19791 34051 24292 16338 27667 34216 23781 26083 35485 45037 16064 31417 30684 24921 23118 46347 44433 72234 62619 16530 43140 42286 46968 46563 24757 29729 37868 4563423833 36811 23954 45775 19542 22918 35670 21004 25916 31342 31116 23233 37655 38318 25816 22032 30335 32118 34611 43120 49506 52407 61862 33551 32214 37262 31798 60693 32809 29915 38116 48176 46546 36123 22045 31693 40445 18784 34628 2476221125 42130 24900 42191 20249 23208 34679 18984 26811 32469 32384 25882 37153 34824 30187 19858 28071 37745 34521 41541 46444 51113 62252 40075 32287 31303 33228 58534 31136 28538 45875 50503 39471 36631 23623 35587 34508 22852 32271 2316420114 25187 37869 47068 18905 28520 30707 21287 22447 34477 29914 27075 32506 40827 16416 27667 34004 31249 34401 34348 40645 65994 66954 18873 36752 43663 42340 53874 25988 27412 37820 50837 53502 28637 27370 31258 43054 16779 28326 3302524271 19957 45082 41013 20351 31039 26729 16412 26497 35331 25249 28799 31222 45037 16862 31428 29874 25524 27834 42335 42603 69596 65703 18563 39350 45249 47094 45241 22627 28383 37372 51736 55414 21993 29318 32606 46341 15900 28427 3389415852 27198 41435 45881 15050 34118 28955 15349 26402 36380 20940 26268 36360 46708 14277 32269 31667 27925 23197 38366 44574 72627 66906 14940 48312 38985 53638 39664 24547 23900 40151 45218 61775 17448 30425 37094 45421 18193 21973 3807627181 20830 44234 38090 27876 27014 23308 17300 28566 32363 24437 31742 30278 43797 24066 24584 29523 25511 33122 53122 40045 60657 61317 31698 34647 43825 35724 49584 23444 37526 40092 41849 52608 24355 34149 34638 37231 21007 23260 33989149887 202089 252586 307790 141764 200868 204340 126674 184306 236578 187821 189082 240659 294548 143688 189255 214158 204993 210804 299179 308250 444628 447613 174230 266702 282573 290790 354153 185308 205403 277294 333953 366810 184948 196456 238249 292677 129024 195877 2225465. KIA Mohave 57494 ВСЕДОРОЖНИКИ ПРЕМИУМ 1. Porsche Cayenne 19761 2. Lexus GX 460 3. Infiniti QX56 4. Cadillac SRX ЛЮКС-КЛАСС 1. Audi A8 2. Jaguar XJ 3. Hyundai Equus 29526 35373 45677 15509 26992 35636СуммаИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВдвигателя, трансмиссии, размеров, предполагаемой цены – свой автомобиль. То, что у нас получилось, разительно отличается от картины, нарисованной 13 лет назад. Это не удивляет, ведь тогда мы только открывали для себя автомобильный мир и были отчасти наивны. В поисках ощущений того времени я перечитал ноябрьский номер «За рулем» за 1997 год – именно в нем опубликованы результаты опроса. Что тогда волновало читателей и редакцию, что происходило в стране и мире? К примеру, в 1996 году концерн «Фольксваген» (а это и «Шкода», и СЕАТ, и «Ауди») продал во всем СНГ 5490 автомобилей, что считалось большим успехом по сравнению с предыдущим годом, когда было реализовано 1813 машин. Сейчас этого числа легко достигнет один-единственный дилер. Существенным недостатком многих импортных автомобилей считалось отсутствие карбюраторной версии без нейтрализатора, способной переваривать этилированный бензин. Такие выводы сделали наши испытатели, опробовав «Хонду CR-V» и «ШкодуОктавия». Поэтому в то время мы все еще свято верили в отечественный автопром – люди с надеждой ждали, что вотвот появится долгожданная «десятка» с кузовом универсал, «Москвич» наконец-то вразумит поставщиков, которые своими комплектующими убивают репутацию в общем-то неплохого 41-го, а ГАЗ вступит на путь интеграции с ФИАТом, освоив выпуск семейства «Палио». Как много подобных надежд не оправдалось и уже никогда не оправдается... Выбор читателей в 1997 году полностью соответствовал времени, в котором они жили, – когда многим денег не хватало даже на еду, когда федеральные трассы напоминали дороги после артобстрела, а машина в семье была единственной – на все случаи жизни. Вот обобщенный портрет идеального автомобиля для России образца 1997 года – это универсал (25,3% голосов) с полноприводной трансмиссией (61%) и мотором 1,5–2 л (57,7%), по цене – внимание! – около 9,5 тысячи долларов и при этом сделанный из немецких комплектующих. Что сказать, воплотить в реальность автомобиль с таким набором качеств тогда было невозможно (как, собственно, и сейчас). Его портрет – отражение наивности того времени, когда мы, ослепленные дешевизной и качеством подержанных машин из Европы и Японии, хотели получить то же самое, но новое и за те же деньги. Прошло 13 лет, картина другая. Теперь наш читатель отличноЗа рулем 02/2011 153 | ГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ»-2011По нашей просьбе художник Петр Перешивайлов изобразил три автомобиля-мечты с кузовом универсал: грузопассажирские версии калужского «Фольксвагена-Поло» (рисунок вверху) и питерского «ХёндайСолярис» (внизу), а также планируемую к выпуску в Тольятти «Дачию-Логан MCV» – с передней частью в стиле текущего вазовского семейства. Повторяем, это пока лишь наши фантазии. Но вам они нравятся?154 За рулем 02/2011 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ ЗА КОМПОНЕНТЫ АВТОМОБИЛЯ-МЕЧТЫ КУЗОВ ДВИГАТЕЛЬ КОРОБКА ПЕРЕДАЧПРИВОДМОЩНОСТЬРАЗМЕРориентируется в современных автомобилях, точно знает, что ему нужно и сколько это может стоить. Автомобильный бум нулевых кардинально перестроил сознание потребителя. Мы не грезим, мы делаем реальным автомобиль нашей мечты. Итак, какой он? Как ни странно, опять универсал (за него отдали голоса 36% голосовавших). Урок маркетологам большинства компаний, считающих, что россияне грезят в первую очередь о седане, а затем о хэтчбеке (за эти кузова было отдано 27 и 16% голосов соответственно). Тип привода. Существенно выросла доля поклонников переднего привода. Тринадцать лет назад его хотели 29,1% респондентов, теперь его доля – 47%. По-прежнему сильны позиции полного привода (52% в сумме), но если эти результаты соотносить с данными 1997 года, то его доля в пожеланиях заметно уменьшилась. И мы видим, что основные перспективы в России все-таки за переднеприводными автомобилями. Это логично: большинство читателей уже поняло, что переплачивать за полноприводную трансмиссию следует только в случае ее необходимости. Коробка передач – новый вопрос. В 1997 году автомат был для нас экзотикой, и этот аспект конструкции мы даже не упоминали. Теперь же, помучившись в пробках, россияне отдали за возможность забыть о переключенииЦЕНАпередач 51% голосов. Традиционная «ручка» отстала совсем чуть-чуть: 48%. Это означает, что у покупателя народного автомобиля обязательно должна быть свобода выбора трансмиссии. Двигатель. Дизель на легковой машине в конце ХХ века был в России редкостью, не получил он большого распространения и сейчас. Видимо, из-за того, что сами автомобильные компании, предполагая скромный спрос, не занимаются всерьез его продвижением на рынок. А ведь уже 33% читателей хотят именно дизельную машину, треть – существенная доля. Лидером, тем не менее, остается бензиновый мотор – 54%, а дальше – неожиданность: мы думали, что на третьем месте будет двигатель, потребляющий недорогой природный газ, но оказалось совсем не так – 9% голосов было отдано за передовой гибридный привод. Сюрприз!Описывая характеристики мотора, в 1997 году мы отталкивались от его рабочего объема. Ныне этот параметр не так актуален – наддув позволяет получить неплохие выходные данные с небольшого литража. Поэтому сейчас мы попросили читателей выбрать диапазон мощности, тем более что эта характеристика напрямую влияет на ставку дорожного налога. Здесь нет никаких неожиданностей: для подавляющего большинства (62%) респондентов 101–150 л.с. вполне достаточно. Что касается размера кузова, автомобиль не должен быть ни слишком большим, ни маленьким. И наконец, самое интересное – цена. 21% читателей готовы заплатить за переднеприводный универсал мощностью чуть больше 100 сил с автоматической трансмиссией 350–450 тысяч рублей, а 19% могут потратить до 550 тысяч. Вполне реальные цифры. В них должен уложиться планируемый к сборке на АВТОВАЗе универсал на базе «Дачии-Логан МCV». Такая цена вполне подошла бы и универсалам на базе калужского «Фольксвагена-Поло» и «ХёндайСолярис». Правда, подобные варианты даже не планируются к производству, но мы решили немного пофантазировать и предложить свое видение таких машин. Может, производителям стоит прислушаться к пожеланиям наших читателей?За рулем 02/2011 155