20
21
22
24
26
27
ЭКОНОМИЧНОСТЬ PORSCHE CAYENNE S HYBRID, BMW ACTIVEHYBRID X6 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТСКАЧКИ КЕНТАВРОВСколько километров можно проехать на одном баке большого вседорожника, если его лошадиные силы, по утверждениям, экологичны и экономичны, как у настоящих лошадей? Испытатели ЗР решились на необычный эксперимент. Итоги подвел Сергей Канунников. Фото Александра Батыру.20За рулем 02/2011 Попутные водители, обгоняя, смотрят на нас, мягко говоря, как на чудаков. Огромные, престижные вседорожники «БМВ‑Эктивгибрид X6» и «Порше‑ Кайен S Гибрид» на скорости 75–80 км/ч, тем более на пустом загородном шоссе, вызывают у окру‑ жающих сарказм, а то и беспокойство: с чего это они крадутся?А ЕДЕМ ТАК ИЗ ЭКОНОМИИТрудно поверить, что полноприводные автомобили с гибридной силовой уста‑ новкой покупают за 4–5 миллионов рублей, дабы экономить. Думаю, этоскорее интересные высокотехноло‑ гичные игрушки вроде популярного ныне iPad: может, и не очень нужно, зато увлекательно и престижно. Да и производителям наверняка хочется удивить чем‑то помимо цены и размеров. Мы заспорили: насколько гибриды, причем именно такие – пол‑ ноприводные, огромные, как океанские яхты, и столь же дорогие, – могут быть экономичными? Чем‑то они напо‑ минают кентавров: мощные, сильные, но с человеческим лицом – по край‑ ней мере, с точки зрения экологии. А может, попробовать повторитьрекорд редакционного дизельного «Форда‑Фокус» (ЗР, 2006, № 12) и проехать на одном баке от Москвы до Питера и обратно (это теперь уже наш фирменный тестовый маршрут)? Увы, нехитрые подсчеты, осно‑ ванные на заводских данных, пока‑ зали: БМВ за городом на одном баке пройдет 904 км, а «Порше» – 1075 км. Но ведь на дизельном «Форде‑Фокус» удалось снизить расход по срав‑ нению с заявленным примерно на 15%, а на «Фольксвагене‑Тигуан» (он до финиша, правда, не дотя‑ нул) – даже на 19% (ЗР, 2009, № 8)! Все равно, конечно, маловато, дажеЗа рулем 02/201121 | СПЕЦТЕСТ ЭКОНОМИЧНОСТЬ PORSCHE CAYENNE S HYBRID, BMW ACTIVEHYBRID X6учитывая объемистые (по 85 л) баки наших крейсеров. Но ведь они – гибриды! В общем, мы завелись, а вслед за этим завели (нет, включили!) моторы. Конечно, погода для такого эксперимента далеко не самая подходящая: небольшой морозец, на дорогах местами снег. Да и шины на автомобилях зимние. Но и в этом есть свой интерес: удастся ли в таких совсем не тепличных условиях хотя бы снизить заявленный производителями расход топлива и чем это обернется по времени? к машинам, подбирая оптимальные с точки зрения экономии режимы. Ни в «Порше», ни в БМВ компьютеры не выдают мгновенного расхода топлива (не случайно?), что нашу задачу совсем не облегчает. Ориентируемся по среднему расходу, который, добавляя нам азарта, неуклонно падает. Довольно скоро чувствуем разницу в характерах автомобилей. Бензиновый двигатель «Порше» отключается при любой возможности: не только на коротких спусках, но и на ровной дороге, стоит чуть подольше не трогать педаль газа. Мотор БМВ выключается лишь на очень длинных спусках и на короткое время. У «Порше» адаптивный круизконтроль (по фирменной терминологии – АСС), который очень помогает равномерному движению. Установил, скажем, 75 км/ч – и забыл о педали газа. Догоняя тихоходный грузовик (таких, правда, у нас теперь совсем немного), автомобиль сбавляет скорость. Стоит уйти в свободный ряд – разгоняется. В населенных пунктах скорость можно снизить вручную, а миновав деревню, установить прежнюю. Круиз-контроль БМВ не адаптивный, замедляться самостоятельно машина не хочет. Поэтому пользоваться устройством на довольно загруженном шоссе практически бессмысленно. Средний расход топлива БМВ не опускается ниже 9,4–9,5 л/100 км. Многовато! Один раз компьютер свалился на 8,9 л – не иначе как с перепугу. Ну, до Питера-то хватит. А дальше? Оптимальная скорость – 75 км/ч. Двигатель развивает примерно 1350 об/мин, а на 80 км/ч уже под 1500. Соответственно увеличивается и расход. После 80 км/ч он растет еще заметнее, а в районе 90 км/ч вплотную приближается к 10 л/100 км. Провели хитрый эксперимент: минимально нажимая педаль, заставили машину ехать лишь на электротяге чуть быстрее 50 км/ч. Батарей хватило минут на пять, послеДЕЛО ПРИВЫЧКИДолили баки до полного и в шесть утра стартовали от начала Ленинградского проспекта. Промежуточный финиш соответственно – начало Московского в Питере. А дальше… Пока еще в ту сторону надо доехать. На относительно свободном шоссе потихоньку приноравливаемсяКрасный цвет на схеме трансмиссии напоминает: тратим бензин! Для замера расхода топлива компьютер БМВ далеко не самый точный.В БМВ стрелка тахометра редко падала на ноль, сообщая, что бензиновый двигатель выключился. Под тахометром – индикатор зарядки батарей.22За рулем 02/2011 | СПЕЦТЕСТ ЭКОНОМИЧНОСТЬ PORSCHE CAYENNE S HYBRID, BMW ACTIVEHYBRID X6чего двигатель внутреннего сгорания взялся их заряжать, а расход топлива вырос почти до 13 л на сотню. На «Порше» экономить проще. На ровной дороге восьмую передачу коробка включает уже при 70–75 км/ч. Обороты ниже примерно на полсотни, чем у БМВ с семью передачами. Расход топлива, по показаниям борткомпьютера, практически не меняется до 90 км/ч. Поэтому «Порше» едет быстрее конкурента и ожидаемо раньше (минут на пятнадцать) добирается до промежуточного финиша у начала Московского проспекта Северной столицы. Расход по компьютеру – 7,7 л, минимальный за 700 км – 7,2 л; средняя скорость движения – 67,9 км/ч. Очень даже неплохо! Не теряли времени на заправку и общение с инспекторами, провожающими дорогие и быстрые автомобили, как показалось, немного удивленным, а кто-то и разочарованным взглядом. Расход топлива «Порше-Кайен» на незагруженных и бесснежных участках снижался до 7 л с небольшим. Расход топлива БМВ к вечеру почему-то вырос. Числа на экране компьютера ни в какую не желают становиться меньше 9,7 л/100 км. Средняя скорость – 64 км/ч. Стрелка топливомера «Порше» застыла на риске между половиной и четвертью бака, у БМВ – на четверти. Самое интересное будет завтра. С утра прикидываем: удастся ли сэкономить больше? Правда, БМВ, судя по расходу, осталось проехать чуть больше сотни. Может, удивит «Порше»? Дорога сухая, за бортом минус семь. Удивил БМВ: примерно через 100 км зажглась лампа резерва, но компьютер показывает: запас хода еще 125 км. Расход по борткомпьютеру чуть ниже, чем вчера. И тут началась метель, да такая, что временами трудно было различить габаритные огни догоняемой машины. Всё, отэкономились! Снег на глазах заваливает шоссе, ветер дует испытуемым в лицо – на «Порше» куда чаще включается седьмая передача. Расход растет на глазах. После того как компьютер БМВ возвестил, что топлива нет совсем, автомобиль прошел еще примерно 50 км. Ну вот, последовательно зажглись лампы неисправности многочисленных электронных систем, машина причалила к обочине. Итог – 961 км. Что-то даже много! Теперь впереди «Порше», на котором отказал круиз-контроль: датчик забил плотный снег. Лампа на «Кайене» зажглась, когда запас хода составлял еще 169 км. После сообщения, что бензин кончился, машина прошла еще около 70 км. Мы уже стали шутить: не иссякнет ли в БМВ бензин раньше, чем в «Порше»? Залили-то «баварцу» пока всего 20 л. Но справедливость Радостная картина: стрелка тахометра на нуле. Значит, экономим!ПРОТИВ ВЕТРАБлагодарим за помощь в организации фотосъемок КФ «Карцево» и лично Г.С.Чернявскую. 24За рулем 02/2011 | СПЕЦТЕСТ ЭКОНОМИЧНОСТЬ PORSCHE CAYENNE S HYBRID, BMW ACTIVEHYBRID X6ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Снаряженная/полная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Максим. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива: городской/загородный/ смешанный цикл, л/100 км Мощность гибридной установки, кВт/л.с. Крутящий момент гибридной установки, Н·м ДВИГАТЕЛЬ Расположение Конфигурация/число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н·м при об/мин ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ Мощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н·м ТРАНСМИССИЯ Тип Коробка передач Передаточные числа: I/II/III/IV/V/VI/VII/VIII/з.х. Главная передача ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Подвеска: спереди/сзади Рулевое управление Тормоза: передние/задние Размер шинBMW PORSCHE CAYENNE S ACTIVЕHYBRID X6 HYBRID4877/1983/1697/2933 1644/1706 470/1350 6,4 2525/3100 5,6 236 A95/85 10,8/9,4/9,9 357/485 780 бензиновый спереди продольно V8/32 4395 10,0 300/408 5500–6400 600 1750–4500 67/91 при 2750 об/мин + 63/86 при 2500 об/мин 260 + 280 полноприводная А7 3,89/2,62/1,80/1,30/ 1,00/0,85/0,72/–/н.д. 3,64 4846/1939/1705/2895 1655/1669 580/1690 н.д. 2240/2910 6,5 242 A95/85 8,7/7,9/8,2 279/380 580 бензиновый спереди продольно V6/24 2995 10,5 245/333 5500–6500 440 3000–5200 34/47 при 1150 об/мин 300 полноприводная A8 4,92/2,81/1,84/1,43/1,21/ 1,00/0,83/0,69/4,02 3,27Густого, плотного снега камера активного круиз-контроля «Порше» не любит. Но о том, что ослепла, вовремя извещает. В таких условиях заканчивали пробег – где уж тут экономить?многорычажная/ многорычажная/ многорычажная многорычажная пневматическая реечное реечное с электроусилителем с электрогидроусилителем дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые 255/50R19 295/35R21ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ АВТОРАКататься на гибридах интересно. Но вряд ли я купил бы такой автомобиль, даже имея возможность. Впрочем, это взгляд человека, который не покупает и иные модные высокотехнологичные, продвинутые игрушки (в прямом и переносном смысле). Кстати, думаю, именно поэтому очень многие гибриды сделаны на базе дорогих моделей. Как бы то ни было, гибридные автомобили – реальность, и, коли их производят, они кому-то нужны. Возможно, в будущем такие машины станут эффективнее с точки зрения экономичности, а их цены – демократичнее. Но предсказывать будущее – дело, как известно, неблагодарное. 26За рулем 02/2011восторжествовала: «Кайен» причалил к обочине, пройдя в сумме 1079 км (всего на 4 км больше, чем рассчитали, исходя из данных производителя). Расход в метель достиг 8,3 л. Пора наполнять баки и анализировать итоги.КЕНТАВРЫ НА ОТДЫХЕНехитрые подсчеты показывают: у «Порше» более точный бортовой компьютер, а БМВ… оказался куда экономичнее, чем мы прикидывали. Итак, «Порше-Кайен» расходовал в среднем 7,87 л/100 км – практически те самые 7,9 л, которые завод указывает для загородного цикла. А вот БМВ тратил 8,84 л: почти на литр меньше, чем показывал компьютер, и на 0,56 л, илипримерно на 6%, меньше, чем заявил производитель. Средние скорости почти одинаковы: у БМВ 64,87 км/ч, у «Порше» 64,85 км/ч. В общем-то, не позорно низкие для наших дорог, зимы и добропорядочного водителя. Стоит ввязаться в подобные эксперименты – остановиться очень сложно! А если взять два почти одинаковых – близких по мощности автомобиля одной модели, только один гибридный? А если еще и дизель? И повторить бы все это летом. Ведь, по опыту знаем, зимние шины (а на «Кайене» они 21-дюймовые!) способны съесть лишних пол-литра на сотню. А мы-то ехали еще и по снегу да против ветра. Кстати, «Порше» не дошел до финиша в Москве «всего-то» километров триста. Компоновка «Порше-Кайен» ближе к типовой. Коробка передач – гидромеханическая.Гибридная схема БМВ именуется Two Mode. За двигателем 1 стоит коробка передач 2 с тремя планетарными рядами и парой электродвигателей. Никель-металлогидридные батареи 4 расположены под задним сиденьем. Автомобиль может проехать лишь на электротяге расстояние до 2,5 км со скоростью до 60 км/ч. В режиме интенсивного ускорения и на высоких скоростях электромотор добавляет тяги. При отпущенной педали газа один из двигателей, работая как генератор, подзаряжает батареи. Конструкция «Порше-Кайен S Гибрид» относительно проще и более традиционна.СТАНЦИЯ ЭЛЕКТРОЗАВОДСКАЯУ БМВ планетарные передачи и электромоторы объединены в один блок.Электродвигатель мощностью 34 кВт стоит между бензиновым мотором и восьмиступенчатой гидромеханической коробкой передач. Принцип работы, впрочем, аналогичен тому, что у БМВ: на небольшие расстояния на скоростях примерно до 60 км/чавтомобиль идет на электротяге, при разгоне электродвигатель помогает бензиновому. В режиме Boost «Порше» достигает 100 км/ч за 6,5 с. При отпущенной педали газа на скоростях до 156 км/ч бензиновый агрегат отключается.За рулем 02/201127