52
53
54
55
56
57
В ДЕЛЕ ПРОБЕГ ИРКУТСК – ХАБАРОВСК АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНОСВЯЗАВ ЗАПАД И ВОСТОКОткрывая трассу Чита – Хабаровск (ЗР, 2010, № 11), экспедиция журналистов, организованная ЗР, тронулась в путь из… Иркутска на семи автомобилях. Через неделю все восемь (!) машин пересекли Амур, прибавив к показаниям одометров более 3000 км. Антон Чуйкин еще раз проезжает эти километры, листая свой путевой блокнот и фотоальбом Константина Якубова.52За рулем 02/2011 ИРКУТСКАЯ ИНТРИГА: ТРИ ВОПРОСАНа чем ехать на Дальний Восток? Раньше ответ был очевидным и единственным: на чем-нибудь вездеходном. Но мы-то едем открывать новую магистраль! Так что условие повышенной проходимости вроде бы отпало – и тем не менее почти все компании, отозвавшиеся на наше предложение поучаствовать в открытии века, делегировали полноприводные машины (признаюсь, не без намека с нашей стороны). Кстати, про открытие – без всякой иронии: не каждый век новая дорога связывает востоки запад России. Еще и поэтому мы приглашали именно российские марки, среди которых тоже есть выходцы и с запада Европы, и с востока Азии. И пожалуйста, обойдемся без споров, почему это «Опель» или «Шкода» – российские. Потому, что в стране работают заводы, на которых россияне делают авто для россиян, получают за это зарплату, платят налоги в бюджет страны и т. п. Откуда ехать? Новая трасса начинается в Чите, но там, как это ни дико звучит, почти нет официальных дилеров. То есть не у кого взять машину или некому ее прислать из Москвы.Уверен, с появлением трассы «Амур» в Забайкалье придут большие автосалоны, а пока решено было сместиться западнее и взять старт в Иркутске. Туда прибыли машины московских представительств («Джи-Эм», «Опель», «Шкода») и из Владивостока («Соллерс»). Итого – семь автомобилей. Откуда еще один? Мы зарезервировали место для марки № 1 – «Лады». Серо-зеленую «Приору» передал в Улан-Удэ местный дилер АВТОВАЗа, так что из столицы Бурятии, где сделан этот снимок, пробег наконец-то выехал в полном составе. Впереди лежали 3000 километров…За рулем 02/201153 В ДЕЛЕ | ИСПЫТАНО ПРОБЕГ ИРКУТСК – ХАБАРОВСК«Шкода-Йети»бензиновый двигатель 1,8 л, 152 л.с., М6, полный привод (муфта «Халдекс»).«СанЙонг-Актион Спортс»дизель 2,0 л, 140 л.с., А6, полный привод (подключаемые передние колеса), понижающая передача.Само название делало неизбежным участие «Йети» в пробеге по глухим таежным местам. Впрочем, его тезка нам так и не встретился, даже не знаю – к сожалению или к счастью. Некоторые опасения вызывал рацион автомобиля: на лючке бензобака красовалось «98/95». Такие октановые числа – большая редкость/просто редкость (соответственно) в местах, где проходила заметная часть пробега. Все машины перешли на 91-й бензин. Ко всеобщему удовольствию, никто на топливо не жаловался, детонация проявлялась разве что в спорах. А запас тяги позволял юркому «Йети» пулять вдоль колонны в целях фотосъемки. «Шкода» отрабатывает свой девиз «Просто гениально»: приятно обнаружить мелочи, над которыми явно кумекали светлые головы. Это и самый удобный борткомпьютер, и хорошие кресла, и хитроумная трансформация заднего дивана, и еще много такого, что создает ощущение продуманной конструкции. Тем обиднее вновь убедиться, что замечательная идея с климат-контролем, когда циферки заданной температуры высвечиваются на окружности ручки, совершенно испорчена ее, этой ручки, расположением! Так далеко от глаз и мелко, что приходится нагибаться. Еще раз подивился запаске. Она всего на размер меньше штатных колес, что, тем не менее, переводит ее в разряд докаток – со всеми вытекающими типа максималки в 80 км/ч. Повезло, что не понадобилась. Замечательный, веселый мотор «Йети» не сразу оценили все водители (исключаю здесь команду ЗР) – некоторые, позабыв навыки управления механикой, блуждали в шести передачах и нещадно палили сцепление. Зато освоившись, отмечали: «Ходкая, толковая машина… А с автоматом делают?». Да, но моторы будут меньшей мощности: 105 или 140 сил. Записи в блокноте завершает расход топлива – у «Шкоды» средний за пробег составил 7,8 л/100 км. И вывод: если бы нужно было проехать еще раз от Иркутска до Хабаровска – так, чтобы получить наибольшее удовольствие именно от управления послушной машиной, – я выбрал бы «Йети». 54За рулем 02/2011ДРУГ ЧЕЛОВЕКАИз Москвы кажется, что автозавод во Владивостоке – это очень далеко и не очень нужно. А когда видишь, какие на «санйонги» очереди в Иркутске, а потом узнаешь специальные цены для Дальнего Востока, тянет посоветовать и другим компаниям: не зевайте! «Актиону Спортс» хочется быть красивым. Правда, красота эта, так скажем, особенная… Ну да ладно, зато ни с кем не спутаешь. Ему хочется быть удобным и роскошным. И у него есть просторный кожаный салон, климат-контроль, обогрев сидений и – внимание! – подогрев зоны стеклоочистителей. Последнее в снежной России – благо (если не придется менять стекло). Ему хочется быть быстрым. Двухлитровый дизель прекрасно работает в паре с 6-ступенчатым автоматом, неожиданно быстро и плавно разгоняя машину. Так что вы до поры до времени, а конкретно – до первой хорошей волны или выбоины на асфальте, забываете, что… Что «Актион Спортс» все-таки пикап. И когда на старых участках трассы он попадал на неровности, особенно типа стиральной доски, водителя возвращала к реальности жесткая немилосердная тряска, «заплывы» поперек дороги и прочие грузовые особенности. На пикапе надо возить грузы! А не делать вид, будто он дорожный крейсер. Три мешка щебенки, одолженной у дорожников, усмирили нрав машины – может, она и стала не такой активной и спортивной, как предполагало имя, зато куда лучше отвечала форме и содержанию. А потом мы доехали до совсем свежих участков «Амура», выбросили из кузова щебенку, и «Актион» вновь превратился во вполне удобный и комфортабельный легковой автомобиль, чей силовой агрегат, повторю, сделает честь любому семейному или даже бизнесседану. Но… зачем покупать полноприводный пикап, если ездить порожняком и только по гладкому асфальту? Если бы нужно было доставить с делянки под Иркутском, скажем, полтонны кедровых орешков для хабаровчан или еще чего-нибудь сыпучего – я выбрал бы «Актион Спортс».И ВСЕ-ТАКИ ПИКАП «Шевроле-Каптива»бензиновый двигатель 3,2 л, 230 л.с., А5, полный привод (многодисковая муфта).«ФИАТ-Дукато»дизель 2,3 л, 110 л.с., М5, передний привод.ПРЯМЫМ ХОДОМ В АМЕРИКУПо одним характеристикам безошибочно угадываешь американскую марку: семь мест, больше двух сотен «лошадей» и бензин рекой… Кстати, последнее не вполне верно – «Шевроле» выпивал в среднем 11,2 л на каждую сотню. Немало, конечно, но мы опасались худшего. К удивлению многих водителей, садившихся за руль с крестом, «Каптива» не торопилась напрячь все свои 230 сил. Не сразу отзывалась на педаль газа, а разгоняясь, суетилась с выбором передачи. Впрочем, все это мы уже отмечали – и в отчетах о 60-часовом марафоне, и в «жарком» тесте (ЗР, 2009, № 10; 2010, № 9). Претензии к несогласованной работе мотора и автомата обоснованны – что доказывает, в частности, модернизация силовых агрегатов, анонс 6-ступенчатого автомата и дизелей (обновленные машины скоро пойдут в продажу). Но! Не будем забывать, что, приноровившись к характеру машины, вы получаете в свое распоряжение недюжинную мощь. Чуть поласковей с педалью газа, чтобы не тревожить автомат, – и вот он, прекрасный разгон (и безопасный обгон, простите за невысокую рифму). Вообще, многое здесь требует привычки – хоть управление климатом, когда надо выключать самовольно задраивающую салон рециркуляцию (да еще 22 градуса на климат-контроле слишком жаркие), хоть общение с «музыкой» и борткомпьютером. Навык – дорогого стоит! Впервые мне довелось так долго просидеть на заднем диване «Каптивы», чтобы со знанием дела отметить высокий потолок, простор вокруг и, увы, обратную сторону этой медали – низковатый диван. Зато сколько места позади него! Для багажа или, скажем, еще для двоих. Кажется, нагрузи машину под завязку – и в автономное плавание по волнам российских дорог, а затем, почему нет, и Тихого океана. И вот «Шевроле» уже дома… Сорри, замечтался. Если бы нужно было проехать от Иркутска до Хабаровска со всей семьей – я выбрал бы «Каптиву». Бензин? А я бы брал попутчиков – заправляться вскладчину. Поехали?ЛУЧШЕ ХОРОМ«Вот такого стекла нам не хватало всю дорогу», – заметил оператор телегруппы, сев ко мне в «Дукато» в предпоследний день пробега. А ведь я предупреждал, я предлагал. Но нет – коллеги опасались, что ФИАТ не выдержит их ритма, когда надо то отставать от колонны, то обгонять ее. И напрасно. Мы тоже поначалу боялись потерять автобус и ставили его в середину колонны. Но там он закрывал весь вид едущим сзади – и постепенно сместился в хвост. То есть в самые жесткие условия: известно, если первый в колонне идет девяносто, то последний – все сто двадцать. Но ФИАТ легко справился, ни разу не заставив себя ждать. Более того, вызывал у многих сильное желание порулить, и только аргумент «А у тебя категория D есть?» освобождал место профессионалам. Было за что бороться: удивительно удобный и адекватный, послушный и практичный автомобиль. Прекрасный обзор позволяет рассчитывать маневры, дизель почти не чувствует нагрузки и весело разгоняет автобус, рычаг коробки под рукой и легкий. Пару замечаний он все же заслужил: во-первых, печка довольно инертная (что поделаешь, салон велик, сразу не согреешь), во-вторых, расположение педалей – хотелось бы весь узел сместить чуть правее. Из любопытного отмечу расположение заправочной горловины на левом переднем крыле – весьма удобно, к колонке можно причалить максимально точно. И еще (хотя это скорее похвала качеству дороги): два-три слова можно записать прямо на ходу, положив блокнот на горизонтальный руль. Впрочем, все это с точки зрения водителя, но ведь в «Дукато» может ехать еще 15 душ! Им тоже есть что сказать, и главное – в таком исполнении сиденья не предполагают безостановочных пробегов: временами нужно постоять, а лучше походить. Благо салон позволяет. Когда в Белогорске пробег встречал местный казачий хор, захотелось пригласить их продолжить путь с нами. Тем более что собственной магнитолой «Дукато» не оснащен... Если бы довелось проехать еще раз от Иркутска до Хабаровска в хорошей и большой компании – я выбрал бы «Дукато».За рулем 02/201155 В ДЕЛЕ | ИСПЫТАНО ПРОБЕГ ИРКУТСК – ХАБАРОВСК«СанЙонг-Кайрон»бензиновый двигатель 2,3 л, 150 л.с., М5, полный привод (подключаемые передние колеса), понижающая передача.«Лада-Приора»бензиновый двигатель 1,6 л, 98 л.с., М5, передний привод.БИЛЕТ В ОБА КОНЦАСловно досылая патрон затвором, четко включаешь первую передачу. Потом вторую, третью. С кожаного набалдашника рычага не хочется убирать руку – до того здорово работает коробка, ищешь повод еще разок перещелкнуть с пятой на четвертую. Это не очень нужно – тяги мотора всегда хватает, чтобы уверенно идти в колонне. Я, пожалуй, предпочел бы дизель для этого рамного вседорожника с полноценной трансмиссией… Он есть в гамме, но сейчас под капотом 150-сильная бензиновая «четверка». Которая – и это уже вторая похвала силовым агрегатам «санйонгов» – прекрасно сочетается с трансмиссией. А вот и второй упрек: машинам этой марки хочется добавить регулировки – руля по вылету и поясничного упора (она есть, но маловат диапазон). Не так давно «Кайрон» пытался щеголять нестандартными решениями в дизайне – они, честно, не украшали машину. Внешность с тех пор успокоили, а вот интерьер не тронули – и, пожалуй, это правильно. Все его круги, изгибы, кругляши управления трансмиссией и т. д. пока смотрятся свежо. Но вот ровный участок сменяется стройкой: внимание на дорогу! Ох, вот когда рама и задний мост дают о себе знать. Из дизайнерских изысков «Кайрона» прорастает грузовичок, или, точнее, вседорожник, как его понимали лет пятнадцать назад. Не очень точный руль, заметные крены, сотрясения задней оси – расплата за внедорожный потенциал. Интересно, как ведет себя «Кайрон» на бездорожье? В поисках дальнейших достоинств листаю проспект. Вот! Эта версия «Кайрона» стоит 769 тысяч рублей. Это на Дальнем Востоке, а жителям иных регионов надо приготовить еще 30 тысяч. Желаете климат-контроль – еще тридцать. Впрочем, не буду переписывать прайс-лист, довольствуюсь ощущением, что нашел неплохую замену ушедшему «Спортиджу», чемпиону привлекательных цен в классе. C удовольствием проехал бы от Иркутска до Хабаровска еще раз – чтобы там, на Дальнем Востоке, купить «Кайрон». И – обратно. 56За рулем 02/2011НАГРАДИТЬ «ПРИОРОЙ»Ну почему ее воспринимали как наказание? Неблагодарная задача распределить участников пробега (помимо команды ЗР, еще полтора десятка человек) по машинам сопровождалась ехидными репликами: «А вот его давайте посадим в «Приору» – за то, что...» Однако уже первый водитель, выходя из-за руля, доложил: совсем неплохо! А местами просто-таки отлично! Главное – ее способность держать удар: пока мы ехали от Улан-Удэ до Читы, на дорогах встречались и выбоины, и волны, местами штормовые… так вот, где иные машины козлили, отрывая колеса от земли, и чувствительно трясли седоков, «Приора» пролетала, будто к колесам привязаны подушки. Второе – превосходная экономичность: средний расход 5,7 л/100 км. Напомню, что это еще и самая доступная машина пробега – 350 тысяч рублей. Обратная сторона экономичности – нехватка тяги на пятой передаче. «Лада» единственная требовала включать четвертую на подъемах, напоминая о том времени, когда высшую передачу называли ускоряющей и экономичной. Вот так мы плавно перейдем к недостаткам. Надпись «Открыто» (Open) на крышке емкости для мелочей потешала всех водителей. Водительское сиденье слишком неохотно и совсем недалеко отъезжало назад. В панели приборов пел какой-то сверчок, который засыпал, только когда салон хорошо прогревался. Подголовники впору было поднимать домкратом. А замечательная аэродинамика обернулась узким по современным меркам салоном. Наконец, именно с этим автомобилем случилось хоть что-то, похожее на неисправность: защелкал тросик привода сцепления (то же самое было на редакционной машине после 60-часового марафона). А еще очень советую подключить сигнализатор непристегнутых ремней безопасности – на фоне других машин отсутствие такого узелка на память бросалось в глаза. Как бы то ни было, если бы нужно было проехать от Иркутска до Хабаровска еще раз и с наименьшими затратами – я выбрал бы «Приору». «СанЙонг-Рекстон»дизель 2,7 л, 165 л.с., М5, полный привод (подключаемые передние колеса), понижающая передача.«Опель-Антара»бензиновый двигатель 3,2 л, 227 л.с., М5, полный привод (многодисковая муфта).ГЕРОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫНадо же было случиться, чтобы именно на «Рекстоне» и именно в присутствии министра сыграла шутку одна особенность «санйонгов»! Поворачиваю ключ – а стартер молчит. Еще раз, и еще… Оказалось, двигатель можно пустить, только выжав сцепление, независимо от положения рычага коробки. Наверное, хозяин к этому быстро привыкнет. Если вообще выберет машину с механикой – такая отправилась с нами в пробег. Для солидного вседорожника напрашивается автомат, который на «Рекстоне» сочетается с более мощными моторами, постоянным полным приводом и (как вариант) с независимой задней подвеской. У нас же был автомобиль в самом простом исполнении – этакая рабочая лошадка. И пусть он вполне комфортабельный (и по езде, и по оборудованию), повадки выдают в нем настоящего борца с бездорожьем. Он довольно тяжел, салон поджат снизу мощной рамой, задний мост напоминает о себе на ухабах и в поворотах, руль кажется чрезмерно легким – все эти особенности обернутся достоинствами, стоит съехать с асфальта. На таком автомобиле можно не только принимать готовую трассу «Амур» – он способен ее строить. Впрочем, внедорожные качества «Рекстона» – предмет отдельного разговора, а пока вернемся на асфальт. Автомобиль очень легко держался в колонне, отзываясь на педаль газа слабым свистом и неслабым ускорением. На скорости в салоне неожиданно тихо и покойно: спасибо немалым, но хорошо уравновешенным массам. В интерьере кнопок столько, что разбираться с ними – хватит полдороги в Хабаровск: на руле восемь штук, вокруг затейливого экрана климат-контроля еще столько же, выше – система помощи на спуске, подогрев дворников (!), зеркал и т. п. Зеркала, кстати, хорошо бы привести в соответствие с габаритами машины, а то на трассе их не хватает. В общем, если бы нужно было проехать от Иркутска до Хабаровска по альтернативному маршруту, вне асфальта, – я выбрал бы «Рекстон».В БЕЛОМ ФРАКЕВспарывая темноту ксеноновыми лучами, по пустынному шоссе мчится «Опель». Позади, в четырех сотнях километров, Чита, впереди неизвестность, а где-то за ней – колонна ушедшего автопробега… «Антара», которая своей яркостью и быстротой приглянулась в тот день фотографу, ушла в середине дня в отрыв, чтобы встретить пробег в красивом месте... и осталась без пайка. Пролетела мимо редких в тех краях АЗС. В результате от места съемки все машины помчались дальше с почти полными баками, а «Опель», в котором осталось всего литров пятнадцать, малой скоростью (в целях экономии) пошел следом в надежде обнаружить поблизости источник живительной влаги – хоть 91-й, хоть какой. Топливо нашлось, через час «Антара», воспользовавшись выдающимися способностями 6-цилиндрового мотора, заняла свое место в колонне. Кстати, ее силовой агрегат аналогичен устанавливаемому на «Шевроле-Каптива» – с теми же достоинствами и недостатками. Машины вообще очень близки – я даже, к своему стыду, поспорил, что и габариты у них одинаковые. Но нет, пятиместная «Антара» немного короче. И, возможно, поэтому ведет себя на дороге чуть собранней. И вообще производит впечатление наиболее престижной из восьми машин. Очень добротные материалы интерьера, большой цветной экран борткомпьютера (на нем к концу пробега высветилось: 10,8 л/100 км) и некий европейский лоск. Может, меня очаровала опелевская молния? Если бы захотел проехать от Иркутска до Хабаровска с помпой, произвести наибольшее впечатление – я выбрал бы «Антару».На этом путевой блокнот заканчивается, дальше только одна страничка, где я считал города от Иркутска до Хабаровска, в которых есть дилеры и фирменные СТО. «Шкода» – один, «СанЙонг» – два, «Шевроле» и «Опель» – два, ФИАТ – один, «Лада» – пять. Маловато пока. Вот если бы ЗР поехал по трассе «Амур» через год-два... А собственно, почему «если бы»?За рулем 02/201157