186
ЭКОНОМИКА | ДОРОГИ РОССИИВРЕМЯ – ДЕНЬГИВ Липецкой области, в 400 километрах от Москвы, вторично открыт платный участок федеральной трассы «Дон». Оказавшись там, Игорь Моржаретто оплатил проезд и поехал.Платный 20-километровый участок был тут и раньше, с 1999 года. Теперь старую часть расширили, реконструировали, добавили еще 33 км – и запустили в эксплуатацию. Каждый, кто хочет со скоростью 110–120 км/ч покрыть эти 50 км трассы, покупает «входной билет». Желающих немало: у турникетов время от времени небольшие очереди. Первый зампредседателя правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах говорит: «Результаты первого дня работы превысили ожидания. Интенсивность суточного трафика на этом участке мы определили в 10 тысяч автомобилей, однако она сразу перевалила за 17 тысяч. Абсолютное большинство выбирает платный вариант». Примерно в паре километров от платного участка установлены щиты Перед платным участком щиты: пора делать выбор.с предупреждением: плати за проезд или сворачивай на бесплатную дорогу. Она даже чуть короче, но проходит через населенные пункты Задонск и Хлевное, где пешеходы и светофоры, а скорость ограничена 60 км/ч. В общем, платный участок (четыре полосы, добротное покрытие, знаки, освещение в темное время) проскочишь минут за двадцать пять, а на альтернативную двухполоску уйдет, считай, целый час. А теперь, наверное, о самом важном для водителя: во что оценен выигрыш во времени? В дневное время на легковом автомобиле – 55 рублей, на коммерческом и микроавтобусе – 110, на грузовике и автобусе свыше 8 т – 220. В ночное время скидки от 5 до 20 рублей. Категорию машины определяет электроника при въезде на терминал. Пока платят наличными (одна из причин случающихся заторов на въезде), но обещают, что скоро можно будет расплачиваться карточкой. Покуда световые табло рекомендуют сохранять чек до выезда с платного участка. Кстати, чек позволяет на срок до трех дней задержаться в любом местном населенном пункте. Съезды к ним не оборудованы терминалами. На коммерческом участке установлены детекторы движения транспорта, видеокамеры, метеостанции. Последние просигналят дорожникам, когда убирать снег или начинать противогололедную обработку. Обещают через каждые 2 км установить телефоны экстренной связи. В середине следующего года «Автодор» планирует запуститьплатные обходы городов Ефремова и Богородицка (чуть больше 70 км), а чуть позже – Ельца. В итоге протяженность коммерческих участков возрастет до 320 км. Всего же на М4 «Дон» в 2018 году должно быть уже 788 км платных дорог – примерно половина всей трассы. По словам С. Кельбаха, на ее реконструкцию в 2011 году из федерального бюджета выделят 23 млрд. рублей. Со временем проезд от Москвы до Сочи обойдется здесь примерно в 800 рублей. Для тех, кто ценит время, наверное, терпимо. Для остальных есть альтернативный путь, приемлемый по качеству покрытия. Что ж, при соблюдении этих условий я готов согласиться с тем, что и у нас появятся платные дороги. Общую транспортную ситуацию в стране они улучшить не способны, но в состоянии повысить удобство и скорость передвижения. А это уже немало.СКОЛЬКО ПЛАТЯТ ЗА ПРОЕЗД (легковой автомобиль)D Италия, трасса Милан – Неаполь: 700 км – 40 евро D Франция, трасса Е16, Париж – Ницца: 940 км – 70 евро D Хорватия, трасса Е65, Риека – Сплит: 500 км – 24 евро D Австралия, трасса М2: 21 км – 4,5–5 долл. D Белоруссия, от российской границы до Бреста: 1000 км – 88 руб.186 За рулем 02/2011