170
171
ДВИГАТЕЛЬ TWIN AIR ТЕХНИКА | КОНСТРУКЦИИОПЯТЬ ДВОИТСЯНовым вкладом концерна ФИАТ в развитие моторостроения в целом и продвижение даунсайзинга в частности стал высокотехнологичный и компактный двигатель «Твинэйр». Кирилл Милешкин вникал в особенности конструкции.то не только еще один шаг в будущее. Хотя «Твинэйр» – действительно первый двухцилиндровый мотор нового поколения, представители кото‑ рого не уступают по силам двига‑ телям большего объема, при этом выигрывают в топливной эконо‑ мичности и снижении количества выбросов в атмосферу. Но одно‑ временно «Твинэйр» – это еще и дань прошлому. Ведь именно двухцилиндровый агрегат при‑ водил в движение ФИАТ‑500 в 1950‑е годы. Однако полувековая раз‑ ница в возрасте затрудняет дальнейшее сравнение. Рабочий объем тех моторов составлял 479, позже 499 см³, и развивали они 13 и 21 л.с. соответственно. У нового двигателя кубиков почти двое больше – 875 см³, а силе‑ нок вчетверо – 62,5 кВт/85 л.с. при 5500 об/мин; 145 Н·м при 1900 об/мин. И не нужен диплом двигателиста, чтобы определить по конструкции, кто и когда родился. У новичка воз‑ дух в цилиндры под давлением загоняет турбонаддув, балансир‑ ный вал минимизирует вибрации, но главная изюминка итальян‑ ского агрегата – оригинальная система изменения фаз газорас‑ пределения и высоты подъема клапана «Мультиэйр» (Multiair). В ней один распредвал при четырех клапанах на цилиндр. Похожую схему применяла «Хонда» на моторах SOHC VTEC. Только японцы изменяли фазы газораспределения, «переклю‑ чая» кулачки, итальянские же мотористы оставили жесткую связь лишь для выпускных кла‑ панов, а между распредвалом и впускным клапаном устано‑ вили по паре гидроцилиндров. Первый (главный) выступает в роли насоса, приводимого от кулачка, второй (рабочий) служит движущей силой кла‑ пана. Давление в гидроприводе изменяет электроника, открывая и закрывая электромагнитный клапан. Управляя им, можно играть моментом и временем 170 За рулем 04/2011Эоткрытия впускных клапанов. Это позволяет не только поднять показатели мощности и кру‑ тящего момента, но и сделать характеристику двигателя более гибкой и удобной для езды в разных режимах. Кроме того, «Мультиэйр» позволяет регули‑ ровать фазы и подъем клапана плавно (как «Вэлвтроник» у БМВ или «Вэлвматик» у «Тойоты»).А значит, долой дроссельную заслонку, теперь уже лишний элемент системы питания. Показателям мощности и кру‑ тящего момента мотора «Твинэйр» позавидуешь. Например, по тяге он выигрывает у атмосферного 1,4‑литрового агрегата, который, как и двухцилиндровый турбомо‑ тор, устанавливают на ФИАТ‑500. Зато расход у «Твинэйра» почтив 1,6 раза ниже и сравним с аппетитом дизельной версии «пятисотого», а разница в массах вылетевшего из трубы СО2 дохо‑ дит аж до 62% (с 0,9‑литровым мотором автомобиль выбрасывает всего 92–95 г/км). Если верить производителю, оптимизиро‑ ванный рабочий процесс при прогреве и усовершенствованная рециркуляция отработавшихAБВГД  АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ С СИСТЕМОЙ «МУЛЬТИЭЙР». А Полное открытие клапанов (Full Lift) позволяет достичь максимальной мощности. Управляющий  электромагнитный клапан закрыт, связь впускного клапана и распредвала жесткая – движение  клапана задает профиль кулачка распредвала. Б На холостом ходу или при старте двигателя применяется позднее открытие клапанов  (Late Intake Valve Opening). Скорость потока воздуха больше, выше турбулентность (завихрения)  в цилиндре, смесь лучше перемешивается и полнее сгорает. В Режим раннего закрытия впускного клапана (Early Intake Valve Closing) электроника задействует, когда нужен высокий крутящий момент на низких оборотах. Электромагнитный клапан открывается до того, как кулачок распредвала совершит полный оборот. Впускной клапан соответственно закрывается раньше, что исключает обратный выброс воздуха во впускной коллектор. Г Для усиления турбулентности играют клапанами на режимах частичной нагрузки (Partial Load).  В этом случае клапаны тоже открывают вовремя, только теперь их поднимают на полную высоту. Д Наилучший режим для города: впускные клапаны открываются и закрываются несколько раз  за цикл для максимально эффективного сгорания топлива в цилиндрах. Так называемый режим  Multi Lift с увеличенной турбулентностью, улучшающей сгорание топлива при минимальных  нагрузках. 43газов снижают на 40% выбросы СН/СО и до 60% – NOх по сравнению с показателями атмосферных двигателей, схожих по мощности и крутящему моменту. Кроме того, бонус окружающей среде преподнесет система «старт-стоп». Еще одно весомое преимущество двигателя «Твинэйр» – компактные размеры. И прелесть не только в том, что он без5труда разместится под капотом любого автомобиля. Высвободившееся место конструкторы предполагают использовать под электромотор, который поможет бензиновому агрегату экономить топливо и беречь экологию. Имея перед глазами заслуги двигателя «Твинэйр», интересно бы посмотреть на показатели этой парочки.2  Двухцилиндровый двигатель «Твинэйр» – один из самых компактных агрегатов в современном автомобильном мире: габаритные размеры (длина×ширина×высота) – 307×500×596 мм.16  Основные элементы системы «Мультиэйр»: 1 – впускные  клапаны; 2 – рабочий гидроцилиндр; 3 – электромагнитный  клапан; 4 – главный гидроцилиндр; 5 – распредвал; 6 – выпускные клапаны.На правах рекламы