186
187
188
189
190
МЕНЯЕМ КОЛЕСО РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТШПИЛЬКА И ГАЙКАПродолжим сравнивать удобство обслуживания популярных на нашем рынке автомобилей (ЗР, 2011, № 2). Игорю Козлову предстоит заменить колесо – десять раз подряд. Фото Константина Якубова.ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?Спустившее колесо всегда некстати. Самое первое, что нужно сделать, – поскорее убраться с проезжей части. И не раздумывайте: коль шина уже прожевана, хуже не будет, а если все еще целая, лишние десять метров «пешком» ее не убьют. Итак, максимально уведите машину в сторону, выставьте знак и включите аварийку. Настойчиво рекомендуем надеть световозвращающий жилет. Иногда прокол можно заделать, не снимая колеса, – был бы инструмент и навыки (ЗР, 2011, № 1). Если нет ни того ни другого, ставим запаску. Бывает, колесо затянуто так, что без трубы его не одолеть, хоть пляши на ключе, однако ни трубы, ни ударного гайковерта, коим мастер шиномонтажа когда-то «пристрочил» колеса, у вас нет. Обстучите крепеж1 место«Рено-Логан»Запасное колесо – полноразмерное7 мин 26 с105 Н·м220 мм | 47,7 кгХорошо обозначенные места под домкрат на порогах. Неудобная ручка домкрата, не предусмотрена фиксация фальшпола в поднятом положении. Конечно, такая наклейка на торце двери весьма полезна, но моменты затяжки придется держать в памяти.Условные обозначения:186 За рулем 04/2011Время заменыРекомендуемый момент затяжкиДлина рукоятки ключа | Усилие на штатном ключеЕсли не возите динамометрический ключ, рукам стоит «запомнить» соответствующее усилие на штатном. любым увесистым предметом, нанося удары строго по оси болтов. Если крепление на гайках, бейте через проставку – например, торцевую головку подходящего размера. Но не переусердствуйте: чем сильнее удар, тем больше шанс повредить ступичный подшипник. Прежде чем браться за домкрат, обязательно поставьте машину на передачу и стояночный тормоз! Площадка должна быть ровной, без уклона. Под колесо, расположенное по диагонали к пробитому, подложите упоры – хотя бы булыжники с обочины. По мере подъема кузова следите, чтобы домкрат не сложился. Возможно, придется повторить подъем, сместив немного пятку домкрата. Будьте осторожны! Если колеса легкосплавные, а запаска на стальном диске, проверьте, подходит ли крепеж к обоим колесам. Бывает, даже размер под ключ разный.2 местоНапомним, в тесте участвуют десять машин: «Хёндай-Акцент», «Форд-Фокус», «Тойота-Королла», «Мицубиси-Лансер», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3», «Лада-Приора» и «Калина». Всех объединяет одно: запаска расположена в нише багажника, под настилом пола. Стало быть, вначале предстоит выгрузить поклажу. Момент, конечно, важный, но впрямую к данному тесту не относится, поэтому багажники подопытных машин пусты. Размер запаски в оценке не учитываем: нас интересует сам процесс замены, а дискуссию, что лучше – докатка или полноценное колесо, оставим на потом. Менять будем левое заднее колесо, в зачет идет потраченное время (средний результат из трех попыток) и, разумеется, удобство пользования штатным инструментом. Последнее субъективно3 место«Лада-Калина», универсалЗапасное колесо – полноразмерное«Шевроле-Лачетти», седанЗапасное колесо – докатка7 мин 26 с95 Н·м187 мм | 50,8 кг7 мин 47 с100 Н·м235 мм | 42,6 кгИмеются направляющие для центровки колеса. Неудобный и неустойчивый домкрат, коротковат штатный баллонный ключ. Для правильной центровки колеса по возможности плотно затягиваем крепеж на весу.Есть крючок для фиксации настила пола в поднятом положении. Разные гайки для легкосплавных и стальных колес. Докатка в глубине багажника. Вырез на отбортовке порога, в который следует упирать домкрат, показан стрелкой.Один из самых опасных домкратов: даже на ровном полу он норовит ускользнуть в сторону.Кинематика привода домкрата идеальна. Запаска – докатка.На правах рекламыВРЕМЯ РИСКА | ТЕСТ-РЕМОНТ МЕНЯЕМ КОЛЕСОНа правах рекламы  Так выглядит универсальная гайка:  с легкосплавным диском контактирует  шайба, а со стальным – конус («Тойота‑ Королла»).  Самые удобные домкраты –  у «Лачетти» и японских машин: составная  конструкция «Лансера» (на фото) точь‑ в‑точь как на «Королпе» и «Мазде».4 место5 место«Лада‑Приора», хэтчбекЗапасное колесо – полноразмерное«Мазда‑3», седанЗапасное колесо – докатка8 мин 50 с95 Н·м187 мм | 50,8 кг9 мин 8 с110 Н·м248 мм | 44,3 кг   Имеются направляющие для цен‑ тровки диска.    Неудобный и неустойчивый домкрат,  коротковат штатный баллонный  ключ.   Согласитесь, неловко так откровенно  заглядывать под юбку, чтобы нащупать  то самое место под домкрат.   Удобный домкрат, широкая опор‑ ная поверхность порогов.    Неудобное крепление докатки;  чтобы ее снять, нужен ключ   (см. фото).   Болт докатки – под штатный бал‑ лонник. Настил пола при ее извлечении  нужно подпирать затылком.  Установите домкрат так, чтобы  в поднятом положении его опоры были  по вертикали! Площадка под домкрат достаточно  просторна, не промахнешься. оценит механик техцентра ЗР Евгений Михалкевич. Быстрее всего Женя переобул «Логан» и «Калину» – за 7 минут 26 секунд каждую. Однако первое место отдали «Логану» – за более удобный и не такой расхлябанный домкрат. Да и баллонник у него на 35 мм длиннее, следовательно, усилие меньше. Вдобавок на водительской двери нашлась наклейка с типоразмерами колес и рекомендуемым давлением. Плохо, что не указан момент затяжки – такая информация, на наш взгляд, должна быть перед глазами, а не в Руководстве по эксплуатации. (Впрочем, рекомендуемого момента нет и в наклейках других машин.) Четыре гайки затягиваем крест-накрест. Третье место у «Лачетти». Отметим отличный домкрат и заботливо предусмотренный крючок – он удерживает поднятый настил пола. Вырезы6 местов отбортовках порогов, обозначающие места для домкрата, вполне очевидны – не промахнешься. Пять гаек затягиваем, словно рисуя звезду – через одну. На четвертом месте «Приора». Убогий домкрат, с которого машина того и гляди свалится. Площадку под него снаружи не видно – чтобы не ошибиться с местом, засовывай голову под машину либо нащупывай вслепую. Как и на «Калине», верхняя площадка домкрата плавающая, что следует учитывать. Сперва, немного распустив ходовой винт, упираем эту площадку в порог, затем крутим винт до касания грунта нижней опорой и смещаем опору к оси авто на полтора-два сантиметра. Лишь тогда машина на домкрате будет стоять более-менее устойчиво. Пятое место досталось «Мазде». Вроде бы и домкрат удобный, и места для него на порогах заметные и широкие, и докатка примерно такая же, как7 место«Тойота-Королла»Запасное колесо – полноразмерное«Хёндай-Акцент»Запасное колесо – полноразмерное9 мин 40 с110 Н·м265 мм | 41,5 кг10 мин 25 с108 Н·м265 мм | 40,7 кгУдобный домкрат, универсальный крепеж. Штатный чехол для инструмента снабжен только одним шнурком – неудобно завязывать. Сложно вынуть этот лоток, не обломив фиксаторы, а настил пола подпираешь головой.Домкрат удобный – при небольшой доработке. Слабые колесные шпильки, нет фиксации фальшпола багажника в поднятом положении. Декоративный колпак крепится теми же гайками, что и колесо. Неудобно.Чтобы впредь не мучиться, прикрепите к лотку, например, яркую петельку.Рацпредложение ТагАЗу: вставить в проушины винта болтик (стрелка), а ручку (внизу) упразднить.На правах рекламы | ТЕСТ-РЕМОНТ МЕНЯЕМ КОЛЕСОу «Лачетти», а времени ушло более девяти минут. Всё из-за пустяка: производитель сэкономил на копеечной петельке, чтобы за нее подвешивать настил пола. Нет такой петельки и у «Короллы», занявшей шестое место. Вдобавок домкрат здесь упрятан под правым лотком. Чтобы его снять, надо просунуть пальцы в узкую щель со стороны обивки. А она по мере извлечения лотка сжимается, больно прикусывая пальцы. Мозолистой руке это не страшно, а вот даме с маникюром будет непросто. Седьмым стал таганрогский «Акцент». Домкрат здесь отечественного производства, ходовой винт – с двойным ушком, поэтому корейский удлинитель-крючок с удобной, кстати, пластиковой втулкой под хват поначалу выглядит бесполезной штуковиной. В комплекте есть и наша ручка,8 местоно работать ею весьма неудобно – легко оцарапать руки об асфальт. Чтобы пользоваться фирменной, соедините ушки винта болтиком. Имейте в виду: у «Акцента» очень слабые колесные шпильки – на авто после рестайлинга ставят крепеж от «КИАРио» первого поколения (деталь 0 К993 33 062 В). «Нексия» обосновалась на восьмом месте. И не только потому, что ее новенький домкрат густо покрыт смазкой. Работать со скользкими ладонями несподручно, а пока наш механик мыл руки, часы тикали. Потом мыл голову – подпирая ею тряпочный настил пола, измазался тем же солидолом. Ушко-то для фиксации настила за отбортовку багажника есть, но настолько хлипкое, что под нагрузкой выгибается и соскакивает. С «Лансером» провозились 10 минут и еще 51 секунду – долго9 местокрутили винт крепления запаски с очень длинной резьбой. Не сразу найдешь и места на порогах под домкрат – вырезы в отбортовках невыразительны. В двух попытках поначалу промахнулись, подставив домкрат (кстати, весьма удобный) под ложные места. «Фокус», занявший последнее место, вобрал чуть ли не все огрехи предшественников: и места под домкрат едва различимы, и сам он снабжен неудобной рукоятью, вынуждая переворачивать ее через каждые пол-оборота, и пластиковые накладки порогов легко сломать, и пенопластовый органайзер ограничивает свободу маневра с запаской. Вот и набежало без малого две минуты против «Лансера». Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда», а также клуб www.priorovod.ru за предоставленные на тест автомобили.10 место«Дэу-Нексия»Запасное колесо – полноразмерное«Мицубиси-Лансер», седанЗапасное колесо – полноразмерное«Форд-Фокус», хэтчбекЗапасное колесо – полноразмерноевместе с пластиковым клином на кончике10 мин 45 с90 Н·м260 мм | 34,6 кг10 мин 51 с110 Н·м245 мм | 44,9 кг12 мин 57 с110 Н·м250 мм | 44 кгНебольшое усилие на рукоятке баллонного ключа. Неудобное крепление запаски: коротким болтом-барашком трудно нащупать резьбу. За запаской приходится нырять в глубину багажника.Удобный домкрат, надежно фиксируется в транспортном положении. Множество вырезов на отбортовке порога сбивают с толку. Не фиксируется настил пола. Точка опоры расположена левее (стрелка), ее легко спутать с другими вырезами на отбортовке порога.Нет. Неудобный домкрат, плохо обозначены для него площадки на порогах, «пластилиновый» штатный ключ. Только так удалось совместить подпятник домкрата с опорной поверхностью на пороге.Прорезь в настиле есть, но удержать его в поднятом положении она не в состоянии.Хоть домкрат и сбоку от запаски, но отдельно его не вынешь.Важно, чтобы подпятник уперся в порог, а не в накладку. Такой ручкой крутить винт неудобно.190 За рулем 04/2011