212
БЕЗОПАСНОСТЬ | АВАРИЙНОСТЬ В 2010 ГОДУУГОЛ ПАДЕНИЯГИБДД РФ отчиталась о количестве аварий на дорогах в 2010-м. Впервые за последние годы увеличилось число ДТП с детьми и число детей, раненных в них. Остальные показатели аварийности снижаются, но медленными темпами. В цифрах разбирался Игорь Моржаретто.ПРЕСТУПЛЕНИЯИтак, согласно отчету ГИБДД, в 2010 году в России произошло 199 тыс. аварий (на 2% меньше показателя 2009 года). В ДТП погибли 26,5 тыс. человек (–4%), 250 тыс. граждан получили ранения (–2%). Почти 12 тыс. аварий (–4%) произошло по вине пьяных водителей; результат этих ДТП – 2 тыс. погибших (–15%) и 17 тыс. получивших травмы (–5%). Как считают начальники из МВД, ГИБДД удалось переломить тенденцию роста аварийности и смертности на дорогах. В этом видят заслугу федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», которая действует с 2006 года. В ее рамках проведено немало важных мероприятий, но водителям больше всего запомнилось ужесточение наказаний за нарушение ПДД – соответствующие поправки в КоАП появляются ежегодно. Количество аварий и число погибших в ДТП действительно стало уменьшаться, однако в прошлом году темпы снижения замедлились. Кроме того, впервые за несколько лет выросло количество аварий с участием детей (в 2010 году на 1,5% больше, чем в 2009-м), а также детей, раненных в ДТП (+2%). Руководители ДОБДД ничего страшного в том не видят: ухудшение показателей отчасти объясняется ростом автопарка в России; свою лепту вносят и начинающие водители (на них любят списывать все проблемы и недоработки). Доля правды тут есть – и парк у нас растет, несмотря на кризис, и армия водителей ежегодно пополняется на 1,5 млн. человек… Но все-таки, кроме ужесточения наказаний, прорывов в работе ГИБДД за последние годы не отмечено. А ведь на эту ФЦП правительство выделяло 52 млрд. руб.! Понятно, что в кризис финансирование резко сократилось, но большую часть суммы с энтузиазмом освоили. Похоже, ФЦП 2006 года окажется невыполненной по главному показателю: в 2012 году количество погибших на российских дорогах не должно превысить 23 тысяч. Если смертность продолжит снижаться нынешними темпами (–4% в год), достичь заветной цифры ГИБДД не сможет. Видимо, останется уповать на новую федеральную программу – и новые ресурсы для ее выполнения. административному аресту. Много это, мало, хорошо, плохо? В ведомстве уверены, что динамика хорошая, ведь количество оформленных протоколов по сравнению с 2009 годом снизилось на 1,6%, а изъятых прав – и вовсе на 17%! Снижение этих показателей в ГИБДД объясняют ужесточением санкций за нарушение ПДД и профилактической работой, которую ведут пропагандисты ведомства. Между тем многие эксперты уверены, что официально оформленных протоколов на нарушителей стало меньше… в связи с ростом коррупции на дорогах. Ведь с 1 марта, когда началась реформа МВД, вывели за штат всех милиционеров, а по итогам переаттестации в полицию примут далеко не всех. По мнению Виктора Травина, президента Коллегии правовой защиты автовладельцев, многие сотрудники ГАИ в ожидании перемен постарались побольше «заработать». Мало ли что будет завтра? В результате, по данным руководителя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, в Москве, чтобы откупиться от гаишника за езду в нетрезвом виде, отдают 60–200 тыс. руб. – сообразно престижности автомобиля. В регионах расценки в несколько раз ниже. И вообще, многие специалисты считают, что меньше нарушать в России не стали, поскольку не устранены причины и условия, способствующие нарушениям. Вот лишь один пример. Водители уже много лет предлагают изменить организацию движения на площади Павелецкого вокзала в Москве – она на редкость нелогичная, выскочить на встречную полосу очень просто. И что же? По-прежнему там ежедневно дежурят сотрудники ДПС и радостно принимают в объятия «нарушителей», которым грозит лишенческая статья. А сколько людей пострадали невинно из-за того, что упразднено минимально допустимое содержание алкоголя в крови... Юристы ведут счет на сотни и тысячи. Милицейская статистика отображает лишь один показатель – сколько официально оформлено протоколов. Количество реальных нарушений остается за кадром. Но ведь и вправду нарушаем!НАКАЗАНИЯЗаглянем в другой отчет ГИБДД: в нем учтены наказания за нарушение ПДД. Всего за прошлый год инспекторы ГАИ составили 47 млн. административных протоколов, 917 тыс. водителей были лишены прав. около 300 тыс. автомобилистов подвергнутыАКТИВНОСТЬ ГИБДД ДОЛЖНА ПРОЯВЛЯТЬСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ТАКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРАЯ ПОМОГАЛА БЫ ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИЙ.ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ в РФ в 2004–2010 годах212 За рулем 04/2011