194
196
ТЕХНОЛОГИИ РЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯВЫСОКИЙ РЕМОНТГоворят, современные двигатели совершенно не поддаются ремонту. Не все так безнадежно, уверен Анатолий Вайсман.Давно ли впрыск топлива, электронное управление, регулируемые фазы казались просто  модным баловством, а сегодня карбюратор в наших глазах больше  ассоциируется с Царь-пушкой, нежели  с современным автомобилем. Изменения коснулись всех систем  двигателя. Появились моторы с пятью клапанами на цилиндр, переменной длиной впускного тракта, электронной системой изменения фаз, непосредственным впрыском в цилиндр  и т. д. Стали нормой облегченные шатуны, короткие поршни с напылением  антифрикционных материалов, демпферные маховики. Внедрено немало  новых материалов и технологий. Например, одноразовые болты, работающие в зоне пластических деформаций, а не упругих, как было раньше.  И это не прихоть инженеров, а лишь  одно из решений, позволивших автоматизировать производство двигателей. Характеристики продукции стали стабильней, а затраты снизились.  Ресурс современного мотора не меньше, чем у самого автомобиля, поэтому  и ремонт в традиционном понимании  не предусматривается вовсе. Вот пример. Инженеры «Фольксвагена» перевели в разряд несъемных коленвал!  Нет, снять его наш умелец, конечно,  сможет – но как потом поставит? Просто так не получится – тянется «одноразовая» резьба под болты коренных  крышек. Зачастую блок цилиндров – это  ажурный алюминиевый корпус с залитыми в него гильзами из высокопрочного чугуна. Блоки с «мокрыми» гильзами встречаются все реже. Есть и вовсе без гильз: алюминий рабочей поверхности упрочнен износостойким  никель-кремниевым покрытием – никасилом. Чугунные блоки еще сохраняют позиции на некоторых дизелях,  но уже и для них стали делать алюминиевые. Все это позволяет ощутимо снизить массу двигателя, удешевить его  производство и повысить удельную  мощность. Ресурс в полмиллиона ки-  Установка  гильзы, охлажденной жидким  азотом, в блок  двигателя.  Верная рука  мастера защищена от 196-градусного холода!лометров для легковых моторов далеко не предел. Вот и решили отказаться от ремонтных размеров блока цилиндров и коленвала, от выпуска соответствующих комплектующих. Еще  одна подоплека – экологические требования, которые постоянно ужесточаются. Мотор, вполне приличный лет  пять назад, сегодня может оказаться  экологически безнадежным! Зачем реанимировать? Наконец, ремонт двигателей – весьма затратный процесс, сопряженный с немалым объемом квалифицированного ручного труда.  А многочисленной армии ремонтников надо достойно платить! «Хорошо, – скажет читатель. –  А если что-нибудь случилось, например, с коленвалом, – что делать владельцу?» Форс-мажор производители  учли! Владелец может купить так называемый шорт-блок (англ. short – короткий). Это блок цилиндров в сборе   с коленвалом и деталями шатуннопоршневой группы, без головки.  Шорт-блоки производят на тех же автоматических линиях, что и серийные, – они относительно дешевы. Ре-монт же – ручная работа и, например,  в благополучной Европе обходится существенно дороже. Но в России эти современные моторы, что отличная американская  винтовка М-16 в болотах Вьетнама.  (Не зря янки полюбили «калашников», которому всё нипочем!) Дрянной бензин, масло неизвестного происхождения, левый сервис – в общем,  совсем не подходящие условия эксплуатации для современной точной механики. То, что для них форс-мажор, для  нас, к сожалению, норма. Вот примеры. Водитель БМВ-Х5  залил в Московской области бензин  А98, и всего через 30 км из-под капота донесся страшный удар. Машину кинуло в сторону... К счастью, аварии не случилось. Разборка показала,  что от паленого бензина оплавились  поршни, двигатель заклинило и… лопнул коленвал! Когда бензин подходил к концу, владелец «Хёндай-Акцент» заскочил на первую попавшуюся столичную  АЗС. Итог – один клапан лишился тарелки. Взгляните, как красиво она те-194 За рулем 04/2011 ТЕХНОЛОГИИ РЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯ  Против нашего бензина двигатель БМВ-Х5  не устоял. Заклинило так, что лопнул коленчатый вал. перь интегрирована в поршень! Занятно, что экспертиза сомнительного бензина порой подтверждает его соответствие ГОСТу. Бутылочка такого продукта дня три простояла в гараже – не правда ли, впечатляет? Дело, видно, не только в бензине, но и в квалификации (или заинтересованности?) экспертов. И таких примеров немало. Вот поэтому и развиваются у нас методы реконструктивного ремонта неремонтируемых двигателей. Речь, по сути, о внедрении на их базе новых конструктивных решений. Есть спрос – будет и предложение. У нас такие моторы вполне успешно возвращают к жизни. Для этого разработаны оригинальные технологии. Например, блок из алюминиевых сплавов растачивают и снабжают чугунными гильзами. Прием сам по себе не нов и давно отработан на обычных моторах – все дело в нюансах. Например, в зоне цилиндров стенки блока тонкие и лишь у основания побольше металла. Поэтому отверстие под будущую чугунную гильзу делают фактически ступенчатым: сверху минимальный натяг на запрессовку, а у основания – больше. Гильза держится в блоке главным образом за счет посадки по основанию. Оптимальные поля допуска находили путем проб и ошибок, нынче накоплен немалый опыт. Для каждого типа блока допуски свои. Работа филигранная и по плечу только классным специалистам с необходимым оборудованием. Ошибка при расточке в одну-две «сотки» может свести на нет всю работу: либо гильза не будет держать антифриз, либо лопнут перегородки между цилиндрами – и тогда двигатель уж точно пойдет на списание. Вторая серьезная проблема – реставрация резьбы в алюминиевом блоке под болты крепления головки, крышек подшипников коленвала и т. д. Резьба при повторном использовании не выдерживает нагрузку и вытягивается. Решение – осо-  Этот поршень «Акцента» теперь неразлучен с тарелкой клапана. Взаимное чувство  родилось от купленного в Москве «бензина». бые тонкостенные футорки. Вот только изготовить их обычными способами, на токарном станке, невозможно: тонкий металл деформируется. Выручает известная фирма Wu rth(«Вюрт»), занятая, помимо прочего, изготовлением и поставками катаных стальных футорок «резьба в резьбе». Их ввертывают в резьбовые отверстия алюминиевого блока, и они намертво с ним сцепляются. При установке футорки ее несколько раздают специальным инструментом – раскатчиком, похожим на метчик, – он фиксирует футорку в базовой резьбе.  Вот как выглядел отстоявшийся А95.  Кстати, экспертиза признала его соответствующим ГОСТу! С заготовками гильз своя история. В России их просто не делают, поэтому наши мастера покупают их, как правило, у производителей из Юго-Восточной Азии и частично – украинских. Ну а кто же у нас занимается реконструктивным ремонтом? Предприятий немного: «АБ инжиниринг», «Иномотор», «Механика», «Моторинтех», «Хонсервис». Дилерские центры такими проблемами вообще не интересуются – проще и выгодней менять шорт-блоки. Исключение – «Крайслер Рус», который по кооперации реставрирует свои блоки в «Механике». Вот и получается, что самые передовые методы ремонта – у нас, в России. За рубежом от него попросту уходят. Но почем замена шорт-блока у дилеров? У «Дженсера», например, на «Опель-Астра» 1,8 л – 250 тыс. руб. Установка его с ремонтом головки блока – 60 тыс. руб. Итого 310 тысяч. Новый двигатель в сборе стоит около 330 тыс. руб. Накиньте еще расходы на установку... У «Крайслера» цена шорт-блока 4-цилиндрового двигателя 2,4 л для «Вояджера», «РТ Крузера» или «Неона» – около 180 тыс. руб., работа по замене с ремонтом головки – 75 тыс. руб., итого 255 тысяч. Двигатели в сборе предлагают, как правило, из числа уже отремонтированных фирмой. Цена – примерно 265 тыс. руб. А реконструктивный ремонт? Сошлюсь на опыт фирмы «Хонсервис». Расточка и гильзование, к примеру, алюминиевого блока двигателя VW FSI или TSI 1,8 л обходится примерно в 20 тыс. руб., цена запчастей и расходников – около 35–40 тыс. руб., сборка и т. п. – 35 тыс. руб. В других фирмах, выполняющих подобные работы, расценки примерно такие же. Замена двигателя стоила бы минимум вдвое больше. Автор благодарит фирму «Хонсервис» за помощь в подготовке публикации.  Даже при таких тонких стенках блок  10-цилиндрового двигателя BSM 5,2 л  с лимузина «Ауди-А8» удалось загильзовать.   Резьба под винты  в алюминиевом  блоке с точки зрения  завода-изготовителя  одноразовая, но у нас  ее успешно восстанавливают такими  футорками.   Так выглядит  инструмент для раскатки устанавливаемой футорки.196 За рулем 04/2011