186
187
188
190
CHEVROLET AVEO РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТАвтомобиль, пусть даже с авиационными нотками в названии, еще не самолет, поэтому проводить плановые ТО можно и самостоятельно. В роли «авео»-механика побывал Игорь Козлов. Фото автора.ПЛОДЫ УНИФИКАЦИИСамые популярные моторы «Авео» – с рабочим объемом 1,4 л: позаимствованный у «Опеля» двигатель Z14XER и родной шевролетовский F14D, на базе которого, кстати, сделан В12D объемом 1,2 л. Последние похожи как две капли воды не только внешне, но и по приемам обслуживания. На топверсии ставили еще 1,6-литровый мотор F16D от «Лачетти», но такие варианты редкость даже на родине машины, в Корее. Поэтому подробнее остановимся лишь на первых двух агрегатах. В замене масла ничего необычного нет: нужна смотровая канава или эстакада – для нормального доступа к сливной пробке. Если установлена дополнительная защита моторного отсека без отверстия для слива масла, снимаем ее. Здесь могут быть разные исполнения, но чаще всего лист закреплен четырьмя болтами. Если защита остается на месте, прежде чем вывертывать фильтр, доступный сверху, подложите под него ветошь, чтобы не залить защиту отработкой. Иначе масло потечет на резинки подвески, в канаву и на дорогу. На моторе F14D фильтр расположен левее выпускного коллектора, а на Z14XER – правее, поэтому будьте осторожны, не обожгитесь! В первом случае фильтр неразборный, во втором – картридж под пластиковым колпачком (под ключ «на 27»). При установке соблюдайте момент затяжки!ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКААВЕОКЛУБChevrolet AveoДЕБЮТ: весна 2005 года, Шанхай. В 2008 году модель подверглась рестайлингу. КУЗОВА: седан, 3‑ или 5‑дверный хэтчбек. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,2 л, 84 л.с.; 1,4 л, 101 л.с.; 1,6 л, 109 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5 или А4. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Base, LS, SE. ЦЕНА В МАРТЕ 2011 ГОДА: 390 400–518 400 руб.ОТ ВИНТА!Раз уж залезли под машину, продолжим. Менять охлаждающую жидкость вроде просто –186 За рулем 05/2011 есть пробка на бачке радиатора, однако слить жидкость сложнее обычного. Во‑первых, в зоне бачка тесно, отчего пробку приходится выворачивать либо короткой крестовой от‑ верткой, либо плоским ключом‑трещоткой с интегрированным шестигранником «на 13». Во‑вторых, пробка расположена сбоку, по‑ этому струя течет на поперечину передних лонжеронов кузова и, разбиваясь о нее, сте‑ кает широким фронтом. Чтобы поймать та‑ кой водопад, нужно как минимум корыто. Масло в МКП рассчитано, по утверж‑ дению производителя, на весь срок службы, но это скорее маркетинговый ход. Манже‑ ты вечно не живут, и проникшая через них пыль рано или поздно убивает агрегат. Про‑ ще их вовремя заменить, а заодно обновить масло. Благо пробки предусмотрены: слив‑ ная – под левым приводным валом, залив‑ ная – над ним же и чуть позади. В АКП верх‑ ней пробки по обычаю нет, масло залива‑ ем через трубку щупа. Сливная пробка здесь в поддоне картера, который снимаем при за‑ мене фильтра. Дилеры этого не делают: де‑ скать, накроется автомат – при переборке за‑ одно и заменим. Для доступа к поликлиновым ремням надо снять правый пластиковый брызго‑ вик моторного отсека (порой его называют пыльником). На шевролетовском моторе это запросто – долой три гайки и болт, все под ключ «на 10». Такой же крепеж и на опелев‑ ском варианте, но брызговик здесь немно‑ го иной формы. Чтобы его вынуть не сломав, надо снять правую продольную растяжку подрамника (три болта под ключ «на 17»). В обоих вариантах по два ремня. На F14D нет автоматических натяжите‑ лей – это плохо. Без должных навыков рабо‑ ту по замене лучше доверить специалистам. Верхний (или передний) ремень натягива‑ ем перемещением насоса ГУРа, ослабив два болта его крепления. Нижний ремень, при‑ водящий генератор, имеет отдельный ро‑ лик с хитрой конструкцией: ослабив шести‑ гранником центральный болт, вращаем гай‑ ку, связанную с зубчатой рейкой, и таким об‑ разом смещаем ролик, добиваясь требуемо‑ го натяжения ремня – длинная ветвь долж‑ на поворачиваться на 90 градусов от усилия пальцев. Не проще ли было поставить авто‑ матический натяжитель? С Z14XER не лучше, хотя здесь у одно‑ го из ремней автомат натяжителя. Подводит привод второго ремня, связывающего пом‑ пу с насосом ГУРа: там вовсе нет натяжите‑ ля. При этом агрегаты закреплены на двига‑ теле наглухо. Для замены ремня приходит‑ ся отсоединять шкив от фланца помпы, вы‑ вернув три болта, а после собрать всё во‑ едино ох как непросто. К тому же работоспо‑ собность рулевого управления здесь зависит от состояния сразу двух ремней. Неудачная конструкция! По крайней мере, в авиации подобные стараются не применять. Для замены свечей на «Шеви»‑моторе снимаем пластиковую накладку клапан‑ной крышки, выкрутив четыре винта под «Торкс‑30». Крышка выполнена заодно с маслоотделителем вентиляции картера, по‑ этому одновременно убедимся в его свобод‑ ном дыхании. Высоковольтные провода вы‑ нимаем строго за приливы на наконечни‑ ках (за сам провод не тянуть – порвется то‑ коведущая жила!). Все провода, как и выво‑ ды на катушках, промаркированы, не ошибе‑ тесь при подсоединении. Свечи – под ключ «на 16». На «Опель»‑моторе свечи под тот же размер, но доступ иной: сперва, потянув вверх, снимаем накладку клапанной крыш‑ ки, а затем, отстегнув разъем, ключом «Торкс‑40» вывертываем два винта крепле‑ ния четырехвыводного модуля зажигания. Сразу кладем его в сторонку, чтобы не упал и не раскололся, что иногда случается. При замене воздушного фильтра важ‑ но не перетянуть винты крепления крыш‑ ки, иначе вырвете гайки из корпуса. Если вырвали‑таки, рассверлите отверстие 7‑мил‑ лиметровым сверлом и, прогрев корпус фе‑ ном, вплавьте гайку с фланцем под ключ «на 8». Фланец должен оказаться снизу, слу‑ жа дополнительным упором. Замена топливного фильтра трудностей не вызовет, а само его наличие на пользу то‑ пливной аппаратуре.НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ, тыс. км (лет)Масло в двигателе, масляный фильтр 15 (1) Воздушный фильтр 45** Топливный фильтр 45 (3) Фильтр салона 15 (1) Свечи зажигания 30 (2)** Поликлиновой ремень ** Масло в МКП/АКП –*/60 Антифриз в системе охлаждения 45 (5)** Жидкость в приводе тормозов 30 (2)***На весь срок службы. **Проверка при каждом ТО, замена по состоянию.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ, руб.Компьютерная диагностика двигателя 750 Диагностика ходовой части и тормозов 750 Замена масла и фильтра двигателя (масло GM Long Life 5W30*) 1050 Замена фильтра воздушного/ салонного/топливного 300/600/450 Замена привода ГРМ (мотор Z14XER) 3000 Замена поликлиновых ремней 600 Замена охлаждающей жидкости 1050 Замена масла в АКП (ATF 3309*)/ МКП (GM 75W90*) 1500/750 Замена стоек стабилизатора передней подвески 1200 Замена тормозных колодок передних/ задних 2100/2700 Замена тормозных колодок передних вместе с дисками 2850 Нормочас 1500*Рекомендовано производителем.ШАССИ И ОГНИБыстро управитесь и с заменой передних тормозных колодок. Здесь главное – не за‑ быть смазать направляющие и постели, а ко‑ лодки установить таким образом, чтобы скоба‑пищалка предельного износа оказа‑ лась на внутренней колодке сверху. С задними механизмами немного слож‑ нее: для винтов барабана понадобится удар‑ ная крестовая отвертка, а для верной уста‑ новки всех скобочек и пружинок – образец в виде заблаговременно сделанной фотогра‑ фии или рисунка. Если не догадались зара‑ нее – зеркальный образец на другом колесе. Фары и фонари для замены лампочек надо снимать. И хотя такое решение ста‑ ло нормой для многих современных машин, это неудобно. Кому понравится элементар‑ ную операцию дополнять столь масштабной работой! Вот и едут в сервис с просьбой за‑ менить лампочки. А зачастую ждут оказии, чтобы заодно, например, и масло поменять. А до тех пор ездят с перегоревшими, созда‑ вая аварийные ситуации. Правда, изловчив‑ шись (с зеркальцем!), лампу Н4 в правой фа‑ ре все же можно поменять. Снимая фонарь, тяните его строго назад по оси авто, иначе обломите направляющие штифты корпуса. Для замены лампочек в третьем стоп‑ сигнале фонарь надо не только снять (креп‑ ление со стороны багажника), но и разо‑ брать, вывернув пять саморезов «под крест». Понадобится инструмент и для плафонов подсветки номера, каждый из которых кре‑ пится двумя винтами. В общем, за светотех‑ нику оценку снижаем.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВ, руб.Щетки стеклоочистителей 920 Масло в двигатель (порция на одну заправку) 1450 Ремень поликлиновой (малый + большой) 1800 Автомат натяжителя поликлинового ремня вместе с роликом (мотор Z14XER) 3122 Масло в МКП/АКП (порция на одну заправку) 1630/2660 при замене, 5830 общий объем Тормозные колодки передние/задние 2395/2980 Тормозные диски передние 5426 Фильтр масляный/воздушный/ топливный/салонный 198/523/543/965 Свечи зажигания (комплект) 1040 За рулем 05/2011 187 | ТЕСТ-РЕМОНТ CHEVROLET AVEOДля сливной пробки МКП используем ключтрещотку с квадратом ⅜ дюйма. Заливная пробка показана стрелкой. Прежде чем закручивать пробки, обезжирьте резьбу и нанесите на нее тонкий слой герметика. С помощью этой гайки регулируем положение педали сцепления относительно педали тормоза: площадки их должны располагаться на одном уровне. Гайка пойдет и от руки, если надавить на рычаг против хода авто. Сняв крышку двигателя, закройте чистой ветошью отверстие вентиляции картера (стрелка), чтобы не намусорить в двигатель. Свечные наконечники вынимайте за приливы, ни в коем случае не тяните за провод! На двигателе Z14XER для доступа к свечам снимаем модуль зажигания: отсоединяем разъем, подцепив отверткой чеку (показана стрелкой), и ключом «Торкс-40» вывертываем два болта крепления модуля.На двигателе F14D3 два поликлиновых ремня. Верхний натягиваем смещением насоса ГУРа, ослабив ключом «на 12» этот болт и такой же снизу (здесь он не виден). Для доступа к последнему снимаем брызговик. А второй ремень с роликом: шестигранником «на 8» ослабляем контровочный болт и, поворачивая против часовой стрелки гайку под ключ «на 24», добиваемся требуемого натяжения. Болт затягиваем.Воздушный фильтр двигателя другой стороной не воткнешь. Винты крышки затягиваем аккуратно, чтобы не вырвать из корпуса гайки. Соединяя гофр с дроссельным узлом, убедитесь, что резинка не замялась. Топливный фильтр расположен между баком и поперечиной задней подвески. Очищаем разъемные соединения от грязи и снимаем наконечники, нажав на клипсы (в одну из них здесь уперлись отверткой).На «Опель»моторе нижний ремень оснащен автоматом натяжителя, но снятьпоставить его так просто не получится – сперва надо снять верхний ремень, вывернув болты шкива помпы, а в этом месте тесно.Задний тормоз: для контроля износа колодок барабан снимать не обязательно. Для этого с обратной стороны тормозных щитов есть прикрытые заглушками отверстия. Момент затяжки колесных гаек – 110 Н·м.188 За рулем 05/2011 | ТЕСТ-РЕМОНТ CHEVROLET AVEOУдлинение троса ручного тормоза компенсируем вращением гайки на рычаге (стрелка). Чтобы к ней подобраться, подцепляем тупой отверткой пластиковую окантовку, к которой крепится кожаный чехол рычага.ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Замена масла в двигателеДоступ к фильтру возможен и сверху. Легко пролить масло на ремни агрегатов. Ненадежная фиксация гаек корпуса.**Замена воздушного фильтраНе ошибешься с ориентацией.Замена свечей зажиганияПриемлемый доступ. Хрупкий модуль зажигания.** **Затруднен доступ к верхним ремням.Замена поликлинового ремняЕсть автоматический натяжитель ремня генератора (мотор Z14XER).Вид на тыльную часть правой фары: лампа Н4, прикрытая резиновым колпачком (здесь снят), находится рядом с габариткой (стрелка). Если патрон габаритки не пойдет от руки, ухватите его пассатижами«утконосами». Снимая фонарь, тяните его строго назад, иначе рискуете сломать направляющие (показаны стрелками). Расположение патронов по секциям не перепутаешь: каждый с индивидуальным замком.Замена ОЖ двигателяЕсть пробка на радиаторе. Жидкость стекает широким потоком. Нет.Замена масла в МКППо регламенту масло на весь срок службы.Замена тормозных колодокПривычная конструкция передних тормозов. Конструкция задних механизмов сложнее обычного. Хрупкая защелка на лючке отопителя. Фары надо снимать. Фонари надо снимать.Замена салонного фильтраХороший доступ (за бардачком).Замена ламп в головных фарахПонятная фиксация лампы Н4.Замена ламп в фонаряхКаждый патрон встает только в свою секцию. Нет.Замена ламп в третьем стоп-сигналеМного крепежа, нужен разный инструмент.ИТОГО: При самостоятельном обслуживании машины основные сложности возникнут с заменой ремней и, возможно, лампочек светотехники. Все остальное более-менее просто.*В сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1). **Средний балл за два варианта двигателей.На подопытной машине проводка левого плафона подсветки номера оказалась слишком короткой, поэтому, чтобы показать патрон с лампой, сняли правый плафон. Заметим, лампочки весьма недолговечны.Благодарим компанию «Арманд» на Гостиничной улице (Москва) за содействие в подготовке материала.Снимая лючок отопителя, надавливаем на усик нижней защелки вверх (ни в коем случае не вниз – сломается). Чтобы обогнуть нижний усилитель панели приборов, выгибаем салонный фильтр таким вот образом.190 За рулем 05/2011