206
207
БЕЗОПАСНОСТЬ | ДОРОГИ РОССИИДавно известен набор мероприя­ тий для снижения числа аварий. В насе­ ленных пунктах и на подъездах к ним надо строить пешеходные переходы в разных уровнях и ставить фонари, на всем протяжении дорог соору­ жать разделительные барьеры между встречными потоками, следить за раз­ меткой и знаками. Что­то, конечно, делается. В прошлом году установили около 600 км барьерных ограждений и больше 100 000 новых знаков, заодно ликвидировали 13 000 (!) незаконных съездов. Проведенные мероприятия, как рассказал начальник отдела автомо­ бильного транспорта и безопасности движения Росавтодора Александр Гордиенко, позволили ликвидировать 1194 участка концентрации ДТП. Это, конечно, хорошо, но, как показывает опыт, появятся новые опасные места, причем зачастую – как раз участки, сданные после реконструкции. Ведь чем лучше дорога, тем сильнее жела­ ние некоторых сограждан по ней «отжечь» – со всеми вытекающими… Самыми опасными, до данным Федерального дорожного агентства, сейчас считаются трассы М2 «Крым» (Москва – Белгород; зафиксировано 208 аварийно­опасных участков), М7 «Волга» (Москва – Нижний Новгород; 172 участка) и М10 «Россия» (Москва – Санкт­Петербург; 132). А самая безо­ пасная в России трасса – «Колыма» (Якутск – Магадан). Там за год офици­ ально зафиксирована всего одна ава­ рия! Благодатный край, оказывается.ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ НА КОЛЫМУДорога, как известно, соединяет людей, города, страны и целые цивилизации. Но она же таит немало опасностей. Каких дорог стоит остерегаться, узнал Игорь Моржаретто.ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМСтатистика неумолима: число аварий вследствие неудов­ летворительного состояния дорог в России продолжает расти. К примеру, если в 2009 году в таких авариях погибло 5098 чело­ век, то в 2010­м – 5889. А доля ДТП по «дорожной» причине возросла за год с 18,7 до 21%. Но это совсем не означает, что наши трассы окон­ чательно пришли в негодность. Про­ сто водитель стал умнее. Раньше как было? Влетел в яму, пробил колесо, погнул диск – и что? Помянул недо­ брым словом дорожников, поставил запаску и поехал искать ближайший шиномонтаж. А нынче – наверняка вызовет гаишника, тот акт составит, яму со всех ракурсов сфотографирует. И вот уже готов иск, а в статистике – новая циферка…ГЛАВНАЯ ДОРОГАНа федеральных трассах больше всего аварий (примерно 70%) случается на безлюдных территориях и лишь треть – в населенных пунктах. По ито­ гам 2010 года на федералках произо­ шло 22 733 ДТП (+ 5%), в которых погибли 6516 и получили ранения различной тяжести 32 280 человек. У нас всего около 50 000 км федераль­ ных дорог – получается одна авария на 2 км. Или один раненый на 1,5 км. Многовато… Дорожники регулярно анализи­ руют данные аварийности, пытаются определить, почему в том или ином месте чаще бьются машины. По ито­ гам 2010 года они выявили на феде­ ральных автомобильных дорогах аж 2904 участка повышенной концентра­ ции ДТП, среди них 247 очень опасных.Если свернуть с федеральных трасс на региональные и муниципальные, ситуация станет хуже. В последние годы на ремонт и содержание этих дорог денег выделялось еще меньше! К чему это приводит, знает каждый. Исследования ситуации на региональ­ ных и муниципальных трассах регу­ лярно проводит Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог». По некоторым ключевым регионам европейской части РФ он составляет свой рейтинг безопасности. При расчете исполь­ зуются следующие вводные: число аварий, количество погибших и пострадавших по причине неудовлет­ ворительных дорожных условий (эти данные предоставляют в ГИБДД), количество автомобилей в регионе, численность населения. По итогам 2010 года наиболее безопасными регионами признаны Тюмень, Ульяновск, Екатеринбург, Саратов, Липецк, Пенза, Рязань (город + область), Москва. У лидера206 За рулем 05/2011 рейтинга Тюмени наименьший показатель отношения числа ДТП, случившихся из-за дорожных условий, к общему количеству аварий – 6% (среднероссийский показатель – 21%). В первой группе, как вы заметили, присутствует и Москва, но, по данным экспертов, столица постепенно теряет свое преимущество. Темпы строительства новых дорог просто не поспевают за ростом автопарка, в итоге растет число ДТП. В группе регионов с удовлетворительным состоянием дорожной безопасности состоят Ижевск, Новосибирск, Киров, Волгоград, СанктПетербург, Ярославль, Барнаул, Воронеж, Омск, Оренбург, Архангельск. В Санкт-Петербурге второй год подряд растет число «дорожных» аварий: за год их удельный вес вырос с 15 до 18,8%. Не зря, выходит, жители Северной столицы возмущаются качеством содержания улиц и дорог в городе. Группу с наиболее опасными дорогами составляют Самара, Пермь, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск, Казань. Дорожные проблемы решаются здесь медленно, а каждый обильный снегопад превращается в стихийное бедствие. Кстати, в Самаре, по данным социологических опросов,ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОГ В РЕГИОНАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РФ*1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тюмень и область Ульяновск и область Екатеринбург и Свердловская область Саратов и область Липецк и область Пенза и область Москва Рязань и область Ижевск и Удмуртская Республика Новосибирск и область Киров и область Волгоград и область Санкт-Петербург Ярославль и область Барнаул и Алтайский край Воронеж и область Омск и область Оренбург и область Архангельск и область Самара и Тольятти Пермь и край Уфа и Республика Башкортостан Нижний Новгород и область Челябинск и область Казань и Республика Татарстан 5,2 6,6 15,8 20,5 22,1 24,1 26,9 27,6 30,8 31,3 33,5 35,0 37,6 39,4 40,3 42,0 44,2 44,2 44,4 54,0 56,2 70,6 79,0 83,8 83,9*По данным МОЦ «За безопасность российских дорог».среди населения самый высокий процент недовольных состоянием дорог – около 70%! А Башкортостан и Татарстан лидируют по числу погибших в «дорожных» ДТП (в 2010 году – 125 и 131 человек соответственно), поэтому они и оказались в самом низу списка. Аварийно-опасные места есть в любом крупном городе. Причем об их существовании знают и гаишники, и местные власти. Например, в Москве очень часто ДТП случаются на пересечении Кадашевской набережной и Большой Ордынки, Николоямской и Земляного Вала, Большой Филевской и Минской, на Кутузовском проспекте, на пересечении Рябиновой улицы и Можайского шоссе, Волгоградского проспекта и Люблинской улицы… Таких мест можно насчитать немало. Известны и причины частых аварий здесь, и возможные способы их устранения. Например, на пересечении Люблинской улицы и Волгоградского проспекта сходятся мощные транспортные потоки (это направления к большим спальным районам), здесь давно назрела необходимость построить современную развязку. Но «взамен» соорудили… торговый центр. Комментарии, как говорится, излишни.На правах рекламыБЕЗОПАСНОСТЬ