104
105
106
КУРЬЕР | ВЫ НАМ ПИСАЛИГОДОВЩИНА ПОБЕДЫ«В прошлом году, отмечая 65‑летие Победы в Великой Отечественной войне, журнал сделал доброе дело, напечатав воспоминания о тех, кто воевал за рулем. Хотелось бы увидеть продолжение и в этом году», – пи‑ шет нам Виктор Сергеев. Пожелание Виктора совпало с намерением редакции. Читайте новые рассказы о фронтовиках в этом номере (начало – ЗР, 2010, № 3–10).в район Орши, где в то время шли тяжелые бои. Первый приказ: нанести огневой удар по железнодорожному узлу, забитому немецкими составами с войсками, боеприпасами и горючим. 14 июля 1941 года был дан первый боевой залп ракетами. Все они выпу‑ скались одновременно, и в течение нескольких минут территорию в районе цели словно выжгли. При этом полет сопровождался оглушительным воем. Он буквально сводил с ума, оглушал, контузил, лишал воли к сопротивле‑ нию. На станции Орша были уничто‑ жены все эшелоны, путевое хозяйство. Это был день крещения «катюш», участником которого стал отец! Еще не зная причины катастрофы на железнодорожном узле, артиллерия противника начала обстреливать огне‑ вую позицию «катюш», но их мобиль‑ ность позволяла быстро сменить место‑ нахождение и избежать ответного удара. За батареей началась охота. После залпа не только уезжали в лес, но и петляли там по глухим дорогам, чтобы избежать бомбежек. Все же не обошлось без потерь. Когда пыта‑ лись эвакуировать одну из застрявших «катюш», произошел самопроизволь‑ ный взрыв, погибли товарищи отца. Находясь рядом, он только случайно уцелел и не был даже ранен. О таких говорят – в рубашке родился. Батарея Флёрова выпускала за один залп столько ракет, сколько по своей мощности могли выдать три полка ствольной артиллерии. Как опытный водитель, отец был направлен на подмосковную базу для получения резерва. Батарея пополнилась бойцами, получила транспорт, снаряды, и ее включили в состав 42‑го отдельного дивизиона реактивной артиллерии. Из рассказов отца и того, что уда‑ лось узнать после войны, мне известно, что батарея вместе с другими частями попала в окружение в районе города Рославль. Для выхода из него к линии фронта пришлось совершить 200‑кило‑ метровый марш по тылам фашистов, имея ракеты на направляющих боевых установок всего для одного залпа. Про‑ рваться к своим, сохранив личный состав и технику, удалось. Но в ночь на 30 октября недалеко от деревни Богатырь, что в Смоленской области, батарея снова оказалась в окруже‑ нии. Дав последний залп по прибли‑ жающимся танкам, бойцы по приказу командира подорвали установки. Сам капитан Флёров, тяжело раненный, отдав приказ мелкими группами про‑ биваться к своим, взорвал головную машину и при этом погиб. Врагу доста‑ лись только бесформенные обломки железа. Капитану И.А. Флёрову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. К линии фронта вышли только 46 бойцов, среди них и мой отец, – им пришлось за десять дней с боями, в тяжелейших условиях пройти более 120 километров. Выйдя из окружения, отец и дальше водил «катюшу» по фрон‑ товым дорогам в Московской и Кали‑ нинской областях, Белоруссии, Польше. Был награжден многими правитель‑ ственными наградами. Победу встретил водителем госпиталя в Кёнигсберге. В послевоенные годы мы много времени проводили вместе, ездили по адресам товарищей, с которыми ему пришлось делить тяжелую военную долю, – увы, застать в живых никого не удалось. Папа поступил работать водителем противопожарной службы в хлебниковские судоремонтные мастерские. Наша семья гордится отцом. Лауреат Государственной премии Валентин Городилин, сынМой отец родился в поселке Хлебниково Московской области. С детства мечтал стать водителем. Мечта сбылась: окончил школу шоферов и до начала финской войны работал в 5‑м автобусном гараже, на Бахметьевской улице, в Москве. Затем армия, водитель санитарной машины в госпитале, а потом, с началом Великой Отечественной, произошли главные события в его военной жизни. Уже в конце июня 1941 года отца напра‑ вили на подмосковную военную базу. В солдатском треугольнике сообщил нам об этом и просил не беспокоиться: писать, наверное, не придется. Долго писем не было, и вдруг в начале сентября он приехал домой – буквально на несколько часов. Оказа‑ лось, прибыл за спецмашинами. Здесь мы только узнали, за какими. Это были реактивные системы залпового огня БМ‑13, впоследствии прославившие себя как «катюши». Отец попал в первую отдельную батарею реактивной артиллерии во главе с капитаном И. Флёровым. Уже в ночь на 3 июля около двухсот бойцов батареи и семь боевых машин БМ‑13 выехали на Западный фронт. Пуще всего на свете предстояло беречь новое оружие от глаз врага. Двигались только ночью, когда невоз‑ можно было их заметить и разбомбить. Через десять дней батарея прибылаГОРОДИЛИН Михаил Иванович (1903–1972)104 За рулем 05/2011 ФУФАЕВ Владимир Викторович (1927–2010)Мой дядя в начале 1944 года окончил курсы трактористов, получил бронь, но сразу же побежал в райвоенкомат за повесткой и ушел добровольцем на фронт, где был определен водителем. Армейская жизнь шла на переднем крае – он служил в батальоне боевого обеспечения 20-й бригады, подвозил боеприпасы на позиции. Бригада участвовала в освобождении Украины, а в марте 1945 года ее перебросили в Восточную Пруссию, где шли бои за Кёнигсберг. Но и после Победы война для дяди не кончилась: теперь уже в Западной Украине он ликвидировал группы бандеровцев. С его слов, это была «другая война», где одни и те же люди днем были мирными жителями, а ночью – бандитами. За время участия в боевых действиях Владимир Викторович дважды побывал в медсанбате. Первый раз после наезда на мину, когда единственный остался в живых: его сопровождающего и четверых солдат убило, а машину разнесло вдребезги. Второй раз – контузило после попадания снаряда в грузовик во время артобстрела. За годы службы дядя сменил несколько машин. С особой теплотой вспоминал родную полуторку и при этом очень уважительно отзывался о ленд-лизовском «Форде». Вернувшись в родную Тереньгу, Ульяновской области, ВладимирЧитайте в журнале и на сайте «За рулем» рассказы о фронтовиках-водителях.Викторович не расстался с автомобилями – возил лес за рулем полуторки и ЗИСа, потом были ГАЗ-51 и -53. Тысячи километров любых дорог и в любую погоду остались за его спиной. Он водил машину до последних дней. Даже когда уже мучили сердечные спазмы и отказывали ноги, он шел в гараж и заводил свою старенькую «Ниву» или «Оку», которую получил как участник Великой Отечественной войны и переделал на газ. За рулем боль отступала, он шутил и смеялся:машина, мол, для меня – лекарство. В декабре 2009-го в Ульяновской области стояли лютые морозы… С первого раза «Ока» отказалась подавать признаки жизни, но это не стало препятствием: дядя пустил-таки мотор и повез семью в областной центр (это 70 километров). Доехали хорошо и быстро, но из машины он уже не вышел – остановилось сердце. До 65-летия Победы он не дожил пяти месяцев… Виктор Сергеев, племянникЧУБ Aнатолий Терентьевич (1925–2002)На этом старом фото времен войны – мой отец, прошедший путь солдатаза рулем автомобиля. Он родился и жил в Краснодаре, где окончил ремесленное училище. Отсюда в семнадцать лет, когда враг подходил к родномугороду, отправился на фронт. Участвовал в освобождении Кавказа, воевал в Крыму, был ранен. Потом Прибалтика. Здесь второе ранение и контузия, а в заключение – Дальний Восток, Манчжурия. Отец не любил вспоминать о том, что пережил, видел на войне. Об этом лучше слов говорят его награды – ордена Красной Звезды и Славы, медали, а еще названия городов, которые он освобождал: Керчь, Севастополь, Смоленск, Кёнигсберг, Берлин. Можно, конечно, сказать, что он не герой и не выдающийся человек, но, думаю, благодаря таким, как он, простым солдатам, не щадившим себя, и пришла наша победа. Автомобилю он не изменял до конца жизни: были и Волго-Дон, и целина, и Камчатстрой; вырастил нас с братом автомобилистами. Об одном жалею – мало расспрашивал его о прошлом. Сын бывшего солдата-фронтовика СергейЗа рулем 05/2011 105 КУРЬЕР | ВЫ НАМ ПИСАЛИ«Маруся» – так прозвали мою машину ВАЗ‑2101 1974 года выпуска! «Маруся» – местная достопримечательность. Примерно год назад решил вернуть ей жизнь и приобрел за 5000 рублей у человека, который собирался сдать ее во Вторчермет. После «легкого» тюнинга вот что у нас с друзьями получилось… При восстановлении была одна цель: минимум затрат и максимум эффекта. Поэтому все делали сами, запчасти – из личных запасов, а окрасили эмалью ПФ115 «для наружных работ» по 150 рублей за 2‑килограммовую банку! Зиму благополучно пере‑ жила… Отправляю два фото: какой купили и что получилось. Дмитрий Кондрашов, п. Матвеев Курган Ростовской областиВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ МАРУСИЯПОНСКИЙ КОЗЕЛСоветско‑японский вседорожник – иначе и не скажешь! Денис Нелюбов, ТюменьЭту «Волгу» мы с братом обнаружили и сфотографировали в Алуште. Кирилл Заславский, МоскваИНОВОЛГАВсех заметивших и сфотографировавших разного рода необычные, забавные и просто прикольные автомобили приглашаем присылать нам свои фото. Лучшие будут опубликованы!НАШЕМАРОЧКИГОТОВЬ «ЖИГУЛИ» ЛЕТОМВысылаем фотографии модернизированной снегоуборочной машины, которую можно увидеть в нашем городе. Гильметдин Билалов, Сибай, БашкортостанP. S. Друзья! Пожалуйста, указывайте в своих посланиях контактные телефоны и место проживания! Информацию для рубрики можно присылать по электронной почте: [email protected] Майским почтамтом 2011 года руководил Михаил КОЛОДОЧКИН106 За рулем 05/2011