214
215
БЕЗОПАСНОСТЬ | ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ ЕВРОПЫЗАПЛАТИ И ЛЕТИДань за пользование дорогой известна еще по греческой мифологии: мрачный кормчий последнего пути Харон взимал плату с душ умерших за переправку через Стикс. В те далекие времена отказ уплатить дорожный сбор оборачивался для несчастного вечным скитанием между мирами живых и мертвых. По сути, тот же принцип был реализован на просторах Священной Римской империи. Прокладка дороги подразумевала последующее взимание дани с торгового трафика местными землевладельцами. Альтернативой был ад бездорожья и криминала. Сейчас у автомобилистов тоже есть выбор: каждая платная дорога имеет дублера. Однако, как правило, это более узкая и медленная трасса, проходящая через многочисленные населенные пункты, с частыми большегрузами и сельскохозяйственной техникой, которым не место на автостраде. Начиная с 2006 года плата за дорогу в ЕС – это гарантия свободного движения и налаженной инфраструктуры, регламентированная директивой 2006/38/EC. Она подразумевает наличие экстренного оповещения, заправки через каждые 20 км, защиту от бокового ветра и т. д. На столе у европейских парламентариев уже лежит новый проект, суть которого – расширение сети, а также включение в плату издержек от загрязнения окружающей среды и повышенного шума. Пока ни одного километра платных дорог нет в Финляндии, Исландии, Эстонии, Люксембурге, Монако, Ватикане,Когда отдаешь деньги за проезд по дороге, то взамен ожидаешь получить прекрасное  покрытие, развитую дорожную инфраструктуру и высокую скорость передвижения.  Стоимость проезда по платным европейским магистралям рассчитывал Сергей Баландюк.Лихтенштейне, Андорре, Боснии и Герцеговине, а также на Кипре и Мальте. Но выигрывают от этого в основном приезжие – финансирование образцового содержания национальных трасс тут входит в налоговое бремя граждан. Да и плотность дорог в этих странах ниже, чем у соседей. В Германии, Бельгии, Голландии, Швеции, Дании, Литве и Латвии иногда придется раскошелиться на проезд через тоннели, мосты и прочие дорогостоящие инженерные сооружения. Наименьшую мзду за проезд по магистралям просят в Норвегии – в среднем 4 евроцента (1,6 рубля) за 1 км – почти как в России (около 1 рубля). Весьма доступны и польские дороги – 5 евроцентов. Наиболее высока цена за проезд в Великобритании – 18 евроцентов, но таких дорог здесь214 За рулем 05/2011   АВСТРИЯ Виньета на пользование магистра‑ лями (стикер): за 10 дней – 7,9 евро   БЕЛОРУССИЯ Налог на транзитное использование дорог: день – 4 евро   БОЛГАРИЯ Дорожный налог: стикер на неделю – 5 евро   Великобритания Трасса A282: Dartford Tunnel & Dartford Bridge Плата за проезд через туннель и мост – 1,79 евро Трасса M4: Severn Bridge Плата за проезд через мост – 6,57 евро Трасса M6: Cannock 34 км – 5,97 евро Средняя стоимость проезда по 1 км платной дороги: 0,18 евро   Венгрия Виньета на пользование магистра‑ лями (стикер): неделя – 9,79 евро   Дания Трасса E20: Storebæltsbroen 249 км – 29,48 евро Средняя стоимость проезда по 1 км платной дороги: 0,12 евро   Ирландия Трасса M1: South Drogheda 1,90 евро Трасса M50: North Westlink Bridge Плата за проезд через мост – 3 евро Трасса M8/E201: Watergrasshill 1,90 евро   Испания Трасса AP‑71: León – Hospital de Orbigo 33 км – 2,95 евро Трасса AP‑68: Bilbao – Zaragoza 258 км – 26,55 евро Трасса AP‑2: Alfajarín – Mediterráneo Tarragona 191 км – 19,5 евро Трасса C‑32: Vallcarca – Cubelles – El Vendrell 59 км – 11 евро Трасса AP‑7: Tarragona – L'Hospitalet – Sagunto 220 км – 24,25 евро Silla – San Juan 140 км – 14,15 евро Los Montesinos – La Zenia – Aguilas154 км – 15,4 евро Трасса AP‑36: La Roda – Barrera Troncal Corral 143 км – 14,1 евро Трасса AP‑6: Villalba – Adanero 56 км – 10 евро Трасса AP‑71: León – Astorga 30 км – 4,55 евро Трасса AP‑66: Campomanes – La Magdalena 76 км – 10,9 евро Средняя стоимость проезда по 1 км платной дороги: 0,12 евро   Италия Трасса А4: Ugovizza/Tarvisio – Venezia Est 181 км – 14,5 евро Venezia Mestre – Milano Est 237 км – 17 евро Milano Ghisolfa – Torino/Rondissone 95 км – 11,2 евро Трасса А55: Falchera – Breure 18 км – 2,4 евро Трасса А32/Е70: Avigliana 36 км – 4 евро Трасса А50/Е35: Terrazzano 30 км – 2,6 евро Трасса A1/E35: Milano Sud – Bari Nord 854 км – 54,9 евро Трасса А10: Arma di Taggia – Pisa Centro 293 км – 28,7 евро Трасса А1: Milano Sud – Firenze/Certosa 286 км – 19,8 евро Трасса A24: Roma Est – Napoli Nord 181 км – 13,9 евро Трасса A20: Rometta – Buonfornello (Bar) 158 км – 8,8 евро Средняя стоимость проезда по 1 км платной дороги: 0,09 евро   Норвегия Трасса E6: Moss 157 км – 7,47 евро Трасса E18: Lindtveit – Østerholtheia – Vestfold Sør – Hanekleiva 282 км – 14,3 евро Трасса E39: Bomstasjon – Figgio 140 км – 5,7 евро Трасса E134: Hodnafjell – Rullestad 431 км – 11,52 евро Средняя стоимость проезда по 1 км платной дороги: 0,04 евро   Польша Трасса Е30/А2: Ladek – Nagradowice – Goluski149 км – 10 евро Трасса А1: Rusocin – Nowe Marzy 83 км – 4,5 евро Трасса E40/А4: Balice – Myslowice-Brzeczkowice 180 км – 4 евро Средняя стоимость проезда по 1 км платной дороги: 0,05 евро   Португалия Трасса E1/A2/IP1: São Bartolomeu de Messines – Benavente 235 км – 18,9 евро Трасса IP7: Coina – Elvas 170 км – 15,20 евро Средняя стоимость проезда по 1 км платной дороги: 0,09 евро   Румыния Налог на использование дорог: неделя – 6 евро   Словакия Виньета на пользование магистра‑ лями (стикер): неделя – 4,9 евро   Словения Стикеры на пользование дорогами: неделя – 15 евро   Франция Трасса A26/E17: Taissy – Thennelières 114 км – 10,3 евро Трасса A5: Les Eprunes – Langres Nord 233 км – 16,4 евро Трасса A6: Fleury-en-Bière – Villefranche-Limas 377 км – 31,5 евро Трасса A10: Saint-Arnoult – Ancenis 291 км – 34,3 евро Трасса A10/E05: Blois – Virsac 377 км – 36 евро Трасса A11: Saint-Arnoult – Ancenis 291 км – 34,3 евро Трасса A28/E502: Bourg-Achard – Tours St. Christophe 238 км – 27,6 евро Трасса A20/E09: Gignac – Montauban Nord 117 км – 11,9 евро Средняя стоимость проезда по 1 км платной дороги: 0,1 евро   Чехия Виньета на пользование магистра‑ лями (стикер): неделя – 9,7 евро   Швейцария Годовой стикер на пользование дорогами: 29,12 евронемного. Самая высокая концентрация платных участков – во Франции, Италии и Испании. Быстро найти бесплатный путь здесь нелегко. Восточная Европа, а также Австрия и Швейцария действуют другим методом: предлагают купить стикер на ветровое стекло, действующий на всей сети скоростных магистралей. Минимальная цена – примерно 5 евро за недельный «абонемент».Ряд исследователей прочит хорошие перспективы платной дорожной системе. Причина – нарастающий темп роста автопарка и постоянная необходимость расширения и реконструкции дорог. Даже Германия, самая богатая страна Евросоюза, подумывает ввести плату за пользование автобанами. Государственных фондов на их поддержание уже не хватает…На правах рекламыПРИМЕРЫ ПЛАТЫ ЗА ДОРОГИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ