150
151
152
153
ТЕХНИКА | ТЕХНОЛОГИИ БМВПриветственная речь доктора Дрегера, директора по производству автомобилей БМВ, изобиловала впечатляющими цифрами. За последние полтора десятилетия концерну удалось снизить выбросы СО2 у новых машин на 30%. При этом 52 модели выделяют меньше 140 г/км – один из лучших показателей среди конкурентов, а 19 из их числа могут похвастаться 120 г/км. Вдобавок БМВ еще ухитряется экономить топливо и деньги покупателей своих машин. Достигнуть завидных результатов во многом помогла проводимая баварцами в последние 10 лет стратегия эффективной динамики (Efficient Dynamics), направленная на снижение вредных выбросов. Ради этого совершенствуются не только силовые агрегаты, но и автомобиль в комплексе: аэродинамика, энергопотребление, масса, тепловые потери и все остальное, что напрямую или косвенно влияет на экономичность.ПОЛЕГЧЕСнижение массы – одно из приоритетных направлений в погоне за хорошими показателями топливной экономичности, благо возможностей хоть отбавляй. Уже на этапе проектирования Новый четырехцилиндровый бензиновый мотор объемом 2,0 л принадлежит к семейству двигателей TVDI (Turbocharging, Valvetronic, Direct Injection). Сочетание наддува, системы, регулирующей высоту подъема клапана, непосредственного впрыска топлива позволило приблизиться к показателям «шестерки» – новинка всего 5% проигрывает в мощности, зато на 13% выше крутящий момент и на 16% лучше экономичность.МИНУС НА ПЛЮСПод заголовком «Эффективная динамика» собирается все больше изобретений, которые в скором времени появятся на моделях БМВ. Маленькие тайны немецкого концерна раскрывает Максим Сачков.150 За рулем 06/2011 разработчики прикидывают массу будущей модели. А дальше начинают «соскребать» с кузова, агрегатов, шасси заветные килограммы. Подбирают легкие материалы, мудрят над конструкцией и внутренней структурой, пытаются сделать узлы компактнее. В числе первых «невесомых образцов – капот, чья сотовая структура из… картона обернута углеродным волокном. Масса такой детали в пять раз меньше, чем у аналогичной по размерам стальной, – лишь 3,3 кг. И еще примерно на полтора ее утяжеляет лакокрасочное покрытие. При этом «картонка» эффективнее гасит энергию удара, если пешеход, не дай бог, попадет под колеса и плюхнется на капот. И запрограммировать сминаемые зоны намного проще – достаточно изменить толщину картонной структуры. Детали из привычных материалов также теряют в весе. Естественно, самые строгие диеты прописывают большим и тяжелым моделям. Крыша «семерки», отштампованная из алюминия, легче стальной на 5 кг. Двери «пятерки» из того же крылатого металла дают выигрыш в 23 кг. Впрочем, из легких материалов делают не только наружные панели. Например, каркас приборной панели «РоллсРойса» (марка принадлежит БМВ),Первый 6‑цилиндровый дизель БМВ выпустил в 1983 году. В сравнении с мотором почти 30‑летней давности нынешний более чем вдвое мощнее и на треть экономичнее. На последней ступеньке эволюционного развития двигатель получил новую топливную систему «коммон рейл» с управляющими соленоидами в форсунках и давлением впрыска до 1800 бар, облегченным коленвалом, турбиной с меньшей инерцией и оптимизированными системами впуска и выпуска. «Электронный горизонт» – очередной помощник водителя. Опираясь на данные навигаци‑ онной системы (в перспективе задействуют также камеры, радары, ультразвуковые датчики), он предоставляет водителю дополнительную информацию о трассе на ближайшие 200–2000 м – топографические данные, ограничения скорости, запреты обгона. Кроме того, функция упреж‑ дающего управления автоматической трансмиссией выстраивает оптимальный алгоритм пере‑ ключения передач в зависимости от рельефа и крутизны поворотов.За рулем 06/2011 151 | ТЕХНОЛОГИИ БМВНа серийные машины уже устанавливают приво­ ды с торцевым зубчатым зацеплением, каждый из которых примерно на 200 г легче применяв­ шихся ранее, и корпус рулевой колонки из маг­ ниевого сплава (экономия до 2 кг). Кроме того, крон­ штейн коробки передач сбросил килограмм – он теперь из стеклопластика. Составные тормозные диски (справа) уже готовы поставлять на конвейер. Они не только легче (выиг­ рыш в массе около 8 кг) нынешних аналогов, но еще и работают эффективнее. отлитый из магния, легче стального почти на треть. Примерно на 5% мог бы похудеть автомобиль, сбрось он всю шумоизоляцию. Совсем отказаться от нее на гражданских моделях нельзя, надо грамотно сократить и распределить. Особое внимание – передней части автомобиля. Здесь больше всего источников шума, велика нагрузка на переднюю ось. Поэтому громоздкие и увесистые изолирующие маты БМВ частично заменяет ажурными и тонкими панелями из полиуретана и текстиля: наклеенные не на кузов, а на двигатель в выверенных местах, они гасят вибрации в звуковом диапазоне, а кроме того, служат дополнительной теплоизоляцией.ИДЕАЛЬНЫЙ ЦИЛИНДРЧтобы сбросить 1,5 кг, педальный узел изготавливают из стеклопластика методом литья под давлением. Только тормозную педаль оставляют металлической – нагрузки на нее больше, чем на сцепление.Интересная идея глобальной унификации двигателей – идеальный цилиндр объемом 500 см3. Его будут использовать как модуль для постройки трех-, четырех- и шестицилиндровых (благо последний у БМВ – традиционно рядный) моторов, выдающих завидные по сегодняшним меркам показатели. По прикидкам, крутящий момент и мощность, снятые со «стандартного» цилиндра, составят 60–100 Н.м и 30–50 кВт соответственно. А для дизелей – 75–100 Н.м и 20–40 кВт. Удобно и выгодно. По сути, вложиться нужно лишь единожды. Рассчитать геометрию цилиндра, форму камеры сгорания, настроить топливную аппаратуру и систему наддува воздуха, отладить рабочий процесс – идеальный цилиндр готов. Современные бензиновые и дизельные двигатели не только схожи по характеристикам, но и готовы заимствовать друг у друга многие детали. Например, блоки цилиндров – одинаковые по высоте, межцилиндровому расстоянию и системе охлаждения, что позволяет обрабатывать их на одном оборудовании. Или единый для всех моторов привод газораспределительного механизма и вспомогательных агрегатов, который будет вынесен на заднюю стенку. Так лучше с точки зрения компоновки и безопасности пешеходов – чем дальше от носа, тем больше пространства между капотом и агрегатами. Согласно концепции количество одинаковых деталей у бензиновых и дизельных двигателей составит около 40%. Примерно в полтора раза выше унификация внутри семейств – например, детали шатунно-поршневой группы, топливной системы и наддува. Естественно, расположение двигателей под капотом тоже стандартизируют: угол наклона и точки крепления152 За рулем 06/2011 GENERATION iВ 2013 году стартуют две новые модели, воплощая в жизнь стратегию Efficient Dynamics. У обеих в названии индекс i, говорящий об альтернативных приводах и оригинальных технических решениях, улучшающих динамику и снижающих расход топлива. Cпорткар i8 – гибрид с подзаряжа­ емыми от сети батареями, концептуальным родителем которого послужил представлен­ ный в 2009 году во Франкфурте «БМВ­Вижн» (на фото) с заветными словами Efficient Dynamics в названии. Под капотом – два электромотора и трехцилиндровый дизель,На изготовление капота из углепластика и картона затрачивают около 20 минут. Разработчики утверждают, что при массовом производстве такая деталь будет не дороже тех, что сейчас устанавливают на серийные машины. Снизить неподрессоренные массы автомобиля суммарно на 6 кг помогут легкосплавные диски колес, полости которых заполнены термостойкими силикатами.суммарная мощность 356 л.с. Автомобиль расходует не более 4 л/100 км, а запас хода составляет около 700 км. БМВ­i3 – конкурент «Мерседес­Бенца» А­класса, новое поколение которого появится на рынке через год. Как и у i8, ради сниже­ ния массы шасси сделали из алюминия, а кузов – из композитных материалов на основе углеволокна. Компактный четырех­ метровый автомобиль оснащен электриче­ ским 170­сильным двигателем, который при полностью заряженных батареях позволяет проехать до 150 км. Ориентировочная цена новинки в Европе – около 40 000 евро. Эффективная динамика дешево не дается.В быту алюминиевую проводку почти полностью вытеснила медная. БМВ поступает наоборот, опять-таки для борьбы с лишними килограммами. Правда, при одинаковой электрической проводимости алюминиевые провода почти вдвое толще медных. Но даже в этом случае выигрыш в массе около 30%.агрегатов, а вместе с ними и расположение основных узлов систем охлаждения, подачи воздуха, выпуска, климатической установки. Может случиться, что даже сборщик на конвейере сразу не определит, какой перед ним двигатель – дизельный или бензиновый.На правах рекламы