164
165
166
ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯПОЛНЫЙ ПРИВОД НА ВРЕМЯПолный привод бывает отключаемый и постоянный. Первый обычно применяют на реальных «проходимцах» без межосевого дифференциала. При езде по дорогам такая схема помогает экономить топливо, причем в ступицы обычно монтируют муфты, отключающие привод от колес, – тогда экономия максимальна. Постоянный же привод работает все время и потому неизбежно увеличивает расход топлива. Зато управляемость автомобиля с ним лучше. На фирме ZF задумались, нельзя ли совместить приятное с полезным. Ведь привод на заднюю ось нужен лишь в определенных ситуациях, а большую часть времени вращающийся от колес карданный вал и главный редуктор лишь множат потери, даже если не передают крутящий момент. Новая система предназначена для полного привода, в котором передача момента назад большую часть времени отключена электронной муфтой. На заднем главном редукторе установлены два быстродействующих сцепления, отсоединяющих его от приводов колес. Таким образом, при обычной езде автомобиль превращается в переднеприводный, причем энергия не тратитсяНовый полный (или нет?) привод: на заднем главном редукторе видны рабочие цилиндры дополнительных сцеплений.на принудительное вращение заднего дифференциала и карданного вала. Но как только умная электроника сочтет нужным подключить к двигателю и задние колеса, муфты мгновенно выполнят команду. Более того, с помощью этих муфт можно активно влиять на распределение тяги между правым и левым колесами, дополнительно помогая системе стабилизации удержать автомобиль на заданной водителем траектории.ТРЕТИЙ ГЛАЗВодителю обычно хватает и пары глаз, но они имеют вредную привычку отвлекаться от дороги на звонящий телефон, рекламный баннер или симпатичную девушку. И тогда… Тогда на помощь придет бесстрастный «третий глаз» системы предотвращения аварий. Разработку израильской фирмы MobilEye отныне можно смонтировать практически в любом автомобиле. Подобные системы фирма поставляет ряду ведущих автопроизводителей на конвейер. Например, у «Вольво» она известна под названием City Safety. Теперь желающим приобщиться к высоким технологиям нет нужды менять автомобиль, чтобы их опробовать. Итак, что может система, состоящая из микровидеокамеры, многофункционального дисплея и мощного микропроцессора для обработки информации? Понятно, что камера смотрит в мир и передает картинку в процессор. Там она анализируется Полсекунды – это критически мало: притормозите! Отдельный сигнал предусмотрен для опасного сближения с пешеходами, велосипедистами и мотоциклистами.и сопоставляется с сигналами о скорости движения, работе тормозов, включенном сигнале поворота. Как только электронный мозг сочтет ситуацию критической, на дисплее появится предупреждающий сигнал и раздастся противный громкий звук, привлекающий внимание водителя. В спокойной обстановке на мониторе будет показана дистанция до впереди идущего авто, причем зеленый автомобильчик станет красным, если она подойдет к опасной черте. Если на дороге есть четкая разметка, сигнал предупредит водителя о непреднамеренном (когда выключен поворотник) ее пересечении. Разумеется, пограничные параметры, при выходе за которые активируется сигнал, зависят от скорости: в городской пробке «третий глаз» позволит приблизиться к бамперу впереди стоящего авто гораздо ближе, чем на трассе. В общем, глазейте по сторонам на здоровье и ждите сигнала. А по гудку сразу жмите на тормоз!164 За рулем 06/2011 Когда-то амперметр был непременной принадлежностью щитка приборов. И правильно – именно ток позволяет судить о работе генератора и аккумуляторной батареи. Потом его заменили менее информативным вольтметром: его проще подключать, не нужно делать разрыв цепи. Наконец, дошли до сигнальной лампочки, которая, увы, загорается далеко не при всех неисправностях электропитания. Очередной виток диалектики знаменует новинка фирмы Hella – интеллектуальный датчик батареи IBS. Устройство состоит из собственно датчика, который монтируется прямо на отрицательную клемму батареи, и электронного блока с небольшим дисплеем. После первого включения микропроцессор в течение трехчасового курса самообучения определяет тип аккумулятора, его состояние, и дальше водитель видит не только силу тока в цепи с точностью до трех разрядов, но и степень заряженности батареи в процентах, ее износ (то есть сколько ампер-часов уже никогда не восполнить) и время в часах, которое осталось до критического разряда при актуальном токе в цепи. Мало того, у прибора есть четыре свободно программируемых управляющих выхода, позволяющих поочередно отключать (при отсутствии зарядки) наиболее прожорливых потребителей. Например, аудиосистему, вентилятор отопителя, обогрев стекла, освещение и т. п. Эта функция особенно полезна для любителей кемперов, не мыслящих отдыха без музыки или телевизора, а потом обнаруживающих, что мотор не заводится.Комплект IBS состоит из собственно датчика (слева), электронного блока и жгута проводов для их соединения. При работе устройства водитель видит не только ток в цепи батареи, включая стартерный, но и полную информацию о ее состоянии. На снимке разрядный ток равен 0,1 А, батарея заряжена на 88%. При таком токе она продержится еще 699 часов, а 2% емкости потеряны навсегда.На правах рекламыВОЛЬТЫ, АМПЕРЫ И ЧАСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯТЕЛЕФОННОЕ ПРАВОУстройство Alpine ICS-X8 не приписать ни к одному из привычных классов – оно создано в рамках новой концепции Mobile Media 3.0. По классификации Alpine 1.0 относится к автомобильному радио, 2.0 – к видео, а вот 3.0 – к автомобильному Интернету. На первый взгляд, ничего нового: в конце концов, вставить сим-карту в привычную «магнитолу» не проблема – но зачем? Проведенный фирмой анализ рынка показал: сегодня в мире насчитывается 1,4 млрд. сотовых телефонов и 294 млн. смартфонов. Но к 2015 году доля последних возрастет до 28%. А ведь каждый такой аппарат имеет выход во Всемирную Сеть и представляет собой не просто телефон – целый медиацентр с навигатором, способный хранить в необъятной памяти массу аудио- и видеофайлов, проигрывать их, пусть через наушники и на маленьком экране. Стоп! А зачем тогда всю эту начинку дублировать в головном автомобильном устройстве? К своему коммуникатору водитель уже привык, ему бы только добавить мощный усилитель да большой сенсорный экран, позволяющий удобно управлять всеми функциями движением пальцев. Так и появилась на свет новинка, сопряженная (пока) со смартфонами Nokia. Работает так. Соединяете смартфон специальным кабелем с разъемом на ICS-X8, и вот уже по большомуКартинки на экранах ICSX8 и смартфона в режимах навигатора и плеера идентичны и позволяют управлять функциями привычным способом.7-дюймовому экрану разбегаются те же ярлычки и картинки, что и на телефоне. Более того, всеми функциями можно управлять точно так же, как вы привыкли. И все же назвать новое устройство оконечным по отношению к смартфону тоже нельзя. Потому что в него добавлен DVD-привод для чтения дисков, а также АМ/FM-радиоприемник. Заодно аппарат умеет транслировать в смартфон сигналы от внешней GPS-антенны – чтобы не было необходимости держать его на виду под стеклом. Заметим, что если за руль сядет, скажем, супруга со своим смартфоном, то в ее распоряжении на ICS-X8 сразу окажутся собственная записная книжка, медиатека, навигатор с привычными маршрутами и адресами. В ближайших планах – разработка интерфейса для аппаратов HTC, Apple, BlackBerry, Sony Ericsson, Samsung.ПО ПРИМЕРУ iPADСенсорные технологии вдохновляют нынче не только создателей портативных компьютеров – им нашлось место и в автомобиле. На техническом конгрессе Союза немецких автопроизводителей (VDA) фирма «Континенталь» продемонстрировала свое видение перспективной центральной консоли – так называемый Center Stack. Экран монитора и панель с кнопками выполнены как единая отливка с плавными обводами. Но кнопокНовая консоль не только стильно выглядит, она еще очень плоская и легко встраивается в любой автомобиль, особенно оснащенный цифровым CANинтерфейсом.и ручек-то здесь как раз нет. Вместо них в зависимости от того, в каком пункте меню находится водитель (или уже пользователь?), на панели загораются нужные ярлычки, к которым достаточно просто прикоснуться. Мало того, если речь идет о плавной регулировке какого-либо параметра, например температуры в салоне, загорается изображение виртуального «движка», который можно стронуть пальцем. Система умная: чтобы сразу не перевести климат-контроль с +22 на +10 °C, автоматически выбирается такая чувствительность емкостного сенсора, что за одно движение можно изменить регулировку всего на несколько градусов. А вот «движок», управляющий скоростью вентилятора, напротив, позволяет разом пройти весь диапазон настройки. Символы подсвечены светодиодами, цвет которых можно изменять по желанию. Излишне говорить, что и сам экран монитора также выполнен по технологии «тачскрин» – функций в меню много, все на панель не помещаются. Можно ли попасть пальцем в нужное место вслепую, не отрывая глаз от дороги? Разработчики отвечают утвердительно: ярлычки загораются не абы где, а точно над небольшими выступами, имитирующими кнопки. Нужно только не забыть, что именно и где загорается в каждом конкретном случае… Зато, когда автомобиль стоит с вынутым ключом зажигания, ничто не выдает присутствия высоких технологий: перед вами лишь глянцевая черная панель. Она оживает только в присутствии владельца авто.166 За рулем 06/2011